Отличия внеурочной деятельности и дополнительного образования
ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
– О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н У Ю Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь ,
О С У Щ Е С Т В Л Я Е М У Ю В
– В И Д О Б Р А З О В А Н И Я ,
Ф О Р М А Х , О Т Л И Ч Н Ы Х О Т
К О Т О Р Ы Й Н А П Р А В Л Е Н Н А В С Е С Т О Р О Н Н Е Е
У Р О Ч Н О Й , И
У Д О В Л Е Т В О Р Е Н И Е
Н А П Р А В Л Е Н Н У Ю Н А Д О С Т И Ж Е Н И Е
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Х
П Л А Н И Р У Е М Ы Х
П О Т Р Е Б Н О С Т Е Й Ч Е Л О В Е К А В И Н Т Е Л Л Е К Т У А Л Ь Н О М ,
Д У Х О В Н О - Н Р А В С Т В Е Н Н О М , Ф И З И Ч Е С К О М И ( И Л И )
Р Е З У Л Ь Т А Т О В О С В О Е Н И Я
О С Н О В Н О Й
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О М
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Й П Р О Г Р А М М Ы О Б Щ Е Г О
С О В Е Р Ш Е Н С Т В О В А Н И И И Н Е С О П Р О В О Ж Д А Е Т С Я
О Б Р А З О В А Н И Я .
П О В Ы Ш Е Н И Е М У Р О В Н Я О Б Р А З О В А Н И Я .
Основные направления
Внеурочная деятельность-
НАПРАВЛЕНИЯ :
Спортивно-
оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Дополнительное
образование-
НАПРАВЛЕННОСТИ :
Техническая Естественнонаучная
Физкультурн о -с п орт и вная Художественная
Туристско-краеведческая
Социально-гуманитарная
Отличия внеурочной деятельности и дополнительного образования
ДОП О ЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЦЕЛЬ: всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей человека в интеллектуальном,
духовно-нравственном, физическом и
(или) профессиональном
совершенствовании, не
сопровождается повышением уровня образования.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОС Т Ь
ЦЕЛЬ: обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения
информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная
деятельность, повышения гибкости
ее организации.
Отличия внеурочной деятельности и дополнительного образования-программы
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Внеурочная деятельность осуществляется
Содержание реализуется через дополнительные общеобразовательные программы, которые разрабатываются организацией самостоятельно.
посредством реализации рабочих
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и
предпрофессиональные программы (п. 2 ст. 75 Закона об образовании).
программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными
программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательный организацией
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность (п. 4 ст. 75 Закона об образовании)
самостоятельно на основе требований
федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Общие характеристики внеурочной деятельности и дополнительного образования:
- время реализации — вне или после обязательных учебных
занятий и основных учебных программ;
- формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественная, спортивная, досуговая и др.);
- связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы, страны.
- формирование и наполняемость групп – вопрос об этом
образовательное учреждение решает самостоятельно.
- Научно-методическое обеспечение (Метод. совет, ШМО, Пед.Совет и т.д.)
- Материально-техническое обеспечение (оснащённость учебных кабинетов, спортзала, досугового
центра)
- Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)
- Внешние связи и партнёрство (сотрудничество с УДО, Клубы, Дома Культуры , Музеи и др.)
Характеристики, различающие внеурочную деятельность и дополнительное образование:
- Основная организационная «единица»:
«модуль» внеурочной деятельности –
класс или группа одноклассников не более 15 человек (хотя внеурочная деятельность
может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне);
«единица» дополнительного образования детей —
творческий коллектив , состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов .
внеурочную деятельность о существляют
педагогические работники общеобразовательных
предъявляемым к педагогическим
организаций, соответствующие общим требованиям, работникам ;
дополнительное образование: требование к кадровому обеспечению разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной организацией. Реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется специалистами , квалификация которых соответствует требования к должности «педагог дополнительного образования».
3. Научно-методической основой деятельности является:
во внеурочной деятельности – ПЛАН РАБОТЫ классного руководителя, воспитателя;
у педагогов дополнительного образования — образовательная программа
с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их
оценки и утверждения.
Характеристики, различающие внеурочную деятельность и дополнительное образование:
Характеристики, различающие внеурочную
деятельность и дополнительное образование:
- Часы, отводимые на занятия:
во внеурочной деятельности – количество курсов и часов существует обязательно для всего класса , но выбирает их посещение сам обучающийся и его родители (законные представители), которые несут ответственность за посещение внеурочной деятельности, так же как и урочной. ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования : до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования ; до 1 750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования ; до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования . Объем часов
внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации .
в дополнительном образовании – часы занятий устанавливаются и утверждаются образовательным
учреждением для всех детей , посещающих это творческое объединение, одинаково , но выбор посещаемости часов индивидуальных или групповых занятий зависит от заинтересованности всех
сторон образовательного процесса: ученик-родитель-педагог. Продолжительность дополнительной
общеобразовательной программы определяется образовательной организацией.
Во внеурочной деятельности – это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие формы, но аудиторных занятий должно быть не более
50% , все формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение в
рамках основной образовательной программы общего образования.
Дополнительное образование : ф ормы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации .
Отличия внеурочной деятельности и дополнительного образования - финансовое обеспечение
ДОПО Л НИТЕЛЬН О Е ОБРАЗОВАНИЕ
Финансовое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ
осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию программ
дополнительных
общеобразовательных программ .
Дополнительные
общеобразовательные программы могут реализовываться за счет средств физических и (или) юридических лиц.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕ Я ТЕЛЬ Н ОСТЬ
Финансовое обеспечение
реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках
финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения
государственного (муниципального) задания на оказание
государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках
нормативов расходов на реализацию
основных общеобразовательных
программ, определяемых субъектом Российской Федерации.
Характеристики, различающие внеурочную деятельность и дополнительное образование:
Модели внеурочной деятельности.
Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования (на основе институциональной
и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних
ресурсов образовательного учреждения, например, внеурочная деятельность 50% + дополнительное образование 50%);
- инновационно-образовательная модель.
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации
внеурочной деятельности
основана на воспитательных результатах внеурочной деятельности школьников, которые распределяются по трём уровням:
Школьник:
С а м о с т о ятель н о действует
в общественной жизни
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
III уровень:
Достигается в
дружественной детской
среде (коллективе)
Ценит
общественную жизнь
II уровень:
Достигается во взаимодействии с педагогом.
Знает и понимает общественную жизнь
I уровен ь :