СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отмена крепостного права

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плае -конспект урока. Отмена крепостного права в России. Реформы.

Просмотр содержимого документа
«Отмена крепостного права»

                                          Презентация урока  преподавателя истории  высшей квалификационной  категории  ГБОУ НПО ПУ№7  Цидаевой Ф.Ю.  по теме:    « Отмена крепостного права»

Презентация урока преподавателя истории высшей квалификационной категории ГБОУ НПО ПУ№7 Цидаевой Ф.Ю. по теме:

« Отмена крепостного права»

«Распалась цепь великая,  Распалась и ударила  Одним концом - по барину,  Другим - по мужику» Н. Некрасов. Цель урока: Раскрыть основные положения реформы по отмене крепостного права, отметив ее противоречивый характер. Учащиеся должны понять, что падение крепостного права было началом новой, буржуазной России, что это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. План урока Необходимость «упреждающей реформы» в России. Крестьянская реформа. Значение отмены крепостного права Средства обучения: Учебник (§ 43); таблица «Основные направления реформы» Основные понятия Прагматизм; модернизация; тактика «упреждающей реформы»; временнообязанные крестьяне; выкупная операция; аренда; отрезки. Даты 1855 1881 гг. - правление императора Александра II; 19 февраля 1861 г. - отмена крепостного права в России; 1883 г. - прекращение временнообязанных отношений.

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом - по барину,

Другим - по мужику»

Н. Некрасов.

Цель урока:

  • Раскрыть основные положения реформы по отмене крепостного права, отметив ее противоречивый характер. Учащиеся должны понять, что падение крепостного права было началом новой, буржуазной России, что это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию.

План урока

  • Необходимость «упреждающей реформы» в России.
  • Крестьянская реформа.
  • Значение отмены крепостного права

Средства обучения:

  • Учебник (§ 43);
  • таблица «Основные направления реформы»
  • Основные понятия Прагматизм; модернизация; тактика «упреждающей реформы»; временнообязанные крестьяне; выкупная операция; аренда; отрезки.

Даты

1855 1881 гг. - правление императора Александра II;

19 февраля 1861 г. - отмена крепостного права в России;

1883 г. - прекращение временнообязанных отношений.

Опрос

План:

Охарактеризуйте внутреннюю политику императора Павла I.

Вспомните программные положения «Конституции» Н.М.Муравьева и«Русской Правды» П.Пестеля.

Почему западники и славянофилы поднимают вопрос об отмене крепостного права, о передаче крестьянам земли за выкуп?

Изложение нового материала.

Логическое задание. Как вы объясните ситуацию, когда, по словам поэта Н.А.Некрасова: «Распалась цепь великая.

Распалась и ударила

Одним концом - по барину,

Другим - по мужику».

Считаете ли вы, что такое положение было закономерным и неизбежным последствием крестьянской реформы?

Разделяя российскую историю XIX века на 1 и 2 его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861 год - год крестьянской реформы. Проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра Великого, выпало на долю императора Александра II (1855 - 1881 гг.)

Сообщение учащихся о биографии Александра II.

  • Александр II не слыл человеком либеральных убеждений. Император понимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осуществления модернизации страны, неизбежность которой стала очевидна после унизительного поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.). была расстроена финансовая система. Страна находилась на грани революционного взрыва. Царь высказал мысль, что «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу.
  • Таким образом, правительство, стремясь разрешить общественные противоречия, пошло не по пути уничтожения режима, а избрало тактику «упреждающей реформы», так как крепостное состояние крестьян было «пороховым погребом под государством».

Ход урока

К освобождению крестьян от крепостного права призывали А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов и другие .

К освобождению крестьян от крепостного права призывали А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов и другие .

