Открытый урок в подготовительной и старшей группах
Тема: «25 лет Независимости Казахстана»
Вед. - Елім менің, тәуелсіз жерім менің,
Күннен алған шуақты өмір деймін.
Рухы ұлттың өсіпті өлместей боп,
Көк байрағың төбемнен көрінген күн!
Гимн РК
Дети рассказывают стихи на казахском языке
1 ребёнок: Елімнің атын айтсам - Қазақстан,
Жерімнің атың айтсам-Қазақстан!
Қойнауы қазынаға толған мекен,
Байлығым атын айтсам – Қазақстан!
2 ребёнок: Ақ ниеті - алтын күн,
Асқақ арман қыраны.
Жалауы бұл халқымның,
Мәртебесі мақтаны.
3 ребёнок: Көк аспандай көкпеңбек
Қазақстан жалауы,
Көк емес ол тектен – тек
Елдің ашық қабағы
4 ребёнок: Мой Казахстан, ты независим.
И над страною вьётся флаг,
Орёл парит свободно в выси-
Знак мира, дружбы и добра.
Вед. - Ребята вас с первых шагов, с первых слов учат дружить; любить родную землю; знакомят с национальными обычаями. А скажите, что для вас означает это большое и и важное слово «Родина»?
Дети отвечают.
Вед. – Правильно! Все, что дорого нам с детства – и родной дворик, и улицы родного города, где мы гуляем, и красивые озера, высокие горы, богатые леса, голубые небеса – все это и есть родная земля.
Дети рассказывают стихи на казахском языке
5 ребёнок: Отан –жерім, Отан – суым,
Отан қуат, нәр береді.
Отан – ұран, Отан – туым,
Отан мәңгі гүлденеді!
Исполняется песня «Елімнің ертенгі иесі-біз»
Вед. – Ребята, есть у нашего народа – мудрая мысль – «не зная прошлого, не построишь будущего»! Вот для того, чтобы лучше узнать историю нашего народа, хорошо бы заглянуть в прошлое, но ка это сделать?
Ребенок: Можно прочитать много книг.
Ребенок: Можно заглянуть в «Интернет».
Вед. – Это очень хорошо, но долго, а как можно попасть в прошлое, не выходя из зала?
Дети – На «Машине времени»
Вед. – Тогда давайте соберем ее из этих деталей.
Игра «Машина времени»
Дети выкладывают на ковре «Машину времени»
из деталей, приготовленных заранее. Все скрепляются
палочками по типу конструктора.
Вед. – Ну, все! Машина готова. Можно и в путь.
Дети садятся на стулья . Звуки рева мотора и скрежета тормозов.
Боявляется Бай.
Бай – Стойте! Вы кто такие? Одеты необычно, не по-нашему? А это что (отскакивает от машины времени)? Уберите это чудовище! Я больше не буду!
Вед. – Уважаемый бай! Не удивляйтесь ничему. Мы такие же, как и Вы, только прилетели из будущего.
Бай – А вы не шаманы?
Дети – Нет – мы дети!
Бай – А чем докажите?
Вед. Ну, доказать это можно веселой детской песенкой.
Исполняется песня «Друзья »
Бай – Ну, я не знаю! А от нас чего надо?
Вед. – Мы бы хотели узнать какими были наши предки, по каким законам жили.
Бай – Ничего не знаю! Ничего не хочу! Убирайтесь назад в свое будущее!
Появляется Апа
Апа – Эй, дорогой! Так не годится принимать гостей. А ка же закон гостиприимства? Вы, ребята, устраивайтесь поудобнее и не слушайте этого злого старика. Дай, Аллах, чтобы в ваше время не было недобрых людей.
Испокон века казахи славились своим гостеприимством. Есть такая легенда: в давние-давние времена напал на землю смерч. Оскудела земля, ночтупил голод, вымер весь скот. Тяжело жилось людям! И вот однажды забрел в этот аул одинокий странник. Он продрог, очень устал. Увидел его старик из самой бедной юрты: «Видно, ему еще тяжелее чем мне приходится!» - решил старик. Пригласил он путника в юрту, обогрел и накормил перед дальней дорогой. Его гость так никогда и не узнал, что это еда была последней у старика (толкает Бая)! Вот таким важным был закон гостеприимства у наших отцов и дедов.
Бай – Да, ладно-ладно! Мне стыдно! Но, сдается мне, вы – современные дети, ничегошеньки о нас не знаете.
Вед. – Почему же, кое-что нам хорошо известно.
Бай - Ну, тогда скажите: какой образ жизни – оседлый или кочевой вели наши предки?
Дети: Кочевой.
Бай – А как называлось переносное жилище кочевников?
Дети: Юрта.
Бай- Ну хорошо, а вот построить аул с красивыми и удобными юртами вам не удастся.
Вед. – Почему же? Вставай в круг и учись строить юрты вместе с нами.
