Федеральная служба исполнения наказаний России
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №57
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Протокол № _2_
от «_01_» _октября__ 2021_г.
План-конспект урока
По предмету ОП.02 «Материаловедение»
Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Тема 4.2. «Стекло и керамические материалы»
Преподаватель: Тарапунов В.В.
г. Калуга – 2021 г.
План урока №_27-28_
Дата проведения открытого урока: 19 октября 2021 года
Группа: № 1-3Ф
Дисциплина: Материаловедение
Тема урока: «Стекло и керамические материалы»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока:
Образовательная:
- изучить строение, свойства и назначение стекла и керамических материалов, технологические характеристики изделий из стекла и керамических материалов.
- выработать у учащихся навыки и умения применять теоретические знания, полученные на уроках МДК02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»
Развивающая:
- развивать у обучающихся умение четко излагать свои мысли, анализировать полученную информацию, выделять главное и аргументировано доказывать свою точку зрения по данному вопросу
Воспитательная:
- привить интерес к будущей специальности;
- воспитать у учащихся умение работать в команде, культуре дискуссий, умению слушать и быть услышанным.
Междисциплинарные связи: дисциплина МДК02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей» по теме № 1.21: «Приборы освещения и контроля»
Оснащение урока:
Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков Учебник. - М. «Издательский центр «Академия»,2017;
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие. – М. «Издательский центр «Академия»,2017;
Рабочая программа, КТП, доска, конспект;
Раздаточный материал; карточки-задания; карточки тестовых заданий;
Мультимедийный комплекс (ТВ, образовательные видеоматериалы).
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент | 5 мин. | Приветствие. | |
Проверяет посещаемость в группе. | Докладывает дежурный |
Проверка готовности к работе. | Проверяют наличие учебных принадлежностей |
Сообщение общего хода занятия, организация внимания студентов. | Слушают |
Проверка домашнего задания | 10 мин. | Фронтальный опрос (устно): Выясняет степень усвоения материала, изученного ранее: Строение и назначение резины? Строение и назначение пластмасс? Строение и назначение полимерных материалов? Особенности структуры и технологических свойств резино- технических материалов? Область применения резинотехнических материалов? | Беседа со всей группой |
Индивидуальный письменный опрос (по карточкам): Карточка №1. Что такое каучук? Карточка №2. Чем различаются натуральный и синтетический каучук? Из чего производят синтетический каучук? Карточка №3. Основные свойства пластмасс? Карточка №4. Что такое органическое стекло? Области применения и использования органического стекла? | Отвечают 4 обучающихся |
Тестирование обучающихся (Приложение № 1) | Самостоятельная работа с тестами, взаимопроверка |
Обобщение по повторению, типичные ошибки, комментирование оценок | |
Постановка темы и целей урока | 2 мин. | Формулирует тему и цели урока для обучающихся | Оформляют тетради, записывают: |
Подготовка к восприятию нового материала | 2 мин. | Беседа со студентами, постановка учебной проблемы: Как вы думаете, каковы строение, свойства и назначение стекла и керамических материалов? Какие технологические характеристики у изделий из стекла и керамических материалов? | Участвуют в обсуждении |
Обобщение, сообщение новой темы: «Стекло и керамические материалы» | |
Объяснение нового материала | 45 мин. | Рассказ преподавателя по теме занятия (Приложение №2) Строение стекла и керамических материалов Свойства стекла и керамических материалов Назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из стекла и керамических материалов. | |
Подведение итогов самостоятельной работы; | |
Обобщение; | |
6. Закрепление | 20 мин. | Проверка задания, обобщение результатов | Самостоятельная работа обучающихся в малых группах по 2-3 чел. |
Беседа с обучающимися по вопросам для выявления степени усвоения новых теоретических знаний: Строение, свойства и назначение стекла Строение, свойства и назначение керамических материалов. Технологические характеристики изделий из стекла Технологические характеристики изделий из керамических материалов. | Отвечают на вопросы |
Обобщение | |
Домашнее задание | 3 мин. | Выдача домашнего задания по теме «Стекло и керамические материалы»: по конспекту | Записывают домашнее задание |
Итоги урока | 3 мин. | Рефлексия; Достижение целей урока, дисциплина Выставление оценок за урок; Объявление темы следующего урока | Слушают преподавателя Выражают мнение о занятии |
Приложение №1.
