СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок В.Бианки Музыкальная канарейка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок В.Бианки Музыкальная канарейка»

Тема урока: Музыкальные инструменты. Оркестр.

Цели урока:

  1. Обучающая: Научить правилам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре, смоделировать из знакомых ритмоформул сопровождение к выбранной ребятами музыке;

  2. Воспитывающая: Способствовать формированию любви и бережного отношения к окружающему миру;

  3. Развивающая: Познакомить с музыкой великих

композиторов: романсом М. И. Глинки «Жаворонок»,


Проблемные вопросы урока: Может ли музыка принести вред? Как играть на инструментах в оркестре? Что необходимо помнить о природе, об окружающем нас мире всем людям на земле, какой бы деятельностью они не занимались, чтобы сохранилась гармония, мир, любовь?

Оборудование:
  1. аудиозапись музыки композиторов «Весна» А. Вивальди., фрагмент симфонии № 6 (Пасторальная) Л. Бетховена, романс «Жаворонок» М. И. Глинки,
  2. музыкальные инструменты,

  3. рассказ В. Бианки «Музыкальная канарейка»

  4. Эпиграф урока: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д. Б. Кабалевский.


План урока - творческой мастерской.


Вступительное слово учителя (мастера): В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он настолько привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Для нас это самые

обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. О чём думает композитор, создавая музыку? Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:

…Чистый лист бумаги,

Нотная строка.

Звуки всей Вселенной

В мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже,

Это удержать,

Красоту созвучий

Людям передать!

Композитор не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать нас, радовать, доставлять удовольствие. Но, вот, наконец, музыка написана. (Вопрос детям)

  • Как же мы, слушатели, услышим её? Кто нам в этом поможет?

  • Правильно музыкант, исполнитель. А что это за человек музыкант?

  • Верно - это человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом.

  • А какие музыкальные инструменты мы с вами уже знаем? Давайте вспомним известные шумовые музыкальные инструменты.

Слайды презентации с загадками (Что за инструменты? )

Слово учителя: А если инструменты, которые вы назвали, заиграют вместе, как будет называться такой способ исполнения музыки?

Ответ детей: Оркестр.

Индукция (наведение, создание творческого настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, в качестве индуктора здесь выступает текст.)

Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ Виталия Бианки, который называется «Музыкальная канарейка». В нём тоже рассказывается об оркестре, а вот о каком? Послушайте.

Учитель читает рассказ:« У моей бабушки была канарейка. Бабушка её очень берегла, потому что канарейка была тоненькая, нежная – вся жёлтенькая и пела чудесно. Эта канарейка тоже музыку обожала, только самую хорошую. Бабушка ей всегда самые лучшие свои пластинки заводила, разные там концерты.

Вот как-то бабушка ушла из дому, а я позвал к себе ребят. На дворе был дождь, нам было скучно, и мы придумали устроить свой оркестр.

Я взял гребёнку и тонкую бумажку, сделал себе гармошку. А ребята – один себе стакан поставил – ложечкой стучать, другой – пустое ведро кверху ногами: вместо барабана; у третьего трещотка деревянная была. И начали мы играть известную песенку: «Мы едем, едем, едем в далёкие края!» И совсем у нас дело на лад пошло, начало даже что-то получаться, - вдруг входит бабушка. Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку… (Остановиться, не дочитывая до конца)

Учитель: Ребята, какие чувства вызвал рассказ? Обсудите в группах (работа идёт в группах, в творческой мастерской они формируются по усмотрению учителя, можно сформировать смешанные по уровню группы).

Социоконструкция (работа в группах).

Социализация (всё, что делали индивидуально или в группах, должно быть обнародовано, обсуждено) Диалог с группами, обсуждение.

Учитель: А вам хочется устроить такой же оркестр? У нас сегодня в классе тоже есть музыкальные инструменты. Давайте, как и ребята из рассказа устроим оркестр и сыграем ту же песенку. (Детям раздаются шумовые инструменты)

Социоконструкция: (работа в группах) учитель играет песенку, а дети в группах придумывают сопровождение (подыгрывают на шумовых инструментах).

Социализация (всё, что делали индивидуально или в группах, должно быть обнародовано, обсуждено) Каждая группа играет сопровождение. (Играют очень громко, просто с неистовством ударяя по инструментам, не слушают друг друга, и, в конце концов, не слушают музыку).