К 1861 году отмена крепостного права в России становится условием сохранения стабильности в обществе. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно­техническая отсталость России, рост крестьянских выступлений делали крестьянскую реформу необходимой и неизбежной. Подготовка крестьянской реформы. Подготовка реформы выявила разногласия в обществе по методам ее проведения. Основные разногласия: часть помещиков соглашалась лишь на незначительные уступки; между помещиками черноземных губерний (вели барщинное хозяйство) и помещиками Нечерноземья (оброчные платежи); между членами правительства: Милютин, Ростовцев, Ланской выступали за последовательность реформы; Долгоруков, Муравьев стремились повлиять на либеральность реформы. В конце 1857 года в губерниях были созданы комитеты для разработки проектов реформы. Окончательный вид проект реформы принял к 1861 году. 19.02.1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного  права.

К 1861 году отмена крепостного права в России становится условием сохранения стабильности в обществе.

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно­техническая отсталость России, рост крестьянских выступлений делали крестьянскую реформу необходимой и неизбежной.

Подготовка крестьянской реформы.

Подготовка реформы выявила разногласия в обществе по методам ее проведения.

Основные разногласия:

часть помещиков соглашалась лишь на незначительные уступки;

между помещиками черноземных губерний (вели барщинное хозяйство) и помещиками Нечерноземья (оброчные платежи);

между членами правительства: Милютин, Ростовцев, Ланской выступали за последовательность реформы; Долгоруков, Муравьев стремились повлиять на либеральность реформы.

В конце 1857 года в губерниях были созданы комитеты для разработки проектов реформы.

Окончательный вид проект реформы принял к 1861 году.

19.02.1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

Император Александр II читает народу манифест об освобождении крестьян.

Император Александр II читает народу манифест об освобождении крестьян.

17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения Без выкупа крестьяне получали личную свободу и гражданские права Манифест об освобождении крестьян
  • 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения
  • Без выкупа крестьяне получали личную свободу и гражданские права

Манифест об освобождении крестьян

 Основные положения крестьянской реформы:  Крестьяне получили личную свободу; Крестьяне получили право владеть имуществом; Крестьяне получили право заниматься торговлей; Крестьяне получили право заниматься предпринимательством; Крестьяне могли переходить в другие сословия; Крестьяне получили выборное самоуправление; Крестьян освободили с землей, но получили они ее значительно меньше и за землю устанавливался выкуп; До заключения выкупной сделки крестьяне оставались временнообязанными и несли прежние повинности; У помещиков осталось право собственности на всю землю; Помещики сохранились как господствующий класс; Помещики лишились права распоряжаться личностью крестьян. Гражданские права

Основные положения крестьянской реформы:

  • Крестьяне получили личную свободу;
  • Крестьяне получили право владеть имуществом;
  • Крестьяне получили право заниматься торговлей;
  • Крестьяне получили право заниматься предпринимательством;
  • Крестьяне могли переходить в другие сословия;
  • Крестьяне получили выборное самоуправление;
  • Крестьян освободили с землей, но получили они ее значительно меньше и

за землю устанавливался выкуп;

  • До заключения выкупной сделки крестьяне оставались

временнообязанными и несли прежние повинности;

  • У помещиков осталось право собственности на всю землю;
  • Помещики сохранились как господствующий класс;
  • Помещики лишились права распоряжаться личностью крестьян.

Гражданские права

Значение отмены крепостного права.  Созданы условия для развития капитализма: а)капиталистические отношения проникают в сельское хозяйство; б)  формируется рынок свободной рабочей силы; в)  развивается промышленность; Сохранены феодальные пережитки: а)  помещичье землевладение; б)  крестьянская община; в)  сословная система; г)  малоземелье крестьян. Выкупные платежи вызвали недовольство крестьян условиями свободы. Итак, крестьянская реформа способствовала развитию буржуазных отношений в стране, но не сняла напряженность в деревне. Крестьянская реформа положила начало целому ряду реформ, цель которых заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Значение отмены крепостного права.

  • Созданы условия для развития капитализма:

а)капиталистические отношения проникают в сельское хозяйство;

б) формируется рынок свободной рабочей силы;

в) развивается промышленность;

  • Сохранены феодальные пережитки:

а) помещичье землевладение;

б) крестьянская община;

в) сословная система;

г) малоземелье крестьян.

  • Выкупные платежи вызвали недовольство крестьян условиями свободы.

