ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Конкурс «Организация проектной деятельности младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО»
Название номинации: Образовательный проект по окружающему миру
Творческая работа
учителя-организатора проектной деятельности
Тема проекта: Откуда берется и куда девается мусор?
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Зарубинская ОШ» Городецкого района
Рябкова Светлана Арсентьевна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы учителем начальных классов 30 лет
Контактная информация:
телефон: +79200145658
e-mail: [email protected]
Н.Новгород
2020
II. Общие сведения о проекте.
1.Тема проекта Откуда берется и куда девается мусор?
2. Тип проекта Информационно-исследовательский.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта: продолжительный.
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
3. Постановка проблемы проекта: сущность проблемы проекта, обоснование актуальности проблемы
Актуальность проекта
Проблемы экологии в России становится с каждым годом всё более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зелёных насаждений. Одной из сторон рассматриваемого проекта для нас стало формирование и развитие экологической культуры у младших школьников.
Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и ученики МБОУ «Зарубинская ОШ» не исключение.
Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены школы в окружающий мир и социальную действительность.
Ежегодно школьники принимают участие в акции «Марш парков» - убирают территорию вокруг школы и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Откуда берется и куда девается мусор?»
социальная и педагогическая значимость проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Результат деятельности участников проекта может быть использован в жизни класса, школы, родного села. Форма конечного продукта - пакета рекомендаций: что можем сделать мы для решения проблемы ТБО, и какие меры должна предпринять администрация села по решению данной проблемы.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Для учебных проектов: тема(ы) учебной программы, по которой проводится проект.
учебный предмет Окружающий мир 1класс УМК «Школа России»
Урок № 34, Тема урока: Откуда берётся и куда девается мусор?
4. Цели и задачи проекта:
Цель:
Воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
1.Способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения;
2.Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме загрязнения окружающей среды;
3.Способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; видеть красоту окружающего их мира;
4.Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
5.Формировать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
6.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи по формированию экологической культуры через творческую деятельность.
а) практические (для учащихся):
-вызвать интерес, желание быть прямыми участниками проекта «Откуда берется и куда девается мусор?»
-выявление причин появления мусора;
- выяснить ситуацию с ТБО у себя дома и обозначить пути улучшения на уровне семьи;
- научиться сортировать мусор из разного материала.
-изучение способов переработки и утилизации мусора;
-проведение акций «Вторая жизнь вещей» (с привлечением родителей);
-развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности;
-разработка памяток по теме проекта;
-привлечь внимание общественности, родителей и детей к проблеме экологической ситуации.
б) педагогические (учителя: предметные, УУД, личностные). Предметные: определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты на природе; понимать необходимость раздельного сбора мусора; находить применение бросовому материалу.
Личностные: проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; понимать ответственность за свои поступки; бережно относиться к ценностям окружающего мира.
Регулятивные: понимать учебную задачу, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; группировать объекты по заданному признаку.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативных: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, воспринимать различные точки зрения.
Предполагаемые педагогические и социальные эффекты.
Способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
понимание детьми необходимости раздельного сбора мусора;
умение находить применение бросовому материалу;
принятие мер в своей семье по уменьшению количества отходов;
наши предложения администрации для решения проблемы ТБО в родном селе.
