СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Otkrytyy_urok_29.04.14

Нажмите, чтобы узнать подробности

...................................................................

Просмотр содержимого документа
«Otkrytyy_urok_29.04.14»





Открытый урок по теме:

«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения».



Корепанова М.В.

Преподаватель фортепиано

МАУДО «Детская музыкальная школа №1»г. Реутов



Ученики 1 класса:

Кусаев Марк и Сахно София.

























Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребенка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитие его творческой инициативы.

Исходя из требований программы ДМШ, в курс обучения юного пианиста входят:

  1. Подбор по слуху

  2. Транспонирование

  3. Развитие творческих навыков.

В процессе работы над музыкальным материалом у учащихся развивается слух и чувство ритма, обогащается музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре и нотной записи, закрепляются игровые (пианистические) навыки и главное развивается творческое мышление.

Давно замечено, что малыши гораздо лучше включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших классов, и эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать.

Б.М. Теплов отмечал, что: Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и отвечает его потребностям и возможностям.

Основной задачей – является раскрепощение творческих задатков и формирование навыков самостоятельной деятельности. Также важно руководствоваться в занятиях с учащимися принципом последовательности, а также принципом от простого к сложному.

В своей практике я часто обращаюсь к пособию Э.Тургеневой «Пианист-фантазер», оно направлено на активизацию мышления ученика, содержат большое количество теоретических сведений, данное пособие не является школой фортепианной игры, а лишь содержит систематизированный курс обучения подбору, транспонированию мелодий, развитию творческих навыков. Также широко представлены игровые элементы, которые повышают интерес детей к данным занятиям, делают менее утомительными.

Игра – помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоционально-образное содержание. (Т.Смирнова)



Каждый из разделов пособия имеет заглавие определяющее содержание деятельности: Запомни, Послушай, Подбирай мелодии, Творческие задания, Проверь себя. Материал дается от простого к более сложному. Характеризует различные виды деятельности учащегося. Следует помнить, что память младшего школьника достаточно своеобразна: основную ее часть занимает так называемая непроизвольное внимание и запоминание, и лишь небольшой процент приходится на произвольное и концентрированное запоминаемого материала. Игровые задания (загадки, ребусы, путаницы, кроссворды) развивающие у ребят образное мышление, помогают закрепить полученные знания.

На начальном этапе обучения в работе с учащимися помогает аналогия с разговорной речью, где также есть вопросительные и утвердительные интонации, смысловые точки, кульминации и т.п. ( вопрос-ответ, D-T).

Создание песенки на стихи. Работа включает несколько этапов, каждый из которых имеет творческих ракурс.

  1. Сначала прочитать стихи выразительно и с ритмической ясностью.

  2. Найденный ритм необходимо записать (выложить карточками). Метро-ритмическая структура.

  3. Создание мелодии. Цель педагога заключается в ненавязчивом подсказывании лучшего варианта

  4. Оформляется, записывается и исполняется.

Развитие слуха учащегося является также одной из предпосылок транспонирования. Очень важно также с самого первого занятия приучать ребенка переносить попевки (мелодии) в другие октавы для лучшей ориентации на клавиатуре, и навыка транспонирования.

Для развития ладового слуха и чувства тоники - используются упражнения на завершение мелодии. В данном контексте можно использовать следующие методы работы.

Методы активизации логического мышления:

-метод наводящих вопросов

- метод сравнения и обобщения

- метод практических действий

-метод решения задач, ребусов, загадок

-метод редакторской обработки нотного текста.

При работе с учеником педагог должен очень бережно относиться к результатам детского творчества, в основе которого лежит образное восприятие и отображение действительности доступными ребенку средствами. Известный музыкант Л.Стоковский предостерегал против навязывания детям в их творчестве «взрослого профессионализма».

Также надо сказать, что игровые задания есть не что иное, как повторение и закрепление полученных знаний, от педагога требуется лишь разумное сочетание развлекательного и дидактического во время проведения занятия.

Примеры заданий:

  1. Сочини музыкальный ответ на вопрос: «Кто там в норке живет?(D) Я здесь маленький крот(T)». Стр.26

  2. Сочини затакт и окончание пьесы, определи лад, запиши аппликатуру, дай пьесе название. Стр.41 Стихи М. Лаписовой «Скворец»

  3. Прочитай ноты в скрипичном ключе. Запиши размер. Прочитай ноты в басовом ключе, повернув лист. Стр.29 (Одной из особенностей пособия является изучение нотной грамоты сразу на двустрочном нотоносце).

  4. Раздел 4 и 5 включены ритмические кроссворды в музыкальных размерах ¾ , 4/4. С игры-загадки начинается 6 раздел пособия.

  5. Творческие задания: определи лад первой половины песни «Мужчина». Сочини вторую половину песни, изменив ее лад в соответствии со стихами. Это задание для Марка, с которым он справился великолепно.

Творческим заданием для Сони было, закончить стихотворение и сочинить (подобрать) к нему мелодию в первой октаве. «Колокольчик» стр.19, с ней Соня справилась хорошо.

На занятии присутствовал элемент соревновательности, что дополнительно стимулировало учащихся к эффективной и плодотворной работе в хорошем темпе. В завершении урока каждый ученик исполнил по одной пьесе из своего учебного репертуара и попробовал подобрать по слуху данные пьесы в других тональностях.

Кореневская «Дождик» - Соня (от G, А)

Игнатьев «Чертово колесо» - Марк (от D,С)

Творческие задания имеют обобщающее, синтезирующее значение в процессе музыкального обучения. Гармоничное их развитие позволяет учащимся более осмысленно работать над программным учебным материалом.