СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Взаимодействие природы и общества".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодейстие природы и общества

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Взаимодействие природы и общества".»

урок по географии.

8 класс.

Тема: Взаимодействие природы и общества.

Цели и учебно-воспитательные задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;

  • Показать главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, биосферы; влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей; рассмотреть главные пути решения природоохранных проблем и правил поведения в природе;

  1. Формирование экологического понятия о единстве комплекса: «Человек – природа», о личном вкладе в дело охраны природы;

4. Формирование экологических знаний, экологического мышления, экологической культуры учащихся;

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности учащихся;

  2. Способствовать развитию коммуникативных умений, эмоциональной сферы учащихся; эстетического восприятия природы;

  3. Развитие логического мышления, умения сравнивать, решать творческие задачи;

  4. Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений:

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание необходимости бережного отношения к природе, чувства любви к окружающей среде; чувство заботы о здоровье окружающих;

  2. Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности;

  3. Воспитывать уважение друг к другу .

Оборудование:

  • карта «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Экологическая карта»;

  • чистые листы (для принятия решения);

  • экологические газеты, выполненные силами учащихся;

  • рисунки о природе; плакаты по охране природы; фотоматериал;

  • учебники, атласы, компьютер;

  • презентация, аудиозаписи;

  • выставка поделок из природных материалов: «Природа глазами детей».

Форма проведения:

  • познавательно-игровая: урок-конференция.

Методы, используемые на уроке:

  • словесный;

  • наглядный;

  • исследовательский;

  • частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности);

  • практический.


Предварительная подготовка:

Роли: ведущие (2),

- профессор по вопросам охраны атмосферы;

- профессор ЭАН по вопросам охраны гидросферы;

- профессор РАН по вопросам охраны почв;

- президент экологической организации «Партия Зеленых»

- представители СМИ;

- общественность;

- агитбригада.



Эпиграф к уроку:

«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков»

(древняя индийская сентенция).












Ход урока.


І. Оргмомент. ( 2мин).

Учитель: Здравствуйте, проверьте всё ли у вас готово к уроку, тихо садитесь.

ІІ. Погружение в тему. (3мин.)

Учитель: Сегодня наше занятие мы посвятим вопросам экологии и проведем его в форме конференции.

Цели нашего урока:

  • Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды, их причины и последствия;

  • Показать главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, биосферы;

  • рассмотреть главные пути решения природоохранных проблем и правил поведения в природе.

Ведущие по очереди :

На нашу конференцию мы пригласили:

- профессора по вопросам охраны атмосферы;

- профессора ЭАН по вопросам охраны гидросферы;

- профессора РАН по вопросам охраны почв;

- президента экологической организации «Партия Зеленых»

- представителей СМИ;

- общественность;


Учитель: Слово экология очень часто звучит в наше время.

- Что такое экология?


Учащиеся: Экология (в пер. с греч. Oikos –дом, жилище; logos – учение) – это учение, наука о доме, в котором мы живем, о взаимоотношении организмов, в том числе и человека к среде обитания.


Учитель: Какие задачи решает экология ?


Учащиеся: Экология изучает и исследует взаимосвязи между живыми организмами и природной средой;

- Способы их воздействия на состояние окружающей среды;

- прогнозирует возможные изменения природы в результате хозяйственной деятельности человека;

- ищет пути решения экологических проблем;

- рассматривает вопросы охраны природы и организации охраняемых территорий.



ІІІ. Современные экологические проблемы. (20 мин)

Учитель: Человек всегда был частью природы, которая является средой его жизни и хозяйственной деятельности. И человеку не может быть безразлично, какой будет окружающая его среда.

Народная пословица гласит: «Плоха та птица, которая загрязняет

Собственное гнездо».



Учитель: Неужели все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

Слайд 1. (как Бог устроил Землю)

  1. Ведущий:

Как то собравшись с последними силами

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого.

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты,

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте !

Землю вспашите, хлебом засейте.

Вам завещаю я отныне –

Вы берегите эту святыню !

2. Ведущий: Слайды: 2, 3.

Всё бы хорошо конечно было.

Но… цивилизация на Землю наступила.

И вырвался на волю технический прогресс,

Он подарил земному населению

Адские свои изобретения.


Учитель: Ребята, какие примеры бездумного, расточительного отношения к природе вы можете привести ?


Учащиеся:

- происходит сокращение лесов, лугов;

- отходами промышленности, транспорта, и сельского хозяйства загрязняется воздух, вода, почва;

- сокращается число некоторых видов растений и животных из-за неумения правильно себя вести в природе.


1.Ведущий:

Примеров отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу достаточно.

Настало время задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей ?