5. Сведения об участниках проекта:
а) организаторы;
Руководитель группы:
Рябкова Светлана Арсентьевна – 1965 года рождения, учитель начальных классов МБОУ «Зарубинская ОШ» высшей квалификационной категории педагогический стаж 32 года, проживает в с. Зарубино, ул. Солнечная, 6. т. +79200145658
б) состав проектной группы: количество участников, возраст, класс(ы)
№ | Ф.И.О. | Год рождения | Место жительства | Класс |
1 | Калачева Анастасия Александровна | 03.06. 2012 | Нижегородская обл., Городецкий р-н, с.Зарубино, ул. Романтиков, д.1, кв.2 | 1 |
2 | Киселев Кирилл Алексеевич | 29.11. 2012 | Нижегородская обл., Городецкий р-н, с.Зарубино, ул. Романтиков, д. 2А | 1 |
3 | Колесникова Варвара Алексеевна | 15.12. 2012 | Нижегородская обл., Городецкий р-н, с.Зарубино, ул.Комсомольская, д.8, кв.23 | 1 |
4 | Кузнецова Анастасия Николаевна | 13.07. 2012 | Нижегородская обл., Городецкий р-н, с.Зарубино, ул. Молодежная, д.1, кв.16 | 1 |
5 | Лазарева Мария Владимировна | 15.09. 2012 | Нижегородская обл., Городецкий р-н, с.Зарубино, ул.Комсомольская, д.1 | 1 |
6 | Молюшкин Дмитрий Михайлович | 17.10. 2011 | Нижегородская обл., Городецкий р-н, с.Зарубино, ул. Молодежная, д.4, кв.1 | 1 |
7 | Назарова Виктория Сергеевна | 17.10. 2011 | Нижегородская обл., г. Бор, п.Неклюдово, ул.Интернациональная, д.37 | 1 |
8 | Никилин Александр Алексеевич | 23.03. 2013 | Нижегородская обл., г. Бор, тер. «Возрождение», ул. Гулаева, д.10 | 1 |
9 | Рулёва Зоя Дмитриевна | 10.09. 2012 | Нижегородская обл., г. Бор, п. Неклюдово, ул. Трудовая, д.5, кв.21 | 1 |
10 | Смертин Денис Алексеевич | 17.07. 2012 | Нижегородская обл., Борский р., д. Оголихино, СТН «Золотое Руно», уч.104 | 1 |
11 | Уренцев Павел Аркадьевич | 22.11. 2011 | Нижегородская обл., г. Бор, п.Неклюдово, ул.Интернациональная, д. 39, кв.1 | 1 |
в) дополнительно привлекаемые специалисты или родители обучающихся.
№ | Ф.И.О. | Номер телефона |
1 | Калачевы Александр Сергеевич и Людмила Николаевна Баранова Валентина Николаевна | 89036008259 |
2 | Киселевы Алексей Владимирович и Надежда Александровна | 89302860994 |
3 | Колесникова Марина Александровна | 89200136899 |
4 | Кузнецова Малика Ахаджановна | 89200363829 |
5 | Волковы Валерий Владимирович и Ольга Павловна | 9047864096,9202555044 |
6 | Молюшкина Ксения Александровна | 89202540385 |
7 | Назаровы Сергей Васильевич и Марина Михайловна | 89506178827 |
8 | Никилины Алексей Александрович и Алина Евгеньевна | 89101272122 89101282016 |
9 | Рулев Дмитрий Сергеевич и Киреева Марина Геннадьевна | 89036055119 |
10 | Смертины Алексей Михайлович и Галина Владимировна | 89506235540 89081557975 |
11 | Фомичева Валентина Анатольевна | 89960086498 |
6. Условия осуществления проектной деятельности:
а) сроки проведения:
6 недель - с 16 января 2020 по 28 февраля 2020
б) место проведения и реализации проекта:
село Зарубино Городецкого муниципального района Нижегородской области и поселок Неклюдово Борского района;
в) материально-техническое и учебно-методическое оснащение, оборудование:
безмен (весы), целлофановые пакеты или коробки для разных групп отходов, перчатки;
г) информационное обеспечение, в том числе список литературы и Интернет-источников (для учителя - организатора и обучающихся -участников):
1.Окружающий мир 1 класс ч.1, тема 'Откуда берётся и куда девается мусор', с.78-79, Школа России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: - https://www.youtube.com/watch?v=1-fJ3WHMICw - (дата обращения 15.01.2020).
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1. – 8-е издание. – М.: Просвещение, 2018 – стр. 78, 79.
3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 1 класс. В 2 частях. Часть 1. стр. 54, 55.
7. Планируемые результаты и продукт проекта.
1.Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
2. Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагога с родителями и учащихся по следующим направлениям:
- экологическое просвещение. Беседы «Откуда берется мусор и что с ним делать»;
- совместная деятельность с родителями и детьми: опытно-экспериментальная деятельность по сортировке мусора;
- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек);
- агитационная работа: «Помоги птицам!» - изготовление кормушек, «Птичья столовая» - подкормка птиц.
3. Создание листовок и памяток для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора; рекомендации по применению бросового материала.
