Урок в 9 классе « Великая Отечественная война»
Цель урока: - на примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
Задачи:
Образовательные:
углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой отечественной войны.
Развивающие:
формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов; развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения; развивать критическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, своих земляков; создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины; стимулировать развитие устойчивого интереса к истории.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- уметь проявлять сознательную гражданскую позицию, чувство гордости за свой народ, победивший и выстоявший в Великой Отечественной войне;
- формировать свою позицию на основе примеров мужества и героизма советских воинов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий Великой Отечественной войны в современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии Великой Отечественной войны.
Предметные:
- иметь чёткое представление о роли СССР во Второй мировой войне;
- знать начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
- знать важнейшие составляющие победы: советский тыл в годы войны, партизанское движение, СССР в антигитлеровской коалиции;
- оценивать итоги Великой Отечественной войны.
Метапредметные:
Регулятивные:
–анализировать и обобщать факты;
- формулировать и обосновывать выводы;
- проявлять готовность к сотрудничеству.
Познавательные:
- использовать современные источники информации;
- определять последовательность важнейших событий;
- использовать данные различных исторических источников (карты, иллюстрации) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- определять причины и следствия важнейших исторических событий;
Коммуникативные:
- проявлять готовность к сотрудничеству.
– адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладеть навыком смыслового чтения исторических текстов;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям эпохи.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: урок защиты проектов
Оборудование урока: компьютеры, проектор.
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 9 классе по истории России мы начали изучать тему “Великая Отечественная война ”, то было решено создать проекты, которые расширят материал, изложенный в учебнике, включат в изучение темы краеведческий материал, помогут почувствовать сопричастность к тем героическим и трагическим событиям.
Весь ход работы был поделен на 3 этапа:
1 этап – организационный.
- выбрать тему проекта; определить цель проекта, поставить задачи
2 этап – аналитический.
- подобрать необходимый материал; структурировать его; продумать форму подачи
3 этап – завершающий.
- защита презентаций, публикаций, дидактических материалов по выбранной теме.
- открытый урок с приглашением родителей, администрации школы.
Были определены сроки проекта:
1 этап – организационный (1 неделя)
2 этап- аналитический (2-3 недели)
- подбор материала в библиотеке, в интернете.
- обобщение материалов исследования в виде презентаций, публикаций, дидактических материалов
3 этап – Заключительный (1 неделя)
- представление отчета в виде открытого урока
В результате работы над проектами обучающимися были подготовлены следующие работы: «Битва за Москву», «Дети – герои Советского Союза», «Сталинградская битва», «Концентрационные лагеря – фабрики смерти», «Курская битва», «Партизанское движение», «Битва за Берлин», «Подвиг героев-панфиловцев», «Встречи «большой тройки» - Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции», «Оборона Брестской крепости», «Блокада Ленинграда», «Десять сталинских ударов», «Деятели культуры – фронту», «Куйбышев – запасная столица», «Подвиг большечерниговцев на фронте и в тылу».
Методические цели проектов:
1. Формирование знаний основных исторических понятий
2. Формирование умения отбирать информацию для реализации идей проекта
3. Формирование умения ясно и конкретно выражать свои мысли.
Были определены учебные предметы, которые задействованы в проектах:
1. История России
2. Всеобщая история
3. Обществознание
4. Информатика
Был подготовлен открытый урок с защитами работ учащихся. На урок были приглашены: администрация школы, учителя, родители.
Для оценки презентаций и публикаций самими ребятами были разработаны критерии оценивания. Именно по ним ребята и присутствующие на уроках гости смогли оценить работы учащихся.