СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9-м классе "Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока информатики в 9 классе с учетом требований ФГОС.

ФИО автора: Дубинкин Павел Николаевич

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика

Класс: 9

Тема урока в теме: Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

Базовый учебник: Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

 

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о  понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы заполнения одномерного массива; 

метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией; умение оценивать правильность выполнения задачи;  

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Учебные задачи:

 1) напомнить сущность понятия массив, одномерный массив;

2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в языке программирования Python;

3) научиться выводить на экран массивы несколькими способами

 

Формируемые УУД

Личностные УУД 

  • профессиональное самоопределение;
  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные УУД :

  • постановка учебной задачи на основе ранее изученного материала;
  • составление плана и последовательности действий;
  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные УУД 

  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач.

 

Используемые на уроке средства ИКТ:   персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные образовательные ресурсы:  презентация «Одномерные массивы целых чисел» из электронного приложения к учебнику, практические работы на Яндекс.Учебнике.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9-м классе "Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

























Конспект урока по информатике

в 9 классе (ФГОС)

по теме «Одномерные массивы целых чисел.
Описание, заполнение, вывод массива»













Подготовил:

учитель информатики

Дубинкин Павел Николаевич






г. Яхрома, 2022

План-конспект урока информатики в 9 классе с учетом требований ФГОС.

ФИО автора: Дубинкин Павел Николаевич

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика

Класс: 9

Тема урока в теме: Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

Базовый учебник: Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.



Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы заполнения одномерного массива;

метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией; умение оценивать правильность выполнения задачи;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Учебные задачи:

1) напомнить сущность понятия массив, одномерный массив;

2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в языке программирования Python;

3) научиться выводить на экран массивы несколькими способами



Формируемые УУД

Личностные УУД 

  • профессиональное самоопределение;

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные УУД :

  • постановка учебной задачи на основе ранее изученного материала;

  • составление плана и последовательности действий;

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные УУД 

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач.


Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные образовательные ресурсы: презентация «Одномерные массивы целых чисел» из электронного приложения к учебнику, практические работы на Яндекс.Учебнике.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемая продолжительность этапа

Примечания

1.Организацаонный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, контроль готовности к уроку.

Подготовка к учебной деятельности.

3 мин.


2.Актуализация знаний, постановка проблемы.

  • Мы изучили запись на языке Python алгоритмической конструкции «цикл». Итак, какие виды циклов вы знаете?



  • А какие типы данных мы использовали до сих пор при решении задач на компьютере?

Давайте попробуем решить задачу: известно количество жильцов каждой квартиры в 100–квартирном жилом доме, необходимо определить номер самой многонаселенной квартиры и количество жильцов в ней.

  • На какой вопрос задачи можно ответить, решив задачу с помощью цикла?

  • Чего нам не хватает для ответа на первый вопрос?



Цикл по параметру for;

Цикл с предусловием while;

Цикл с постусловием (не реализован в Python)



Int, float, bool, str



Ответить на второй вопрос можно используя цикл for и прием поиска максимального числа, но чтобы ответить на первый вопрос необходимо знать номер максимального элемента, его индекс. Простых типов данных не достаточно для решения задачи.

7 мин.


3.Формулировка темы и целей урока.

Давайте подумаем, в каком виде хорошо было бы записать нашу задачу для обычного математического решения?




Вспомните, как называется такая структура?


Верно, сформулируем тему урока.

Прежде чем использовать структуру массива для решения задач, мы должны узнать, как он записывается, как заполняется и выводится.

Давайте составим план действий.

В виде таблицы с одной строкой и заголовком:

Жильцы (D)

Или так: D = [7, 5, 9, 1, 0, 2, 4, 3, 6]


Таблица или массив.



Массивы в языке программирования Python.

План:

1.научиться задавать одномерный массив в Python;

2. Узнать, как заполнять массивы;

3.Узнать как выводить массивы на экран

4. Закрепить полученные знания на практике.

5 мин.


4.Изучение нового материала.

Демонстрация презентации к уроку.



В языке Python нет необходимости заранее определять переменную массива. Ее можно сразу использовать для работы


Мы можем создать как пустой массив. Возникает необходимость заполнить массив нужными нам значениями. Как и с помощью чего это сделать на языке программирования?

Запишите возможные варианты заполнения массива.






А какой оператор поможет нам заполнить массив случайными числами?

Конспектирование презентации.

Одномерный массив — это определенное количество элементов, относящихся к одному и тому же типу данных, которые имеют одно имя, и каждый элемент имеет свой индекс — порядковый номер.

Индексация (нумерация) элементов массива в языке Python начинается с 0.

1 способ. Явное определение элементов массива

A = [1, 2, 5, 8, 12]

2 способ. Ввод каждого значения с клавиатуры:

2.1. Можно создать пустой массив и заполнять его с помощью метода append()

a = []

for i in range(10):

a.append(int(input()))

2.2. Можно создать массив заполненный нулями и обращаться к индексу каждого элемента и присваивать ему значение, используя цикл с количеством шагов, равных количеству элементов массива.

a = [0]*10

for i in range(10):

a[i] = int(input())


3 способ. С помощью оператора присваивания (по формуле):

a = []

for i in range(10):

a.append()


- модуль random

4 способ. С помощью оператора присваивания (случайными числами):

import random as rnd

a = []

for i in range(10):

a.append(rnd.randint(0, 100))

7 мин.


5. Закрепление нового материала.

Выполните практические работы в Яндекс.Учебнике по темам Массивы и операции с ними и Добавление элементов в массив


15


Итак, мы научились заполнять одномерный массив. С помощью какой команды реализуется ввод элементов в Python?

А как вы думаете, как мы будем выводить массив? Как реализуется вывод данных в Pyton?


Вспомните какие есть параметры у команды print() и за что они отвечают?




Предположите, как будет выглядеть в Pyton часть программного кода для вывода 10 элементов массива A в столбец?

А теперь выведем массив A из 14 элементов в строку через запятую.



С помощью команды append()


С помощью команды print()



sep – за разделители между выводимыми элементами

end – за конец строки после выполнения команды


print(*arr, sep='\n')



print(*arr, sep=', ')

7


Как вы думаете, какие задачи можно решать с помощью одномерных массивов?

На следующем уроке мы научимся обрабатывать массивы. Запишите дом.задание.

Домашнее задание: пар. 2.2 в электронном пособии к учебнику (вложение в ШП), домашнее задание в Яндекс.Учебнике

1