2.Ведущий: Воздушная оболочка Земли, её атмосфера – одно из важнейших условий жизни. И сегодня профессор по вопросам охраны атмосферы расскажет нам о состоянии атмосферы и даст ответы на ваши вопросы.


1.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- На Земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающее для здоровья.

Какими фактами вы можете это можете подтвердить ?


Профессор по охране атмосферы:

Без пищи человек может прожить месяц, без воды – неделю, а без воздуха 2 минуты не проживет.

Атмосфера очень болезненно реагирует на любые изменения. Атмосфера загрязнена в результате работы промышленности, автотранспорта.

Один легковой автомобиль за 1 час выбрасывает в атмосферу в среднем 1кг выхлопных газов, а за год – 400 млн. л. углекислого газа .

Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит также промышленности, особенно черной и цветной металлургии, энергетике, нефтяной и химической промышленности. Предприятия этих отраслей ежегодно выбрасывают в атмосферу миллиарды тонн твердых и газообразных частиц : окись углерода, сернистый газ, образующийся в результате сжигания минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.

Антропогенное загрязнение атмосферы привело к появлению такого явления, как кислотные дожди.


2.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- Скажите пожалуйста, какие химические соединения являются причиной возникновения кислотных дождей и каковы их последствия ?


Профессор по охране атмосферы:

- Кислотные дожди образуются в результате выбросов в атмосферу оксидов серы, азота, во время работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей.

- Кислотные осадки снижают урожайность сельскохозяйственных культур, вымывают из почвы кальций, калий, магний, губят леса;

- они отравляют воды рек, озёр, в которых гибнет рыба, исчезают насекомые, также они разрушают здания и отрицательно сказываются а здоровье людей.


3.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- Скажите пожалуйста, какие регионы Земли, в том числе и России особенно сильно подвергаются воздействию кислотных дождей ?


Профессор по охране атмосферы:

- Кислотные дожди особенно широко распространены в Европе и Северной Америке. (показать на карте мира).

В Скандинавских странах, которые получают кислотные осадки из Великобритании, Германии, погибла жизнь в 20 тыс. озёрах. В них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же ситуация с лесами в промышленных районах России: ( в Северо-Западном, Центральной России, на Урале),а также в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Норильске, Красноярске.


4.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- Я хотел бы знать, чем опасны для человечества озоновые дыры, и наблюдается ли их образование в России ?

Профессор по охране атмосферы:

За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. т, а также химические соединения, содержащие фреон, используемый в холодильниках. В результате появляются озоновые дыры, в которые устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Если озоновый слой исчезнет совсем, это приведет к гибели всего живого на Земле.

Уже появились и расширяются озоновые дыры над Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой.


1.Ведущий:

Следующей экологической проблемой является состояние водной оболочки Земли – гидросферы. С проблемами гидросферы нас познакомит профессор ЭАН по вопросам охраны гидросферы.


Слайд: (загрязнение нефтью)

Профессор по охране гидросферы:

- Каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Это около 450 куб. км загрязняющих веществ.

Реки, озёра, моря в результате очень сильно загрязнены промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми сточными водами.


5.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- какие водоёмы мира и России наиболее сильно загрязнены ?

Профессор по охране гидросферы:

К числу сильно загрязненных относятся многие реки (показать на карте мира и России): Рейн, Дунай, Сена, Темза, Нил, Ганг, Миссисипи; в России: Волга, Дон, Днепр, Урал.

Многие реки настолько загрязнены, что рыба в них почти исчезла. В России это реки таких промышленных районов, как Урал, Западная Сибирь.

Растёт загрязнение Мирового океана. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря: (показать на карте мира)

Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, Желтое, Карибское, а также заливы: Бискайский, Персидский, Гвинейский, Мексиканский.


6.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- Известно, что наибольшую опасность для океана представляет нефтяное загрязнение. Каковы его масштабы и последствия. Какие регионы России подвержены нефтяному загрязнению ?


Слайд: (космический снимок загрязнения)

Профессор по охране гидросферы:

В результате утечки нефти при её добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн.т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие океана с атмосферой.

Слайд: (загрязнение нефтью)

Больше всего загрязнён Атлантический океан. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, приводящих к «залповым» выбросам нефти.

Масштабная экологическая катастрофа, получившая название «Мексиканский Чернобыль» произошла в Мексиканском заливе 22 апреля 2010 года. Нефтяная платформа затонула после мощного взрыва и 36-часового пожара. Выбросы нефти и природного газа продолжались почти 3 месяца. Около 5 млн. баррелей нефти вытекло в акваторию залива.

В России нефтяному загрязнению подвержены акватории Охотского, Каспийского и Баренцева морей.