8. Дополнительные сведения о проекте (если имеются): получение наград (дипломов, сертификатов и т.п.) за данный проект в других конкурсах; наличие публикаций о проекте (указывается публикация со всеми выходными данными); представление материалов проекта в Интернет-источниках (дается ссылка) и другое (на усмотрение разработчика проекта)
III.Подробное описание работы учителя по организации, сопровождению и управлению деятельности обучающихся на каждом этапе проекта (должен сопровождаться дидактическим материалом учителя)
1. Ценностно-ориентационный этап (представляется подробное описание деятельности учителя и обязательно дидактический материал для мотивирования обучающихся, а также осуществления погружения в проект, выбора темы и проблемы проекта и др.) Дидактический материал вынести в приложение № 1 ( например, это может быть: вводная презентация учителя, памятки «Как выбрать тему», « Как поставить проблему» и др.)
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | 1мин | - Ребята, на этой неделе мы с вами дежурим по школе. Вы следите за чистотой в классах и в коридоре. Какие замечания есть по чистоте? | Высказывания детей о соблюдении чистоты в школе. |
2. Актуализация знаний: а) Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?» б) Определение темы урока. | 2 мин 2 мин | - Чтобы вы поняли тему урока, я приготовила презентацию. Посмотрите. - Наблюдали ли вы такую картину? - Так о чем же будет наш урок? Какова его тема? Тема урока: Откуда берётся и куда девается мусор? | Учащиеся смотрят презентацию. Диспут. Дети приводят свои примеры. - О мусоре. |
2. Этап планирования ( описание деятельности учителя по организации участия обучающихся в планировании предстоящей деятельности) Дидактический материал вынести в приложение № 2. (памятки, алгоритмы действий обучающихся и др).
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3. Составление плана урока. а) Постановка целей на урок. | 2 мин | - Что мы должны выяснить на уроке? Записываю на доске: 1.Откуда берется мусор? 2.Куда он девается? На данном этапе выясняем: у кого в семье ведется раздельный сбор мусора, у кого в семье проводится вторичное использование вещей. | Ответы детей. Учащиеся предполагают, откуда берется мусор. - Бумажные, стеклянные, металлические и пластиковые отходы. |
б) Просмотр учебного видео «Откуда берется и куда девается мусор?» | 2 мин | - Просмотрев ролик, на какой вопрос мы найдем ответ? | Учащиеся смотрят учебное видео «Откуда берется и куда девается мусор?» |
4. Постановка проблемы | 2 мин | - Дети, у нас образовалась проблема. На свалке кончилось место. Это экологическая катастрофа! Как вы это понимаете? Что может произойти? - Как же быть? | Ответы детей. - Загрязняется почва, вода и воздух. - Научиться сортировать мусор. |
3. Конструктивный этап (описание организации учителем деятельности групп обучающихся (или выполнения индивидуальных заданий в ходе работы над проектом) с указанием видов помощи учителя и др.). В приложении № 3 размещается дидактический материал учителя.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
5.Постановка цели проекта. | 2 мин | - Ребята, я предлагаю вам принять участие в проекте. У нас есть проблема. Она касается всех жителей нашего села. Давайте сформулируем цель нашего проекта. Цель: Найти пути решения проблемы уборки и сортировки мусора в нашем селе. | Ответы детей. |
Определение задач проекта | 3 мин | - Теперь поставим перед собой задачи, как мы будем реализовать проект. - выяснить ситуацию с ТБО у себя дома и обозначить пути улучшения на уровне семьи; - создать творческую мастерскую по вторичному использованию отходов; - создать листовки и памятки для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора; - записать наши предложения администрации для решения проблемы ТБО в родном селе. | Ответы детей. |
4. Подготовка к презентации проекта. Указывается деятельность учителя на данном этапе. В приложении № 4 дается дидактический материал по подготовке детей к представлению продукта проекта.
Учащиеся 1 класса еще не могут самостоятельно писать проекты и составлять презентации. На данном этапе в ходе бесед мы с учащимися проговариваем, что нужно записать в проект. Вместе выбираем фотографии для слайдов презентации и составляем подписи к ним.
5. Презентация проекта. Указывается сценарий деятельности учителя. В приложении № 5 размещаются рекомендации ученикам для успешного выступления.