Учитель (обсуждение): Ребята вам понравилось играть в оркестре? А как вы думаете, понравилась бы наша с вами игра музыкальной канарейке? Вы помните, понравилась ли музыка, сыгранная ребятами бабушке? Как она прореагировала?

Ответ детей: Да, нам понравилось и бабушке тоже, ведь она же улыбнулась. Канарейке, мы думаем, тоже бы понравилось.

Учитель: А ведь мы с вами не дочитали рассказ, давайте попробуем досочинить окончание.

Социоконструкция: работа в группах, ребята сочиняют своё окончание.

Социализаци: Обсуждение вариантов окончания.

Учитель: А хотите узнать, как у В. Бианки заканчивается рассказ? (предлагает дослушать окончание рассказа):

Разрыв (внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему. К поиску ответов, к сверке нового знания и старого – обсуждение правил игры в оркестре)

«…Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку. Потом посмотрела на клетку да как всплеснёт руками:

-Ах, что вы делаете! Вы мою канарейку убили!

А мы к её клетке даже близко не подходили. Смотрим – правда, канарейка лежит на песке, глаза закрыты и ножки кверху…»

Учитель: Ребята, как вы как думаете, почему канарейка лежала на песке с закрытыми глазками и ножками к верху, в чём причина?

Социоконструкция: Работа в группах.

Социализация - ответы детей, обнародование выводов.

Учитель: (дочитывает окончание)

«Бабушка сразу всех ребят зонтиком выгнала и давай канарейку свою сердечными каплями отхаживать. Отходила всё-таки.

Бабушка немножко успокоилась и говорит…»

«- Глупые какие! Разве можно при ней такой отвратительный шум устраивать! Ведь у неё замечательно нежный слух. Она не может вытерпеть ваших трещоток, вёдер и губных гармошек. Это очень музыкальная птичка-певичка, и с ней сделался настоящий обморок от вашей безобразной игры».

Слово мастера: с помощью детей делает вывод о том, что нужно думать об окружающем нас мире, быть к нему внимательнее, любить всё живое, творить своим творчеством добро, жить в гармонии с окружающим нас миром. Что для этого нужно, как нужно было играть? Разбираются правила игры в оркестре - не только вместе и громко, а слаженно, под управлением дирижёра, по партитуре, выбрать соответствующую музыку, инструменты, с соответствующими тембрами. Затем детям предлагается послушать произведение М. Глинки «Жаворонок» с предложением организовать один большой оркестр.

Мастер (учитель): предлагает детям выбрать инструменты с подходящим тембром и смоделировать из знакомых ритмоформул сопровождение к выбранной ребятами музыке.

Социоконструкция: Работа в группах (у каждой группы свои инструменты 1- металлофоны, 2- колокольчики, 3- треугольники) Моделирование каждой группой ритмического сопровождения к музыке М. И. Глинки.

(Идёт закрепление умения играть в оркестре по правилам в группах)

Социализация (обнародование): Звучит произведение «Жаворонок», а каждая группа по очереди играет своё ритмическое сопровождение.

Рефлексия с помощью мастера: как думали раньше, как сумели установить истину, выведение правил игры в оркестре.

Социоконструкция: коллективное творчество играем как один большой оркестр, соединяем все инструменты вместе. «Жаворонок» звучит в записи, а мастер выполняет функцию дирижёра.

Афиширование (презентация творческого продукта) - исполнение на музыкальных инструментах с нежным тембром (металлофоном, колокольчиками, треугольниками) смоделированного ритмического сопровождения к музыкальному фрагменту, выбранному самими ребятами романсу «Жаворонок» М. И. Глинки.

Заключительное слово мастера: Обращает внимание детей на эпиграф урока: « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д. Б. Кабалевский. Ребята, сегодня музыка научила нас быть не только хорошими музыкантами и композиторами, но и сделала нас лучше, умнее, добрее, внимательнее к окружающему нас миру. Мы поняли одну очень важную истину, которая касается всех людей на земле: что бы не делал человек, он должен помнить, что он наделён величайшей ответственностью за сохранение родного дома человека Землю и её обитателей. Мы должны не только любоваться природой, но и понимать её, учиться у неё, беречь её.