Мини-тест по теме занятия
Как называют процесс получения резины из каучука?
Деформация;
Вулканизация;
Пластификация;
Регенерация.
Какие материалы относятся к пластмассам?
Полиэтилен;
Органическое стекло;
Пенопласт;
Эбонит.
Пластификаторами в составе резины могут быть:
Парафин;
Вазелин;
Мазут;
Сажа;
Тальк.
В состав пластмасс входят:
Наполнители;
Отвердители;
Регенераты.
По поведению при нагреве все пластмассы подразделяют на:
Термостабильные;
Термопластичные;
Термореактивные.
Эталон ответов:
Б
А, Б, В
А, Б, В
А, Б
Б, В
Критерий оценок:
Оценка «5» - допускается 1 ошибка (95-100%)
Оценка «4» - допускается 2-3 ошибки (75-95%)
Оценка «3» - допускается 4-5 ошибок (50-75%)
Оценка «2» - 6 и более ошибок (менее 50%)
Приложение №2.
Конспект лекции по дисциплине «Материаловедение»
по теме 4.2. «Стекло и керамические материалы»
Стеклом называется твердый аморфный термопластичный материал, получаемый переохлаждением расплава различных оксидов. В состав стекла входит стеклообразующие кислотные оксиды (SiO, А12O3, В2O3 и др.), а также основные оксиды (ΚΟ, CaO, Na2O и др.), придающие ему специальные свойства и окраску. Оксид кремния Si02 является основой практически всех стекол и входит в их состав в количестве 50 — 100%.
По назначению стекла подразделяются на строительные (оконные, витринные и др.), бытовые (стеклотара, посуда, зеркала и др.) и технические (оптические, свето- и электротехнические, химико-лабораторные, приборные и др.).
Важными свойствами стекла являются оптические. Обычное стекло пропускает около 90%, отражает — 8% и поглощает — 1 % видимого света.
Механические свойства стекла характеризуются высоким сопротивлением сжатию и низким — растяжению. Термостойкость стекла определяется разностью температур, которую оно может выдержать без разрушения при резком охлаждении в воде. Для большинства стекол термостойкость колеблется от 90 до 170°С, а для кварцевого стекла, состоящего из чистого SiO2 — 1000°С. Основной недостаток стекла — высокая хрупкость.
150 лет назад стекло варили только в огнеупорных горшках. В них засыпали вручную шихту, состоящую из кварцевого песка, соды, мела, доломита и других материалов. Шихта при высокой температуре превращалась в прозрачную массу. Из жидкой стекломассы стеклодувы выдували различные сосуды, бутылки, посуду, цилиндры, из которых затем получали листы стекла. Это был тяжелейший труд. В 30-х гг. прошлого столетия в России появились первые ванные печи для промышленного производства стекла. Потребность в нем росла очень быстро. Один за другим возводились стеклоделательные заводы. И на каждом — одна или несколько ванных печей, выпускающих за сутки несколько тонн стекла.
Современные ванные печи — большие сооружения. Длина печи для производства оконного стекла — несколько десятков метров. Шихту в печь загружают непрерывно по 10—15 тонн в час с помощью механических устройств. Печь вмещает более 2500 тонн стекломассы и дает в сутки 350 тонн стекла и больше.
Даже при высокой температуре стекломасса обладает очень большой вязкостью, в десятки тысяч раз большей, чем вода. Поэтому в ней надолго задерживаются пузырьки газов, выделяемых содой, мелом и другими компонентами шихты. Кроме того, сотни тонн вязкой стекломассы трудно перемешать и сделать однородной. Все эти процессы требуют много времени.
Чем больше ванная печь и чем выше температура варки стекла, тем производительнее работает печь. Повысить температуру варки стекла можно, если не только обогревать печь газом или жидким топливом, но и использовать еще и электротермический эффект в самой стекломассе. Ведь расплав стекла при высокой температуре проводит электрический ток. Сейчас температуру ванных печей повышают до 1580— 1600° С и широко применяют электрообогрев.