Мы провели защиту проекта в рамках «Недели начальной школы» на открытом уроке в виде презентации. Наша работа была направлена на районную научно-практическую конференцию учащихся 1-11 классов «Радуга познания», которая состоится в марте 2020 года.
6. Рефлексивный этап. В приложении № 6 даются шаблоны для проведения разных видов рефлексии (например, тексты анкет) и др.
IV. Достигнутые учителем эффекты проекта (для студенческих работ – планируемые эффекты)
1. Педагогические эффекты проекта. Способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
понимание детьми необходимости раздельного сбора мусора;
умение находить применение бросовому материалу.
2. Социальные эффекты проекта. Активное включение в коллективное дело людей разных поколений, сфер интересов;
принятие мер в своей семье по уменьшению количества отходов;
заявление от жителей села в администрацию для решения проблемы ТБО в родном селе.
3. Результаты и анализ учителем результатов проведения проекта (результаты диагностики, анкетирования и т.п.) (для студенческих работ не обязательно).
В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно сортировать и распределять по бакам для отходов «стекло», «пластик», «бумага», «металл», «бытовые отходы». Собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
Учащиеся класса и родители активно включились в работу проекта.
По результатам опроса детей и родителей класса к окончанию реализации проекта 7 семей из 11 проводят сортировку и раздельный сбор мусора.
Администрация села приняла на рассмотрение наше заявление об установке контейнеров для раздельного сбора мусора в нашем селе.
В Приложении № 7возможно представить:
1. Продукт проекта (в виде эскиза, фотографии, видеозапись презентации выступлений, подробного описания консультационных мероприятий, и т.п.).
2. Рабочие материалы (задания участникам проекта, собранная информация, памятки, шаблоны и материалы, обеспечивающие рефлексию деятельности (диагностический, мониторинговый материал); материалы, отражающие работу учителя с родителями, рекомендации по оказанию помощи обучающимся начальной школы и т.п.
Приложение № 1.
Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»
Приложение № 2.
1. ВИДЕО. Окружающий мир 1 класс ч.1, тема 'Откуда берётся и куда девается мусор', с.78-79, Школа России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: - https://www.youtube.com/watch?v=1-fJ3WHMICw - (дата обращения 15.01.2020).
2. Опрос
В опросе участвовали 11 человек – ученики 1 класса.
На первый вопрос о том, выбрасываете ли вы мусор в урну вне дома, 9 человек ответило, что да, выбрасывают, а 2 человека, что нет.
На вопрос о том, разделяют ли дети мусор, 2 человека ответили, что разделяют, остальные не делают этого.
На вопрос о том, используете ли вы вторично выбрасываемые вещи, 5 человек ответили положительно, а 6 нет.
Как оказалось, многие ребята не знают, как утилизируется мусор.
Лишь 2 человек знают, что в городе Бор и Нижний Новгород существуют места для сбора вторичного мусора.
Исходя из результатов исследования, можно сказать, что не все дети знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать. Поэтому показатели появления новых свалок и увеличение размеров растет с каждым днем.
3.Памятка
Изучение ТБО дома
Длительность проекта - 21 день (3 недели).
Цель проекта - выяснить ситуацию с ТБО у себя дома и обозначить пути улучшения на уровне семьи. Оборудование: безмен (весы), целлофановые пакеты или коробки для разных групп отходов.
Объясните домашним необходимость и содержание проекта, убедите их в важности участия каждого члена семьи в проекте. Не перекладывайте ответственность за проведение проекта на кого-нибудь из домашних.
Запаситесь оборудованием. Подпишите пакеты, повесьте их рядом с мусорным ведром с помощью липкой ленты.
Во время работы нельзя есть, пить, касаться грязными руками или перчатками носа, рта и глаз. После работы следует тщательно вымыть руки.
1-я неделя (7 дней)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ОТХОДОВ
Проведение проекта начинается с пустого мусорного ведра. Взвесьте пустое ведро. В том случае, если используются мусорные пакеты, – мусорное ведро взвешивать не надо; вес пакета с мусором сразу заносите в графу протокола «Вес отходов».
