МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ «Курасовская основная общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Урок (труд) технология
в 3 классе
«Бумага и её свойства. Использование бумаги и картона»
Тема урока: «Бумага и её свойства. Использование бумаги и картона.»
Цель: формировать знания об истории, составе, свойствах и производстве бумаги.
Задачи:
- выяснить какие свойства имеет бумага;
- способствовать развитию кругозора, развивать исследовательские умения и навыки обучающихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природным материалам.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: знают свойства бумаги, приёмы работы с ней, используемые при этом инструменты и приспособления, умеют применять различные приёмы работы с бумагой в практической деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: при помощи учителя определяют и формулируют цель деятельности на уроке; определяют последовательность действий, отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия и действия партнёров по работе, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, рассказа учителя, приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют и делают выводы.
Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной речи, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете, умеют находить выход из спорных ситуаций, не создавая конфликтов, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; понимают, для чего необходимы знания и умения, приобретённые на уроке, проявляют интерес к предмету; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.
Методы обучения: Беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала.
Инструменты и материалы: ёмкость с водой, тетради, ножницы, различные виды бумаги и картона.
Межпредметные связи: история, физика, химия, математика
Наглядно-демонстрационный материал: Видеоролик «Производство бумаги», раздаточный материал, мультимедийная презентация или плакат «Виды бумаги», плакат «Правила безопасного труда при работе с ножницами».
Ход и содержание урока.
1.Мотивационный этап.
Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Круг доверия. (возьмёмся за руки, почувствуем тепло и надёжность руки товарища и улыбнёмся; мы единая команда и нам никакие преграды не страшны)
2.Целеполагание. Формулирование темы урока. (притча)
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
— Что вы здесь видите? — спросил старец.
— Точку. — ответил один.
— Черную точку. — подтвердил другой.
— Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
— Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
— Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…
- О каком материале будем говорить на уроке?
- Что можем узнать о ней?
ВЫВОД: Тема урока: «Бумага и её свойства. Использование бумаги и картона».
На уроке мы узнаем технологию изготовления бумаги, в результате исследовательской и экспериментальной деятельности выясним свойства бумаги и картона.
ГИПОТЕЗА: Предположим, что люди потеряли технологию производства бумаги. Изменится ли жизнь на земле?
3.Открытие новых знаний.
а) Рассказ учителя означении бумаги в жизни человека
Бумага – это изобретение человека. Она состоит из переплетённых между собой растительных волокон. Родиной бумаги является Китай. Технологию изготовления бумаги они придумали ещё во 2 веке. Однако китайцы долгое время хранили в строжайшей тайне технологию ее изготовления. Первоначально бумагу делали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали водой, перетирали в однородную массу, затем сушили. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым - стеблями бамбука, древесной корой, тряпьём. В России научились изготавливать бумагу лишь в 14 веке.
– Сейчас бумага – один из самых распространённых материалов: на бумаге печатают книги, газеты, фотографии и деньги, из неё делают тетради, блокноты, альбомы. На бумаге мы пишем и рисуем. Из неё изготавливают коробки для упаковки различных предметов.
Какие виды бумаги вы знаете? Бумага бывает плотная и тонкая, копировальная, гофрированная, бархатная, глянцевая, офисная.
Работа с образцами «Виды бумаги и картона»
– С тех давних пор технология изготовления бумаги не изменилась, только теперь её делают не вручную, как на ФОТО, а на современных машинах.
Давайте посмотрим видео современное производство бумаги
б) Просмотр видеоролика о производстве бумаги
Вам нужно запомнить из чего делают бумагу
Бумагу впервые изобрели в Китае, и процесс её изготовления до сих пор остаётся неизменным.
Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, которые, при смешивании с водой, дадут однородную, пластичную бумажную массу. Сырьем для производства бумаги могут служить:
Целлюлоза - это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д.
Целлюлоза однолетних растений (соломы, риса и других)
Макулатура
Тряпичная ветошь
в) Работа со словарём новых слов При просмотре видеосюжета встретились незнакомые слова. (термины на доске)
- Прочтите значение новых слов в словаре
Бумагу делают на целлюлозно-бумажных комбинатах. Сначала в лесу рубят деревья и везут их на фабрику. Там их очищают от коры и перемалывают в дробильной машине. Крошку, которая получилась, по конвейеру направляют к котлу, где варят клейкую целлюлозу. В специальной огромной ёмкости оба вещества перемешиваются, превращаясь в мягкую массу, которая идет на изготовление бумаги.
Прежде чем попасть в бумагоделательную машину, бумажная масса проходит тщательную очистку, и после этого широкой струей напускается на движущуюся сетку. По бокам этой сетки есть борта, которые не дают массе переливаться через край. Содержащаяся в бумажной массе вода стекает через отверстия в сетке. А оставшаяся масса на сетке, образует полотно бумаги.
Влажное бумажное полотно в виде ленты сбегает с сетки и постепенно проходит через все устройства.
Сначала воду отжимают различные прессы. Затем полотно попадает в сушильную машину, где большие нагретые барабаны проглаживают его, как огромные утюги.