Каждый год производят сотни миллионов квадратных метров оконного стекла. Мало того, из стекла научились делать прочные трубы, стекловолокно, стеклопластик, бронестекло, пустотелые строительные блоки, сложную, термостойкую лабораторную посуду. Стекло успешно конкурирует с металлом.
Огромно значение стекла в быту — это различная посуда, вазы, зеркала, окна и пр.; и в производстве – прочные трубы, изоляторы, строительные блоки, витражи и т.п.
Стекло – это очень перспективный материал в самых различных отраслях народного хозяйства.
Керамика — это неорганический минеральный материал, получаемый из отформованного минерального сырья путем спекания при высоких температурах(1200-2500°С). Структура керамики состоит из кристаллической, стекловидной(аморфной) и газовой фазы.
Кристаллическая фаза является основой керамики, ее количество составляет до 100%. Она представляет собой различные химические соединения и твердые растворы.
Стекловидная фаза находится в керамике в виде прослоек стекла. Ее количество составляет до 40%. Она снижает качество керамики.
Газовая фаза представляет собой газы, находящиеся в порах керамики.
По назначению керамика может быть разделена на строительную, бытовую и художественно-декоративную, техническую.
Строительная (например, кирпич) и бытовая (например, посуда) чаще всего имеет в структуре газонаполненные поры и изготовляется из глины.
Техническая керамика имеет почти однофазную кристаллическую структуру и изготовляется из чистых оксидов (реже карбидов, боридов или нитридов). Основные оксиды, используемые для производства керамики — А1203, ZnO2, MgO, CaO, ВеО.
Техническая керамика используется в качестве огнеупорного, конструкционного и инструментального материала. Она обладает высокой прочностью при сжатии и низкой при растяжении. Главный недостаток керамики, как и стекла — высокая хрупкость.
Керамика — это и фарфор, и фаянс, и майолика, и многие другие материалы и изделия из них. Что же такое керамика? Что же объединяет все эти материалы и изделия? В современном понимании керамика — изделия и материалы, получаемые спеканием до камневидного состояния природные глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений (слово «керамика» происходит от греческого «керамикос»— «глиняный», «гончарный»).
Пластичность глины была известна человеку еще на заре его существования. Обжиг, который придает глиняной массе твердость, водостойкость, жаропрочность, начал применяться человеком около 7 тыс. лет тому назад.
Широкому распространению керамики способствовала относительная простота ее производства: глины, которые имеются почти повсюду, обжигают на огне. Первоначально керамику использовали в основном для изготовления посуды и делали ее вручную. Около 6 тыс. лет назад в Шумере появился гончарный круг, что облегчило процесс формования посуды. Около 5 тыс. лет назад в Египте, Вавилонии и странах Ближнего Востока керамику научились покрывать глазурью (тонкий слой специальных составов, которые при обжиге приобретают вид стекла и защищают керамику от размокания, делают изделия более красочными). В это же время и там же научились делать кирпич.
В зависимости от требований к будущему изделию в состав глинистой массы вводят кварц, оксиды алюминия, титана и других металлов. Наибольшее распространение в керамической промышленности получил метод пластического формования. Заключается он в следующем – глину дробят и перемешивают с добавками (если в них есть необходимость), добавляют воду и «проминают» полученную массу до получения однородного пластичного теста требуемой густоты. Затем либо формуют изделия на специальных прессах (ковка, штамповка, прессование), либо разливают тесто в гипсовые формы. Далее массу обрабатывают в вакууме для удаления из нее воздуха, что улучшает пластические свойства массы и качество получаемой керамики. После этого массу сушат и обжигают.
В процессе обжига из массы удаляется вода и происходит разложение глинистого вещества с образованием стекловидного расплава, который при остывании связывает частицы более тугоплавких составных частей в прочное камневидное тело. В зависимости от того, какие исходные материалы используются и какое изделие требуется получить, обжиг ведется при температуре от 900° С (например, для изготовления строительного кирпича) до 2000° С (при производстве огнеупорных изделий). Продолжительность обжига составляет от 2—3 ч для мелких изделий до нескольких суток для крупных.