Каждый раз, прежде чем вынести полное мусорное ведро, взвешивайте его. В конце недели подсчитайте количество отходов, которые образовались в вашей семье за неделю.
Дата выноса ведра | Вес отходов (кг) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Вес отходов за первую неделю (В1) | |
2-я и 3-я недели (14 дней)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ОТХОДОВ
В течение двух последующих недель собирайте образующиеся отходы раздельно (по группам) в приготовленные пакеты и взвешивайте. Сданные бутылки и другие вторично используемые вещи отходами не считаются. Если вы не сумели убедить домашних, и они категорически против 2 дополнительных мусорных пакетов, тогда продолжайте проект по программе первой недели.
Не принимайте никаких мер по изменению количества отходов до окончания проекта для того, чтобы получить достоверные сведения о количестве отходов.
Как собирать отходы
Группа отходов | Перед тем, как положить в пакет | Вес за 2 недели (кг) | Примеры выброшенных вещей |
Предметы из бумаги | Только незагрязненная бумага! Коробки сплющить. | | |
Предметы из пластика | Сполосните; сплющивайте объемные вещи | | |
Предметы из стекла | Сполосните | | |
Предметы из металла | Сплющивайте объемные вещи (по возможности) | | |
Прочее | Все остальное – в обычное мусорное ведро. | | |
По окончании проекта подсчитайте среднее количество отходов в неделю на одного члена семьи. Завершите заполнение протокола.
Обсудите в классе полученные результаты и сделанные вами выводы. Что можете сделать вы для решения проблемы ТБО, и какие меры, по-вашему, должна предпринять администрация города (села)?
А теперь самое главное – примите меры в своей семье по уменьшению количества отходов.
Приложение № 3.
План проекта
Предварительная работа. (2 сентября 2019 г.)
На родительском собрании родителям учеников была дана краткая информация о проектном методе обучения; получено согласие родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ и фотографий.
Этап 1. (1-й урок – 16 января 2020 г.)
Изучая тему «Откуда берется и куда девается мусор?» нами была сформулирована проблема: как улучшить экологическую обстановку в родном селе. Мы составили план проекта.
Этап 2. (4 неделя января, по 10-15 минут на уроках окружающего мира, самостоятельная работа дома)
Мы выясняли ситуацию с ТБО у себя дома по ПАМЯТКЕ. В этом нам помогали родители. Подготовили информацию для представления результатов в виде таблицы. (Приложение 3).
Этап 3. (5 неделя января – 1 – 2 неделя февраля, по 10-15 минут на уроках окружающего мира, самостоятельная работа дома)
Определяли состав отходов и проводили раздельный сбор мусора у себя дома по ПАМЯТКЕ. В этом нам помогали родители. Подготовили информацию для представления результатов в виде таблицы. (Приложение 3).
Этап 4. (3 неделя февраля, 1 час внеклассной работы). Нами был проведен творческий конкурс по созданию проектов кормушек из ТБО (пластмассовые бутылки и картонные коробки). Мы развесили кормушки в доступных для птиц местах, на высоте, чтобы мы могли положить корм птицам.
В творческой мастерской из ТБО (металлические банки и оберточная бумага от букетов) мы создали игрушки на елку. Ими мы украсили ели, которые растут на улицах нашего села. (Приложение 3).
Этап 5. (4 неделя февраля, 1 час внеклассной работы и 1 урок)
Мы изготовили листовки и памятки для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора. Записали наши предложения администрации для решения проблемы ТБО в родном селе.
Приложение № 4.
Фото
Приложение № 5.
Выступление учащихся
Учебный проект
Откуда берется и куда девается мусор?
Введение Актуальность темы
Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и ученики МБОУ «Зарубинская ОШ» не исключение.
Цель проекта: Найти пути решения проблемы уборки и сортировки мусора в нашем селе.
Задачи:
- выяснить ситуацию с ТБО у себя дома и обозначить пути улучшения на уровне семьи;
- создать творческую мастерскую по вторичному использованию отходов;
- создать листовки и памятки для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора;
- записать наши предложения администрации для решения проблемы ТБО в родном селе. Практическая ценность
Результатом нашего проекта стало изготовление создание листовок и памяток для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора; рекомендации по применению бросового материала, а также наши предложения администрации для решения проблемы ТБО в родном селе.
