МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34» городского округа «город Якутск»
Открытый урок
«Занимательная математика»
в 7 «а» классе
Учитель математики: Алексеева М.В.
Якутск – 2017 г.
Дата 19 октября 2017 г.
Тип урока: Урок занимательной математики (нестандартный)
Цели: Воспитание коллективизма, гуманизма, отзывчивости, работоспособности. Развитие логического мышления, сообразительности, внимания, смекалки. Проявить интерес к предмету.
План урока:
Разминка «Ум без догадки гроша не стоит» (2 мин)
Конкурс «Уменье везде найдет примененье» (5 мин)
Переменка (3 мин)
Конкурс «Было бы охота – заладится всякая работа» (7 мин)
Геометрический конкурс «Сложи квадрат» (5 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Конкурс «Один в поле не воин» (15 мин)
Итог урока (1 мин)
Ход урока:
Класс разбивается на две команды (по 4 человека).
Учитель комментирует тему урока и замечает, что эти слова принадлежат Владимиру Маяковскому.
Вопрос командам:
- Как вы понимаете слова Владимира Маяковского «Книга – книгой…»?
Итог беседы подводит учитель:
- Подумайте, какие знания и уменья вы получили за время учебы, умеете ли вы применять полученные знания и навыки при решении нестандартных задач, в нестандартных ситуациях, помогает ли вам сообразительность и такой «инструмент» математики, как логическое мышление. Попробуйте свои силы в математическом многоборье и постарайтесь ответить хотя бы на часть вопросов.
Разминка «Ум без догадки гроша не стоит»
Каждая команда получает по десять карточек, на которых написаны слоги, буквы, предлоги (рис.1).

Рис.1
Задание. Из этих карточек составить утверждение.
(Ответ: «Математика – царица всех наук».)
За правильный ответ команда получает 2 балла и только 1 балл присуждается команде, которая даст оригинальный ответ, например, «Математика – наука цариц».
«Математика – царица наук…» - начала знаменитого высказывания крупнейшего немецкого математика XIX в. Команда, которая назовет его имя, получает еще дополнительный балл.
(Ответ: К. Ф. Гаусс)
II. Конкурс «Уменье везде найдет примененье»
В этом конкурсе ребята смогут продемонстрировать умение концентрировать внимание и глазомер.
Каждая команда получает карточку с заданием (рис.2).
Вопрос: «Какому сапожку подойдет заплатка из имеющихся заготовок?»
Учитель подсказывает варианты записи ответа:
Сапожок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Заплатка | | | | | | | | | | | | |
Жюри оценивает работу команд: команда получает 4 балла в случае правильного ответа, за допущенный промах она лишается одного балла.

Рис. 2.
III. Переменка
Проводится для того, чтобы сохранить хорошее настроение, бодрость духа, математический настрой.
Задание. Каждая команда получает по три спички. Как из них сделать четыре, причем ломать спички нельзя?
(Ответ: IV)
За правильный ответ команда получает 1 балл.
Немного из истории математики. Римская нумерация было большим изобретением для своего времени. Однако для записи и выполнения арифметических действий она неудобна. Способ записи чисел с помощью всего десяти знаков, принятый теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета, заимствованная у арабов, распространилась по всей Европе, а цифры получили название арабских в отличие от ранее применявшихся римских.
Мы часто видим в учебниках: XIV, XVII век, читаем 14, 17 век. При записи даты (число, месяц, год) используем как римскую, так и арабскую нумерацию, например, 12.IV.61.
- Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?
(Полет в космос Юрия Гагарина).
Команде, ответившей на этот вопрос, добавляется 1 балл.
IV. Конкурс «Была бы охота – заладится всякая работа»
Известно, что в математике
аb = ba, abc = bac,
но
мяу ≠ яму.
И все же если в слове «рагу» переставить буквы, то можно получить новое осмысленное слово «угар». Пример других таких пар слов:
Соха – хаос, мать – тьма.
Задание. Найдите новое осмысленное слово, составленное из букв данного слова:
Рост – Лапоть –
Руда – Карета –
Брак – Шнурок –
Камыш – Травушка –
Рамка – Иголка –
Ответы: сорт, удар (дура), краб, мышка, марка, пальто, ракета, коршун, ватрушка, логика.
Десять составленных слов оценивается в 10 баллов.
V. Геометрический конкурс «Сложи квадрат»
Знание свойств квадрата – необходимое, но достаточное условие для победы в этом конкурсе. Понадобятся и смекалка, и знание пословицы «Семь раз отмерь …».
Каждая команда получает комплект, состоящий из семи фигур: три пары равнобедренных прямоугольных треугольников и один квадрат.
Задание. Из данных семи фигур (рис.3) составить квадрат.

За верное решение начисляется 5 баллов.
Можно предложить дополнительный вопрос, на который, возможно, ответит «команда - неудачница»: «Чему равна площадь полученных вами семи фигур?».
Дополнительные 3 балла получит команда, первой давшая правильный ответ. (Можно вспомнить свойство площадей, которые помогут быстро справиться с вопросом).
VI. Физкультминутка
На столе приготовлены шесть стаканов – три пустых и три наполненных водой (рис.5).
Вопрос: «Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались?» Брать в руки можно только один стакан.

Ответ. Взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить на свое место.
VII. Конкурс «Один в поле не воин»
Потрудимся над математическими терминами – определениями, понятиями. Команде предлагается одна из букв алфавита. Сегодня «именинницы» - буква «П» и буква «К».
Задание. Вписать в строки пирамиды (рис.6) девять слов, начинающихся с заданной буквы.

Рост –
Лапоть –
Руда –
Карета –
Брак –
Шнурок –
Камыш –
Травушка –
Рамка –
Иголка –