2.Ведущий:

- Каждому человеку нужны пища, одежда, но ресурсы планеты исчерпаемы, сокращаются площади плодородных земель, снижается их продуктивность.

Слово предоставляется профессору РАН по вопросам охраны почв.


Профессор РАН по вопросам охраны почв:

Из-за нерациональной организации сельского хозяйства деградировало

2 млрд .га земли, то есть площадь, в 2 раза больше площади Европы.

3/4 всех земель мира подвержены эрозии, которая уничтожает верхний плодородный слой почвы. Размыв верхнего слоя почвы происходит быстро, а на восстановление требуются громадные усилия.

Для образования слоя почвы толщиной 20 см требуется 1500-1700 лет. Также почвы разрушаются при разработке месторождений полезных ископаемых, когда человек создает антропогенные формы рельефа: карьеры, терриконы, которые уродуют ландшафт, ускоряют пылеобразование. Ветры-суховеи поднимают миллиарды тонн плодородного слоя и уносят его, способствуя процессу опустынивания. Опустынивание уже занимает 43% общей площади суши. Процесс опустынивания обычно вызывается совокупным действием природы и человека. В результате чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев, распашки земель, малопригодных для земледелия – нарушается хрупкое равновесие в природе.


7.Представитель СМИ:

Представляется: (название, Ф.И.)

- Вопрос президенту экологической организации «Партия Зеленых»

Всё более серьезной становится проблема накопления бытового мусора. Иногда можно услышать, что нашу цивилизацию называют «мусорной цивилизацией». Как вы это прокомментируете ?


Слайд: (мусорные свалки)


Президент экологической организации «Партия Зеленых»:

Полное разрушение почвенного покрова происходит не только в результате открытых горных разработок, но и в результате накопления бытового мусора, возникновения стихийных свалок. Особенно сильные изменения происходят вокруг городов - растут свалки мусора и отходов; в водоёмах вода стала непригодной для питья.

Слайд:(вырубленный лес)


Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, возникающих по вине человека.

Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит животные теряют свой дом, они обречены на гибель.


1.Ведущий:

Пора бы человечеству понять

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять,

Она как мы, такая же живая !


ІV. Разработка путей охраны окружающей среды и правил поведения людей в природе. (работа по группам).( 6 мин)


Учитель: Земля – маленький шар во Вселенной. И это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, незатронутых экологическими бедами сегодня не существует.

- Как же остановить экологический кризис и привести в соответствие удовлетворение потребностей человека с условиями сохранения окружающей среды ?

1) Предлагаю научному составу разработать пути охраны окружающей среды;

2) Представителям СМИ и общественности – правила поведения в природе.


Проверка: ( 4 мин)

2.Ведущий:

- Просим ознакомить всех с принятыми решениями.


  1. Научный состав: (зачитывают)

1путь: - создание разного рода очистных сооружений, уничтожающих и перерабатывающих мусор, строительство дымовых труб высотой 200-500 м; рекультивация земель;


2путь: - разработка и применение принципиально новых природоохранных технологий производства, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам;

3 путь: - рациональное размещение «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

  1. Представители СМИ и общественности:(зачитывают)

  • Не ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать их кору;

  • Не топтать и не рвать цветы, не сбивать грибы, даже если они несъедобные; грибы помогают расти деревьям;

  • Не разводить костер в лесу, от него может возникнуть пожар;

  • Не ловить диких животных и не уносить их домой;

  • Не разорять муравейники, птичьи гнёзда, не брать яйца из гнёзд;

  • Нельзя шуметь в лесу;

  • Не оставлять после себя мусор: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, а осколок стекла может сработать как линза и вызвать пожар.


V. Заключение.

Учитель: Чистый воздух – чтобы дышать;

Чистая вода – чтобы пить;

Чистая природа – чтобы жить.

Никогда не забывайте, что «Природа – это не то, что мы получили от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков»


Слайд: (красивая природа)- мелодичная музыка.


Агитбригада:

Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса !

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под ёлкой жил

Смешной колючий ёж.

Чтобы бабочка порхала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь!



VІ. Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: Цели, поставленные нами в начале урока, выполнены.

- В чем вас убедило занятие сегодня?

- Какие выводы вы сделали для себя ?

- Какие знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся в будущем ?

- Понравился ли вам урок ?

Оценка работы на уроке:

Я благодарю вас за подготовку к уроку и его проведение, за исследование экологических проблем , отбор и обработку научной информации, за составление интересных вопросов для раскрытия содержания темы, за вашу активность на уроке.



VІІ. Домашнее задание: подготовить сообщение или презентацию по теме:

«Освоение природных ресурсов Восточной Сибири и связанные с ними экологические проблемы».