Обзор литературы
Известно четыре основных подхода к использованию твердых бытовых отходов (ТБО): сжигание; захоронение; компостирование и сбраживание; рисайклинг.
Рисайклингом называют рациональную систему сбора, сортировки и переработки компонентов ТБО в продукты или товары, которые обладают потребительской стоимостью. В настоящее время и в перспективе весь мир уходит от сжигания и захоронения, все более внедряя повторную переработку, рисайклинг компонентов ТБО.
План проекта
Предварительная работа. (2 сентября 2019 г.)
На родительском собрании родителям учеников была дана краткая информация о проектном методе обучения; получено согласие родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ и фотографий.
Этап 1. (1-й урок – 16 января 2020 г.)
Изучая тему «Откуда берется и куда девается мусор?» нами была сформулирована проблема: как улучшить экологическую обстановку в родном селе. Мы составили план проекта.
Этап 2. (4 неделя января, по 10-15 минут на уроках окружающего мира, самостоятельная работа дома)
Мы выясняли ситуацию с ТБО у себя дома по ПАМЯТКЕ. В этом нам помогали родители. Подготовили информацию для представления результатов в виде таблицы. (Приложение 3).
Этап 3. (5 неделя января – 1 – 2 неделя февраля, по 10-15 минут на уроках окружающего мира, самостоятельная работа дома)
Определяли состав отходов и проводили раздельный сбор мусора у себя дома по ПАМЯТКЕ. В этом нам помогали родители. Подготовили информацию для представления результатов в виде таблицы. (Приложение 3).
Этап 4. (3 неделя февраля, 1 час внеклассной работы). Нами был проведен творческий конкурс по созданию проектов кормушек из ТБО (пластмассовые бутылки и картонные коробки). Мы развесили кормушки в доступных для птиц местах, на высоте, чтобы мы могли положить корм птицам.
В творческой мастерской из ТБО (металлические банки и оберточная бумага от букетов) мы создали игрушки на елку. Ими мы украсили ели, которые растут на улицах нашего села. (Приложение 3).
Этап 5. (4 неделя февраля, 1 час внеклассной работы и 1 урок)
Мы изготовили листовки и памятки для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора. Записали наши предложения администрации для решения проблемы ТБО в родном селе.
Этап 6. (3 неделя марта, 1 час внеклассной работы)
Мы провели защиту проекта в рамках «Недели начальной школы» на открытом уроке в виде презентации. Наша работа была направлена районную научно-практическую конференцию учащихся 1-11 классов «Радуга познания», которая состоится в марте 2020 года.
Научно – практическая часть работы Методы исследования
Чтобы выяснить ситуацию с ТБО у себя дома и обозначить пути улучшения на уровне семьи, мы взвешивали ведро с мусором.
Чтобы обозначить пути улучшения ситуацию с ТБО на уровне семьи, мы собирали образующиеся отходы раздельно.
Для вторичного использования отходов: изготовления кормушек и других предметов, мы создали творческую мастерскую.
Для решения проблемы ТБО в родном селе, мы изготовили листовки и памятки для жителей села и администрации.
Результаты исследования
В опросе участвовали 11 человек – ученики 1 класса.
На первый вопрос о том, выбрасываете ли вы мусор в урну вне дома, 9 человек ответило, что да, выбрасывают, а 2 человека, что нет.
На вопрос о том, разделяют ли дети мусор, 2 человека ответили, что разделяют, остальные не делают этого.
На вопрос о том, используете ли вы вторично выбрасываемые вещи, 5 человек ответили положительно, а 6 нет.
Как оказалось, многие ребята не знают, как утилизируется мусор.
Лишь 2 человек знают, что в городе Бор и Нижний Новгород существуют места для сбора вторичного мусора.
Исходя из результатов исследования, можно сказать, что не все дети знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать.
