Разработка урока по окружающему миру
1 класс
Тема: «ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА И КУДА ОНА УХОДИТ».
Сезонова В. А.
учитель начальных классов и географии
МБОУ «СШ №11»
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: понимать значимость воды для жизни, сравнивать изменились ли свойства воды органолептическим путём, попробуют перевести воду из жидкого состояния в твёрдое и обратно.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в микрогруппах, в парах.
Образовательные ресурсы:
учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
глобус;
шаблоны из бумаги "капельки";
иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;
рисунок Злючки - Грязнучки;
для опыта - мерный стакан, соль, сок, лёд.
ноутбук.
Организационная структура урока:
I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. ( звучит музыка, дети проверяют рабочие места)
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II.Подготовка к восприятию. (слайды 1-5)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
-Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда!
III. Актуализация знаний. ( слайды 6 )
- Что вы знаете про воду? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)
- Как они её получают?
- Нужна ли вода животным? (на доску - изображение животных)
- Нужна ли вода человеку? (на доску - изображение человека)
- Для чего нужна вода человеку?
- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.
IV. Постановка проблемы урока. ( слайд 7-12)
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Проблема урока:
- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Вот это, ребята, тема нашего урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
V. «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.
- Кто сегодня пользовался водой?
- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)
- Где начало этого пути?
- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей)
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.
- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.
- Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.
- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?
- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?
- Проследим её путь по иллюстрации.
VI. Первичное закрепление. Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61
VII. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». (слайд 17)
Опыт 1. Проверим, какими качествами обладает вода.
Для этого возьмём питьевую воду и фруктовый сок. Нальём воду в прозрачный стакан. В такой же стакан фруктовый сок. Сравним жидкости органолептическим методом, т.е. сравним их вкус, цвет, запах с помощью наших органов чувств.
Мы сделали вывод, что в отличие от сока, вода – это жидкость без вкуса, цвета и запаха.
VIII. Дети рассказывают сказку про Капельку-путешественницу. (слайд 13-16)
IX. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». (слайд 20)
Опыт № 2. Возьмём крупную соль, прозрачный стакан с водой и ложку. Добавим в стакан с водой соль, перемешиваем. Сравним, изменились ли свойства воды органолептическим методом. Увидим, что соль из стакана исчезла, а вода осталась прозрачной и имеет солёный вкус.
Мы сделали вывод, что вода является растворителем.
X. Физминутка.
- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.
- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
XI. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». (слайд 18-21)
Опыт № 3. Попробуем перевести воду из жидкого состояния в твёрдое и обратно. Для этого нальём воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника (у нас уже есть заготовки). Через некоторое время вытащим формочку и убедимся, что она замёрзла и превратилась в лёд. Подержав лёд в руках, мы увидим, как он начал таять. Положим лёд на тарелку и подождём некоторое время. Убедимся, что лёд в тарелке превратился в воду.
Мы сделали выводы:
- при низких температурах вода превращается в лёд;
- при нагревании лёд тает.
XII. Творческая работа в микрогруппах.( Слайд 22-23).
- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. Японский исследователь воды Масару Эмото на своих экспериментах доказал, что вода обладает способностью «воспринимать информацию от окружающей среды».
У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Оживите её. (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют или делают аппликацию. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)
XIII. Рекомендации для занятий дома.
С помощью родителей придумайте знак - обращение к людям: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
XIV. Итог урока.
- Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?
- Откуда в наш дом приходит вода? (ответы детей)
- Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома. (один учащийся рисует на доске, остальные показывают путь воды в рабочих тетрадях.)
XV. Экологическая страничка. Рефлексия.
- Много ли воды на Земле?
-- Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
-Кто из вас, ребята,
- Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!
- АКТИВНО работал на уроке!
- Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО!
- Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ! (Учащиеся показывают сердечко соответствующего цвета).
- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!