I
II
III | Слайды презентаций: «Осень. Зима. Весна. Лето» Ресурс №1 |
– Отгадайте загадки: 1) Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле... (весна). 2) Посмотрите. Что за сказка? Всё вокруг в цветах и в красках. Сколько золотого света! Ну конечно, это – ... (лето). 3) Серые тучи по небу плывут. Клин журавлей улетает на юг. В небо взметнулись верхушки сосен. Бродит уныло за окнами... (осень). 4) Снег танцует и кружится. Королева-вьюга мчится на санях, а с ней сама Раскрасавица- ... (зима). После каждой отгадки нажимаю на ресурс №1, демонстрирую кадры с изображением соответствующего времени года. – Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.) О чем будем говорить? (О временах года.)
- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему. -Чтобы всем веселее работалось, я предлагаю всем закрыть глаза и послушать отрывок из музыкального произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года». Включаю аудиозапись на CD диске. – Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. (Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений. Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед; 3) листва на деревьях опала; 4) птицы улетели; 5) день короткий, ночь длинная.) Выслушиваю выступления всех групп. – А человека куда мы должны отнести, к живой или к неживой природе? (Человек – часть живой природы.)
| Ученики называют отгадки. Ученики называют все времена года, доказывая правильность своих ответов, перечисляя признаки каждого времени года. Дети называют текущее время года, дают ему характеристику Учащиеся слушают пьесу, делятся впечатлениями по прослушанному произведению. Учащиеся перечисляют признаки времен года. Подводится итог работы групп |
IV
V | | 1) Беседа «Кто подсказывает погоду?». Знакомлю детей с приметами: К хорошей погоде: -Комары летают роем. –Жуки проносятся с громким жужжанием. В реке играет рыба. К ненастью: – Муравьи не спешат на свои работы. – Рыба не клюет. 2) –Теперь поиграем в игру «Когда это бывает?». 1)Деревья сбросили наряд, обнажённые стоят. 2)Появился из-под снега, увидал кусочек неба. Самый первый, самый нежный, Чистый маленький цветок-подснежник. 3)Много снега намело. Птичкам стало голодно. Мастерю для них кормушку, дам им зёрен, дам ватрушку. Прилетай ко мне скорей, Забияка-воробей. Прилетай ко мне, сестрица, Желтогрудая... (синица). 3). Викторина «Явления природы (сезонные явления)». 1) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.) 2) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.) 3) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.) 4) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)
| Дети вспоминают народные приметы.
осенью весной зимой Дети называют времена года по перечисленным признакам, вспоминают услышанные от взрослых приметы сезонных явлений. |
VI
VII | |
4) Работа на листочках. - Выберите одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни. Раскрасьте эти рисунки. 5) Игра «Пантомима». Класс делю на четыре группы, каждая получает карточку, на которой написано время года и нарисованы детские забавы в эту пору. Зима – катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки. Весна – сбор первых цветов, пускание корабликов. Лето – плавание, игра в футбол. Осень – сбор осенних листьев. РЕФЛЕКСИЯ – Что нового вы узнали на уроке? – Какие приметы хорошей погоды вы знаете? – Назовите признаки ненастной погоды. – Какое время года вы любите? – Назовите признаки лета, осени, зимы, весны. -Оцените свою работу на сегодняшнем уроке смайликами.
| - Ученики раскрашивают рисунки. Одна группа учащихся показывает мимикой и жестами время года, а другие отгадывают. О животных-«синоптиках». Ученики дают полные, обоснованные ответы по теме урока. Дети показывают смайлики с разными выражениями настроения. . |