Проведя исследовательскую работу по изучению состава домашнего мусора, мы выяснили, что наш мусор – это:
- пустые банки, бутылки, коробки;
- старые вещи, мебель старая;
- старые газеты, книги, журналы;
- сломанная бытовая техника;
- пищевые отходы.
| 1 неделя без сортировки мусора | 2 - 3 неделя после сортировки мусора |
| Общий вес отходов | Вес отходов на 1 чел. | Общий вес отходов | Вес отходов на 1 чел. |
Колесникова Варвара Алексеевна | 19 кг | 4 кг 750 г | 4 кг | 1 кг |
Кузнецова Анастасия Николаевна | 9 кг 200 г | 2 кг 300 г | 8 кг 900 г | 2 кг 225 г |
Лазарева Мария Владимировна | 5 кг 752 г | 1 кг 917 г | 1 кг 847 г | 616 г |
Молюшкин Дмитрий Михайлович | 10 кг | 2 кг 250 г | 2 кг 500 г | 600 г |
Рулёва Зоя Дмитриевна | 4 кг | 800 г | 5 кг | 1 кг |
Смертин Денис Алексеевич | 3 кг 263 г | 1 кг 86 г | 860 г | 287 г |
Из таблицы видно, что без сортировки мусора на одного человека приходится от 800 г до 4 кг 750 г отходов. После того, как мусор сортировали, количество отходов на одного человека стало меньше - от 287 г до 2 кг 225 г.
Творческая мастерская
Кормушки можно сделать из любого доступного материала: досок, стеклянных банок, пакетов из – под сока, пластиковых бутылок.
Самостоятельно мы изготовили кормушки из пластиковых бутылок. Также мы изготовили игрушки на елку. Чтобы игрушка была крепкой, красивой, долго висела, мы решили, что лучше использовать жестяные банки и цветной полиэтилен от подарочных упаковок.
Выводы
Изучив состав мусора мы узнали, что мусор – это пустые банки, коробки, бутылки, старые вещи, старая мебель, старые газеты, журналы, тетради, книги, пищевые отходы, сломанная бытовая техника.
После того, как мусор сортировали, отходов на одного человека стало гораздо меньше. Необходимо сортировать мусор, чтобы меньше загрязнять окружающую среду.
Нами были изготовлены кормушки из отходов - пластмассовых бутылок, и развешены на деревьях около школы и в садах.
Изготовив кормушки, развесив их и регулярно подкармливая птиц, мы внесли свой посильный вклад в сохранение экологии нашего села.
Нами были изготовлены игрушки из жестяных банок и цветных полиэтиленовых упаковок и украшены ели около домов жителей.
Для решения проблемы ТБО в родном селе, мы изготовили листовки и памятки для жителей села о необходимости раздельного сбора мусора и записали наши предложения администрации.
Работая над проектом мы способствовали улучшению экологической обстановки в родном селе.
Рекомендации
«В походах, после употребления пищи оставшиеся консервные банки необходимо или забрать с собой, или, в случае отсутствия такой возможности, прокалить в пламени костра, сплющить и закопать в землю. После прокаливания, поверхность банки покрывается микротрещинами, и банка разлагается естественным образом за относительно небольшой промежуток времени» .
Как правильно сортировать мусор
Одна из самых действенных мер по борьбе с загрязнением планеты — вторичная переработка. Которая, в свою очередь, немыслима без раздельного сбора мусора.
1. Узнайте, какой мусор перерабатывается
К сожалению, перерабатывается далеко не всякий мусор. Вот некоторые из моментов, которые стоит учитывать.
Офисная бумага, газетная, тетради — подлежат переработке, а вот глянцевая бумага с ламинированием — нет.
Любая грязная бумага с масляными пятнами, пищевыми отходами (салфетки), клеем — также не подходит для переработки.
Цветной, белый и другой ламинированный картон как вторсырье не годится, подходит только обычный бурый.
Металлические баллончики от лаков для волос, освежителей и прочих аэрозолей — не перерабатываются.
Стеклянные и пластиковые изделия перед сдачей на переработку нужно вымыть.
Пластик бывает разным, при выборе упаковки и сортировке мусора обращайте внимание на маркировку.
2. Отказывайтесь от неперерабатываемой упаковки
Обращайте внимание на этот момент, приобретая товары в супермаркете.
3. Не выбрасывайте вредные отходы в общий контейнер
Существует опасный мусор, который в принципе нельзя выбрасывать в общий бак: градусники, батарейки и аккумуляторы, энергосберегающие лампы, градусники, картриджи, шины, многие виды техники. Весь этот мусор следует везти в специальные пункты приема вредных отходов.