Игра «Кочевники»
Дети становятся в два круга, которые двигаются в противоположные стороны под музыку. С последним аккордом I части музыки дети прыжком поворачиваются в другую сторону, не отпуская рук. С окончанием II части дети приседают. С началом III (подвижной) части, бегут в разных направлениях. На последний аккорд пьесы собираются в два круга, высоко поднимают руки дети внутреннего круга, а находящиеся во внешнем приседают.
Исполняется танец «Балдаурен»
Апа – Ой – вот молодцы! Вы – дети нового времени – ничего не боитесь и все умеете. Вижу, впереди у вас чистая и широкая дорога.
Бай – Кстати, а вы прибыли к нам с какого века?
Дети: С 21 века!
Бай и Апа – Ух ты!
Бай – А есть ли у вас в 21 веке – в Казахстане какой-нибудь самый главный аул?
Вед. – Да! Целых два! У на теперь две столицы. Южная столица – город.....
Дети – Алматы.
Вед. – И северный центр.....
Дети – Астана.
На коне въезжает Джигит.
Дж. – Сүйінші! Сүйінші!
Апа – Здравствуй батыр! Что случилось?
Дж. – Я принес хорошую новость! Сүйінші!
Апа – Дело в том, что у нас издавна есть обычай: гонцу, принесшему хорошую весть, дается подарок. Так, что за новость ты принес?
Дж. – Слушайте! К нам сюда из будущего на машине времени летят дети 21 века!
Бай – Эта новость уже обрасла бородой. Гости уже здесь. Вот они.
Дж. – Я опоздал и пропустил все самое интересное.
Вед. – Не переживай, Батыр, все самое интересное еще впереди. Так, чтобы ты хотел за свою новость?
Дж. – Хочу веселую песню. Можно?
Дети – Можно.
Исполняется песня «Туған жерді»
Дж.- Поете вы хорошо! А поиграть со мной не хотите?
Дети: Да хотим.
Проводится игра с Джигитом «Байга»
Дж. – Вот спасибо! А какие изменения сейчас в Казахстане?
Вед. – Казахстан теперь – это огромная и богатая держава.
Бай – А есть ли у Казахстана какие-нибудь, только ему принадлежащие знаки?
Вед. – Конечно! Это язык нашего города – ана тілі, а также государственные символы.
Бай – Какие символы?
Дети: Гимн, Флаг, Герб!
Апа – А вот мне интересно, если дети такие, то каковы же взрослые Казахстана 21 века?
Вед. – Родители этих детей овладели многими профессиями – среди них есть люди, возделывающие землю, летчики; строители и врачи; учителя и артисты. Их трудом богата казахская земля.
Исполняется танец «Домбра»
Бай – Вот вы говорими о профессиях. Это так интересно! А вот, кем бы у вас мог стать я?
Вед. – А что ты любишь делать?
Дж. – Ну, он любит собирать нужные и ненужные вещи, менять их и продавать! Для тебя бы не нашлось места в будущем!
Вед. – Почему? Он был бы очень уважаемым человеком – коммерсантом.
Бай – Здорово! За то, что для меня нашлось у вас доброе слово, я готов измениться, стать лучше и даже подружиться с вами. У нас здесь все привыкли трудиться и радоваться вместе. А вот как у вас?
Вед. – Закон дружбы до сих пор является одним из самых главных на казахской земле. Ведь здесь живут люди самых разных национальностей. И , несмотря на то, что у каждого народа – свой язык, свои обычаи – все они дружно и мирно живут в Казахстане и трудятся на его благо.
Дети рассказывают стихи-поздравления
6 ребёнок – Халқымыздың ғасырлар бойы аңсаған,
Тәуелсіздігіне ие болғанымызға биыл
Жиырма бес жыл толып отыр.
7 ребёнок - Осындай мерейлі шақта еліміздің
Гүлденіп көркеюіне тілектеспіз.
8 ребёнок - Елімізге берекелі ғұмыр бейбіт
Аспан мықты денсаулық тілеймін.
9 ребёнок - Ашық аспан, жаса, жаса Қазақстан!
Все дети- Отан деген – Атамекен
Отан деген – ата-ана
Менің тұған жерім - Қазақстан.
Исполняется танец-флешмоб «Менің Қазақстаным»
Вед. – Ну, что ребята! Время посещения прошлого вышло! Пора возвращаться. Нас ждут великие дела.
Дж. – Возьмите с собой это угощение. У нас не принято отпускать гостей с пустыми руками (вручает угощение).
Бай - Земля твой мир,
Твой отчий дом.
Храни ее своим трудом
И песней на рассвете.
Апа – Будь к совершенству устремлен
Как колос к солнцу в поле,
Пока бессмертие времен
И вера в нашей воле!
Апа бросает шашу. Дети поворачиваются друг за другом.
Слышится рев мотора, дети машут руками,
прощаясь с хозяивами и убегают из зала.