СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 7 классе «Сила трения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Сила трения.Трение в природе и технике».

Тип урока: Урок изучения нового материала

 Формы организации урока и  познавательной деятельности  обучающихся:лекция с элементами беседы, коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.

 Оборудование:   мультимедийный проектор и экран,  лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, стеклянная поверх-ность,наждачная бумага, раздаточный материал, слайдовая презентация. 

Цели: познакомить с новым явлением  трения,его причинами,закономерностями,создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 7 классе «Сила трения»»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования,науки и молодежи Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2"

Муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым













Открытый урок

в 7- А классе

«Сила трения»





















г.Симферополь,


2023 г.

Ф.И.О. Байкова Рамиля Мукаддасовна Дата: 12.12. 2023

Учебный предмет: физика

Класс: 7-А

Тема урока: «Сила трения.Трение в природе и технике».

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы организации урока и познавательной деятельности обучающихся:лекция с элементами беседы, коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, стеклянная поверх-ность,наждачная бумага, раздаточный материал, слайдовая презентация.

Цели: познакомить с новым явлением трения,его причинами,закономерностями,создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации

Задачи

Образовательные:

1. Формирование научного мировоззрения учащихся.

2. Формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний причины возникновения силы трения, ее направления.

Развивающие:

1. Сформировать познавательный интерес;

2. Развить мыслительные операции и внимание путем выполнения разного рода заданий.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к физике;

2. Формировать умения работать в паре, группе;

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, развитие логического мышления, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков, здоровьесберегающие.

Формируемые УУД:

предметные: научиться проводить наблюдение различных физических явлений и объяснять физические термины ; приводить примеры различных физических явлений;

метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять познавательную цель, проявлять познавательную инициативу; понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами; строить логическую цепь рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и обосновывать ее;

личностные: формирование мотивации в изучении наук о природе; убежденности в возможности познания природы; формирование мотивации учебной деятельности и учебно-познавательного интереса, самооценки на основе критерия успешности,развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.


Ход урока


1.Организационный этап. Приветствие,проверка подготовленности к уроку

Ребята, сегодня мы наш урок начнем с загадки:

Какая физическая величина является причиной изменения скорости тел?

В Ньютонах выражается,

Буквой F обозначается,

А как же она называется?

Обучающиеся: Это – сила!

Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?

Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.


2.Мотивационный этап «Блиц-опрос»

Цель: повторить основные понятия и определения , подготовить обучающихся к восприятию нового материала

Давайте попробуем вспомнить:

Что же такое сила?

К чему приводит действие силы?

Какие силы мы уже знаем?

Укажите название прибора для определения силы .

Укажите единицы измерения силы

Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?

Со стороны какого тела действует сила тяжести?

Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.

Как действует сила упругости и куда она направлена?

Как действует вес тела и куда он направлен?

Задание для 3 учеников у доски:

Покажите силу упругости, силу тяжести и вес тела на чертеже.



Целеполагание

Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока

Какое физическое понятие объединяет все вопросы? Сила.

Запишем его в тетрадь ,как начальное слово темы урока. А чтобы тема была полной, решите кроссворд, и тема станет известна!

1.Единица измерения силы-…

2 .Явление сохранения скорости при отсутствии действия на него других тел-…

3Сила ,с которой тело вследствие притяжения к Земле,действует на опору или подвес- …

4..Прибор для измерения силы…

5.Физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое- …

6.Мельчайшая частица любого вещества- …


Записываем тему урока: Сила трения. Трение в природе и технике

Какие цели поставим перед собой на уроке?

Поставим цели по ключевым словам:

  • Дать….(определение)

  • Выяснить….(причины трения)

  • Узнать…..(виды трения)

  • Провести…..(эксперимент)

  • Сделать……(выводы)

  • Уточнить:..Полезное или вредное?

3. Изучение нового материала.

Прием «Инсерт»

Цель:внимательно прочитать текст параграфа, определив для себя значимость информации

Откройте учебник, параграф 32 ,стр. 107-108

Найти текст и ответы на вопросы:

а) определение силы трения и запишите в тетрадь.

б) причины возникновения силы трения.

в) какие виды трения вы узнали.