4. Найдите ближайшие пункты приема
Например, поищите координаты на специальной карте Greenpeace. Перед поездкой советуем предварительно уточнить детали: некоторые пункты принимают не все типы отходов. Кроме того, могут измениться часы работы (карта хоть и обновляется, но не слишком оперативно).
5. Организуйте удобную и практичную сортировку
Сделайте раздельный сбор мусора обычным бытовым ритуалом. Проще всего — организовать удобную сортировку в доступном для всех членов семьи месте. Многие производители товаров для дома (в том числе ИКЕА) предлагают специальные системы контейнеров для организации раздельного сбора.
6. Начинайте постепенно
Не стоит ставить глобальных задач прямо на старте: начните сбор мусора для переработки постепенно. Например, с сортировки только одного вида отходов. Так и вам, и вашей семье будет проще втянуться в процесс.
7. Выберите удобную периодичность вывоза
Определитесь с тем, какая периодичность вывоза отходов на переработку будет вам наиболее удобной. Не стоит превращать это в рутинную обязанность (иначе вам быстро надоест), просто найдите «окошко» в своем графике бытовых дел.
8. Пользуйтесь услугами экотакси
Выше мы уже упомянули об экотакси, существующих в некоторых крупных городах. Почему бы не пользоваться их услугами?
9. Кооперируйтесь с соседями
Привлекайте к раздельному сбору мусора не только семью, но и соседей: можно договориться с управляющей компанией и установить во дворе специальные контейнеры для раздельного сбора. А можно просто поочередно отвозить собранный мусор в пункты приема.
Главе администрации
Зиняковского сельсовета
Городецкого муниципального района
Нижегородской области
Кирилловой Вере Николаевне
от жителей села Зарубино
ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с законодательно прописанным приоритетом вторичной переработки отходов и быстрым развитием придомового раздельного сбора в нашем селе, мы, жильцы села Зарубино, хотим реализовать свое право на благоприятную окружающую среду и принять участие в ее создании. Просим организовать раздельный сбор отходов в селе Зарубино, для чего заключить договор со специализированной организацией и установить специализированные контейнеры, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе ПЭТ-тары, бумаги и стекла на территории контейнерной площадки в селе Зарубино с целью их последующей переработки.
Ответ просим предоставить в письменном виде и направить по адресу: 606516, с.Зарубино, ул.Солнечная, д.6. О готовности ответа просим уведомить по телефону 8-920-014-56-58.
Дата ______________Подписи жильцов с номерами квартир и контактами
Ф.И.О. | Адрес | Номер телефона |
| | |
Приложение № 6.
ТЕСТ: правильно ли вы сортируете мусор? [Электронный ресурс] – Режим доступа: - https://www.riatomsk.ru/article/20180122/razdeljnij-sbor-musora-test/ - (дата обращения 25.02.2020).
1 из 7. Какие отходы не вредят природе?
1. Деревянные игрушки
2. Книги и журналы
3. Старая синтетическая одежда
2 из 7. Что из этих предметов, оставленных туристами после пикника в лесу, будет разлагаться быстрее всего?
1. Стеклянная бутылка
2. Жестяная консервная банка
3. Полиэтиленовый пакет
3 из 7. Сколько деревьев нужно вырубить, чтобы получить одну тонну бумаги?
1. 20
2. 40
3. 60
4 из 7. Что из перечисленного нельзя сдавать на переработку макулатуры?
1. Картонные поддоны для яиц
2. Гофрированный картон
3. Глянцевые журналы
5 из 7. Какие предметы из перечисленных не требуют особой утилизации?
1. Батарейки
2. Градусники
3. Светодиодные лампочки
6 из 7. Что из перечисленного опасно для окружающей среды, а потому нуждается в специальной утилизации или может быть отправлено на переработку?
1. Одежда из хлопка и льна
2. Старый мобильный телефон
3. Пищевые отходы
7 из 7. Что из перечисленного обязательно нужно сделать перед сдачей мусора на переработку?
1. Разобрать пластик по цветам
2. Помыть стеклянную тару и упаковки "Тетра Пак"
3. Почистить пыльные книги
Приложение № 7.
Презентация