«Обычная», не имеющая специального названия керамика — это и обычный кирпич, и кирпич огнеупорный, и покрытые химически стойкими глазурями канализационные трубы, и плитка для полов, в том числе так называемая метлахская плитка, и электрические изоляторы, и многое другое. Свойства, исходный состав, режимы обжига «обычной» керамики очень разнообразны. Неглазурованная, пористая керамика, так называемая терракота, используется в основном для отделки зданий и изготовления художественных изделий; покрытая особыми прозрачными или непрозрачными (глухими) глазурями майолика используется для декоративной отделки.
Из других разновидностей керамики наибольшей известностью пользуется фарфор — изделия из керамики, имеющие непроницаемый для воды, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.
Фарфор впервые появился в Китае в VI—VII вв. Объясняется это скорее всего тем, что составной частью фарфора является каолин — глинистый материал, впервые найденный в местности Китая Каолин.
В Европе долгое время не могли разгадать секрета фарфора. Только в конце XVI в. в Италии был получен «мягкий» фарфор (без каолина), и лишь в начале XVIII в. был создан твердый фарфор.
В России еще Петр I положил начало длительным поискам секрета фарфора. Над загадкой фарфора работал М.В. Ломоносов, но лишь в 1744 г. Д.И. Виноградову удалось определить состав фарфора и научно обосновать его технологию.
По составу и условиям обжига различают 2 вида фарфора: твердый и мягкий (отметим, что слова «мягкий» и «твердый» характеризуют не твердость фарфора — мягкий может быть тверже — а температуру обжига). Наиболее ценен твердый. В его состав входят лишь глинистые вещества (беложгущиеся глины и каолин), кварц и полевой шпат и в виде исключения оксид кальция. Обжигается он при температуре до 1450° С. Мягкий фарфор более разнообразен по составу, а температура его обжига ниже — 1300° С. Технология подготовки массы обычная для керамики, но для получения фарфора высокого качества массу перед формованием выдерживают в темном сыром помещении. Раньше эта выдержка длилась годами, внедрение вакуумной обработки массы позволило сократить этот срок до двух недель. Как и любая керамика, фарфор бывает глазурованный и неглазурованный (в этом случае его называют бисквитом).
Многие из нас любовались в музеях посудой и художественными изделиями из фарфора. Но кроме этого, фарфор, обладающий химической стойкостью, твердостью, хорошими диэлектрическими свойствами, используется во многих областях науки и техники — в химии, электротехнике, электронике и др.
Близкий родственник фарфора — фаянс. Он отличается от фарфора в основном пористостью, из-за чего его выпускают лишь глазурованным. История возникновения фаянса относится к Древнему Египту. Фаянс используется для изготовления столовой и чайной посуды, а в строительстве — для изготовления облицовочных плиток, умывальников и другого санитарно-технического оборудования.
Трудно найти область человеческой жизни и деятельности, где керамика не используется. В быту и ракетостроении, радиотехнике и металлообработке, медицине, химии, физике — наверное, всюду. Изделия из керамики украшают наш быт — приятно пить чай из легкой, почти прозрачной фарфоровой чашки, а керамические резцы успешно конкурируют и часто превосходят резцы, изготовленные из самых жаропрочных и твердых сплавов. Керамика позволяет укротить высокие температуры и не боится самых агрессивных химических веществ.
Ситаллы представляют собой материалы, полученные путем кристаллизации стекол. Ситаллы изготовляют путем плавления стекольного
материала с добавкой катализаторов кристаллизации. Далее расплав охлаждается до пластического состояния и из него формуются изделия. Кристаллизация обычно происходит при повторном нагревании изделий.
По структуре ситаллы занимают промежуточное место между стеклом и
керамикой. Их структура состоит из зерен кристаллической фазы, скрепленных стекловидной прослойкой. Содержание кристаллической фазы составляет 30-95%. Пористость отсутствует.
Ситаллы характеризуются исключительной мелкозернистостью. По внешнему виду могут быть прозрачными и непрозрачными. Структура ситаллов определяет их свойства. Ситаллы имеют высокую твердость, высокую прочность при сжатии и низкую при растяжении, обладают жаропрочностью до 900-1200°С, жаростойкостью, износостойкостью. Они характеризуются высокой химической стойкостью и хорошими электроизоляционными свойствами.
Ситаллы отличаются хрупкостью, однако меньшей, чем стекло. Применяются ситаллы для деталей, работающих при высоких температурах и в агрессивных средах, деталей радиоэлектроники, инструментов.