г)обозначение,единица измерения,формула,прибор для измерения

Физкультминутка.Прием «Покажи явление»

Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться

Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём. Предлагаю смоделировать и показать силу трения - покоя, скольжения,качения: руками, теперь- ногами.

Молодцы, продолжим!

4.Первичное понимание

прием «Примени правило на практике»

Цель; научить правильно измерять силу трения динамометром и делать выводы.

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей,

Поделитесь на группы, у нас получилось 7 групп.

Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу.


Группа № 1,2,3

Сравните силы: трения покоя, скольжения, качения.

Порядок выполнения работы.

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = ___________  = ___________

Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске.

Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза;

к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске..

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в таблицу.


Измерьте силу трения качения бруска.

Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша

и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра

. Результат измерения силы запишите в таблицу.


Сила трения
покоя

Сила трения
скольжения

Сила трения
качения

 

 

 





Сделайте вывод: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?


Группа № 4,5,6

Изучите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц .д. = _________________________________ =



Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по деревянной поверхности

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Дерево по дереву

 

Дерево по гладкой бумаге

 

Дерево по шершавой поверхности

 

б) по гладкой бумаге

в) по шероховатой поверхности

Результаты измерений запишите в таблицу.

Сделайте вывод:

1) зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

2.Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?)

б) от шерохов атости трущихся поверхностей?

Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше

Группа № 7

Изучите зависимость силы трения скольжения от силы давления

и независимости от площади трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:






Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Сила трения
при движении бруска на большой грани

Сила трения
при движении бруска на маленькой грани

 

 

Ц .д. = ____________  =






1.Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения

скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу.

2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груз

и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу.

Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?)

б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?

А сейчас каждая группа презентует свои результаты . Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы.

Прием «Проверь себя!»

Я предлагаю вам проверить , насколько вы усвоили материал и выполнить тест,который на слайде



























Тест

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А.сила трения качения У.сила трения скольжения В.сила трения покоя

2.Книга лежит на столе? Какой вид силы трения действует на книгу?

Е.сила трения качения Д .сила трения скольжения С. сила трения покоя

3. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

П.Увеличивается Д. не изменяется Е. уменьшается

4. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению Е. против движения Н. не имеет направления

5. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

И. не изменяется Х. уменьшается К. увеличивается



















ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

1 2 3 4 5

У С П Е Х

Проверим ответы(поменявшись тетрадями). Кто получил кодовое слово “успех”?

5 прав.ответов-«5» ; 4 прав.ответа -«4»; 3 прав.ответа -«3»; 2 прав.ответа-«2»

Выставление оценок.

Ребята , жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет не только отрицательную,но и положительную роль.

Это даже отражено в народной мудрости в поговорках и в пословицах.

Например: Пошло дело как по маслу.

Что кругло – легко катится.

Не подмажешь, не поедешь.

Лыжи скользят по погоде

Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

Так какое же оно, трение?(Полезное или вредное)

Прием «Яркое пятно»

Цель : используя рассказ о железной дороге, создать проблемную ситуацию . Постановка проблемы. Ребята, я хочу рассказать вам историю. Случилось это в далеком 1851 году. 18 августа император Николай I совершил поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчёркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако случилось непредвиденное – был дан сигнал к отправлению, а паровоз не мог тронуться с места! Как вы думаете, что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Что не учел генерал Клейнмихель?

Так какое же оно, трение? Вездесущее , необходимое или мешающее?

Знакомство с отрицательной и положительной стороной силы трения.

Просмотр видеофильма инфоурока Трение в природе и технике

5.Рефлексия

Какую тему мы изучили сегодня?

Какие вопросы рассмотрели?

Кому понравился сегодняшний урок?

Поднимите руки те,кто считает ,что все понял на уроке?

Поднимите руки те,кто не понял вопросы,которые мы рассматривали.

6.Домашнее задание

Цель : предложить 2 вида задания(на выбор)

1) § 32-34 читать,изучить конспект

А как вы думаете, ребята, как выглядел бы мир без трения?

Пофантазируйте и напишите дома

1) физическую сказку «Как я жил бы без силы трения» ( по желанию)

2)Сделайте таблицу и выпишите: Трение полезное и вредное

Учитель выставляет отметки за урок, указывает на допущенные учащимися ошибки, недочеты в ответах

Спасибо за урок.



1