В конце машины установлены нагретые тяжелые валы. Подсохшее бумажное полотно стало уже достаточно прочным, и теперь его можно сдавливать между валами с большой силой. Из-под них бумажное полотно выходит ровным, плотным и гладким. В самом конце машины оно сматывается в огромные рулоны. Бумага готова. Потом эти рулоны разрезают на рулоны меньшего размера или на листы.
Давайте ответим на вопрос из чего делают бумагу?
г) Работа в тетради по карточкам. Вставь пропущенные слова в текст, используя слова для справок.
Вывод. В современном мире бумагу делают на целлюлозно-бумажных комбинатах. В состав бумаги могут входить: древесина, тряпьё. целлюлоза, макулатура. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью 600-750 метров в минуту.
д) Беседа «Береги бумагу – сохрани дерево»
Много ли бумаги используют люди в своей деятельности?
Бумага применяется во многих сферах жизни. Для этого нужно очень много бумаги. Очень важен сбор макулатуры, в котором мы регулярно принимаем участие. В основном макулатура используется для производства туалетной бумаги, салфеток, а также картона.
Обратите внимание! 1т макулатуры спасает -17 деревьев
На 1пачку А4 – потребуется 5кг древесины, на 1 лист бумаги - 13 г древесины
ФИЗМИНУТКА
4. Практическая работа в парах. Правила работы в парах.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Заполни таблицу. Сравни свойства бумаги и картона. Сделай вывод о свойствах бумаги и картона.
А сейчас я предлагаю выяснить какими свойствами обладает бумага и картон. Проведём исследовательскую работу:
Опыт 1. Прозрачна ли бумага? картон? Возьмите образцы под цифрой 1, которые у вас лежат на парте. Посмотрите через кальку, через тетрадный лист и картон. Вывод запишите в таблицу: бумага не прозрачна, чем она толще, тем меньше пропускает свет. Картон свет не пропускает.
Опыт 2. Что прочнее картон или бумага? Возьмите образцы под цифрой 2 и попытайтесь разорвать. Вывод запишите в таблицу: Тонкая бумага легко рвется в разных направлениях. Картон рвется с большим усилием.
Опыт3. Трудно ли разрезать бумагу? Картон? Вывод запишите в таблицу: Любая бумага ножницами режется легко. Картон лучше разрезать канцелярским ножом.
Опыт 4. Мнется ли бумага? (Любая бумага легко сминается. Сминаю бумагу в большой шар. Чем толще бумага, тем больше получается шар.)
Опыт 5. Легко ли складывать бумагу? Картон? Вывод запишите в таблицу: Любую бумагу легко складывать. Линия сгиба сохраняется. Из бумаги легко сложила модель самолётика. Картон складывается по линиям сгиба. Этот приём называется БИГОВКА. Чтобы делать из него изделия нужно выполнить ножницами или канцелярским ножом разрезы на половину его толщины. Этот приём работы называется РИЦОВКА.
Опыт 6. Что легче промокает картон или бумага? Вывод запишите в таблицу: Любая бумага легко промокает, после намокания она теряет форму. Картон промокает дольше и лучше сохраняет форму.
Опыт 6. Можно ли писать и раскрашивать бумагу? Приведите примеры из жизни. Встречались ли вы с изделиями из картона?
5.Закрепление изученного
Мы провели исследовательскую работу по изучению свойств бумаги и картона. Пора делать выводы.
- Какими свойствами обладает бумага?
Бумага: не прозрачна, легко рвётся, легко режется, легко мнется, промокает, на ней можно писать, рисовать, чертить. Картон плотнее бумаги, трудно мнется, плохо режется и дольше не намокает в воде.
-Для чего используют бумагу и картон? ВЫСТАВКА изделий.
Для письма, печати книг и газет, документов и денег, для рисования.
Изготовления отделочных материалов(обоев).
Производства поделок.
Получения упаковки.
Печатания фотографий.
Подтвердилась ли наша ГИПОТЕЗА о том, что бумага жизненно необходима людям? Можем ли мы хоть один день представить, что на земле исчезла бумага и ничего в жизни людей не изменилось?
- Какое сырьё можно использовать для изготовления бумаги?
6.Подведение итога урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Какие открытия вы сделали сегодня? Что нового узнали? Чему научились? Что было особенно интересным? О чём бы хотели ещё узнать? ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным материалом – бумагой, с приспособлениями, которые нужны для работы с ней, научимся делать нужные и полезные изделия из бумаги и картона.
За работу на уроке получаете следующие оценки:
Домашнее задание. Выучить слова из словаря. (3б)
Составить алгоритм производства бумаги. (4 б)
Написать сочинение – рассуждение «Мир без бумаги.» (5 б)
Свойства бумаги и картона
Свойства материала | Бумага | Картон | Примечания |
1.Прозрачность | | | |
2.Прочность | | | |
3.Разрезаемость | | | |
4.Сминаемость | | | |
5.Складываемость | | | |
6.Промокаемость | | | |