СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Открываем новый секрет имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК "Гармонии" в 3 классе

.Цели урока: Познакомить учащихся  с делением на три группы ( склонения)   по  наличию специфических падежных окончаний. 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Открываем новый секрет имён существительных»»


МОУ «СОШ с.Елшанка Новобурасского района

Саратовской области»















Тема урока:

«Открываем новый секрет имён существительных»











Провела учитель

начальных классов

Каримова А.Н.







2012г





Цели урока:


Познакомить учащихся с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний.


Образовательные:


1 Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал таблицы.


Развивающие:


1.Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

  2.  Способствовать развитию внимание, мышление, память.

Воспитательные:

1.    Воспитывать интерес к предмету;

2.     Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Оборудование:

  •    карточка с тестом,

  •    карточки с заданиями ;

  •     презентация 14 слайдов (среда POWER POINT),

  •       Рабочая тетрадь по русскому языку «К тайнам нашего языка».



  • ТСО: проектор, экран, компьютер.









Ход урока:

I.Самоопределение к деятельности


Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

−        Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

II. Актуализация знаний


1.- Прочитайте слова. Что у них общего?

Стена, земля, папа, Коля, стол, конь, село, поле, степь, ель.

- Что знаете об имени существительном? Составьте кластер


2.Что это значит просклонять? Подберите однокоренные слова. (склониться, поклон, склоненный) ( повторение сообщения)


2.Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.


В тетрадк.. и тетрад..

- Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)

Какие? (Предположения детей)

В тетрадк.. и тетрад..

- Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?

3 «Открытие» учащимися новых знаний/


1.Откроойте тетради- задачника на с. 46.

Посмотрите на изменения по падежам слов ЛИСА и КОТ.

Попробуйте сделать вывод об окончаниях в этих словах( Зависит от рода имени существительного)

-Почему же разные окончания у имён существительных?


2. Тема урока.


Заполнение таблицы в тетради- задачнике(Упр.177)

-Какими признаками отличаются слова ЛИСА и КОТ?

- Используя схему, определите тему урока.

 


Вывод: В русском языке 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.


3. Чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых прочитайте сообщение авторов ( упр.179).с. 79

Р.т 179 с.47(заполнение таблицы окончаний склонений)


6. Заполните таблицу в тетради- задачнике, опираясь на сообщение авторов..

- К какому склонению относится первое? Напишите.

К какому склонению относится второе? Напишите.

_ Столбик какого склонения остался пустым?


4. Первичное закрепление.


4.Наблюдение за словами, относящимся к разным склонениям.


1. Упр.181

-Какое слово- МЫШИ или МЫШКА- ты выберешь , чтобы занять место в третьем столбике упр.177?

-Письменно просклоняйте слово МЫШЬ. На месте окончаний

оставляйте пропуск.

- Почему в первых двух словах вы окончания писали без затруднений? ( Они ударные).

- Впишите нужные окончания существительного МЫШЬ , пользуясь табличкой из слайда?

- Что интересного вы заметили в окончаниях существительных 3 склонения?

Физминутка.

Хомка,хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка подметает хатку

И выходит на зарядку

1,2.3,4,5 !

Хомка хочет сильным стать.


- В словах физминутки встретились имена существительные: ХОМКА,ХАТКУ,НА ЗАРЯДКУ,

- У каких слов вы можете сразу определить склонение?

-Почему у оставшихся двух слов сразу определить склонение не получится?

-Что для этого нужно сделать сначала? ( Поставить в начальную форму)

- Как будете действовать дальше?

- Проверьте , верны ли ваши ответы: откройте на с.149 дополнение к памятке «Как узнать , к какому склонению относится имя существительное?»( работа по слайду)






5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.


1.Выполните работу в карточке .
Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.



Существительное

1 склонение

2 склонение

3 склонение

колыбель



 ++ +

здоровье


+ +

 

мужчина

+ +


 

рожь



  +

ружьё


+ +

 

степь



  +

конь


+ +

 

роща

+ +


 

Проверяем работу.(слайд презентации)


2.Выполнение теста


1 вариант

1. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Тип склонения существительных определяют

а) по роду существительного;

б) по окончанию существительного в начальной форме;

в) по роду существительного и его окончанию в начальной форме;

2.Определи тип склонения по его признакам.

Ж.р., нулевое окончание - ________скл

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл

М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е - ____скл

3. Прочитай. Определи тип склонения существительных.

       На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.


Проверка теста (слайд презентации)


- Дополните кластер, который составили в начале урока.









Итог урока.  Рефлексия.


Почему разные окончания у имён существительных? (Окончания имён существительных зависит от склонения имён существительных)

 (работа по слайду №13)    

Что нового узнали об имени существительном вы узнали на уроке?

Какие существительные относятся к 1,2, 3 склонению?

Что вы в начале урока не знали об имени существительном?

Что вызвало у вас особое затруднения?

Как вы оцениваете свою работу?


Дом. задание Упр.184