Итак, крестьянская реформа способствовала развитию буржуазных отношений в стране, но не сняла напряженность в деревне.

Крестьянская реформа положила начало целому ряду реформ, цель которых заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

От 3 до 12 десятин ( в зависимости от региона России) – 1 десятина = 1,1 га Должны были выкупать  у помещика До совершения выкупной сделки считались « временнообязанными», т.е. должны были выполнять прежние повинности: барщину и оброк. Земельные наделы
  • От 3 до 12 десятин ( в зависимости от региона России) – 1 десятина = 1,1 га
  • Должны были выкупать у помещика
  • До совершения выкупной сделки считались « временнообязанными», т.е. должны были выполнять прежние повинности: барщину и оброк.

Земельные наделы

  Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая  стоимость земли, а сумма оброка , которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой 6% капитализированный оброк , равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий . «Горькая» свобода
  •   Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка , которую помещик получал до реформы.
  • Был установлен годовой 6% капитализированный оброк , равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика.
  • Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий .

«Горькая» свобода

Крестьяне выплачивали 20-25% выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму ( 80 – 75%) помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет. Полицейский и фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.
  • Крестьяне выплачивали 20-25% выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму ( 80 – 75%) помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет. Полицейский и фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат.
  • Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.
10 р. . 100% : 6% = 166 р. 67 коп. _______________________________ 1 дес. _ 14,5 р. Величина выкупного надела – 8 дес. 14,5 . 8 = 116 р. – можно купить 8 дес. 166,67 – 116 = 50р. 67 коп. - переплата  В течение 9 лет (до 1870 года) крестьяне не имели права отказаться от надела и покинуть сельскую общину.  Размер выкупа

10 р. . 100% : 6% = 166 р. 67 коп.

_______________________________

1 дес. _ 14,5 р.

Величина выкупного надела – 8 дес.

14,5 . 8 = 116 р. – можно купить 8 дес.

166,67 – 116 = 50р. 67 коп. - переплата

В течение 9 лет (до 1870 года) крестьяне не имели права отказаться от надела и покинуть сельскую общину.

Размер выкупа

6% . 49 = 294% _______________________________ Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции.  К 1906 году крестьяне заплатили  1 млрд. 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически уплачивали тройную сумму. Размер выкупа

6% . 49 = 294%

_______________________________

  • Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции.
  • К 1906 году крестьяне заплатили

1 млрд. 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически уплачивали тройную сумму.

Размер выкупа

Карикатура 1860-х годов на аграрные отношения в пореформенный период сопровождалась текстом: «Что ты, мужичок, на одной ноге стоишь? Да другую, вишь, поставить некуда. Везде вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете».
  • Карикатура 1860-х годов на аграрные отношения в пореформенный период сопровождалась текстом: «Что ты, мужичок, на одной ноге стоишь? Да другую, вишь, поставить некуда. Везде вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете».
Крестьянские волнения

Крестьянские волнения

Крепостное право пало. Крестьян
  • Крепостное право пало. Крестьян "освободили" так, что свыше пятой доли крестьянской земли перешло к помещикам. За свои земли крестьяне были обязаны платить выкуп "освободителям". Крепостники получили от крестьян сотни миллионов рублей. Помещики размежевали землю так, что крестьяне остались то без выпасов, то без лугов, то без водопоя... Вчерашние крепостные вынуждены были находиться в кабале у помещиков.

Крестьянские волнения

Над крестьянством стояли многочисленные начальники: земский начальник и становой, исправник и староста, старшина, урядник, волостной писарь. Они выколачивали подати, пороли розгами, измывались над крестьянами. Между тем на мужичке, на трудящемся человеке держалась экономическая, финансовая и политическая жизнь России. Крестьянские волнения
  • Над крестьянством стояли многочисленные начальники: земский начальник и становой, исправник и староста, старшина, урядник, волостной писарь. Они выколачивали подати, пороли розгами, измывались над крестьянами. Между тем на мужичке, на трудящемся человеке держалась экономическая, финансовая и политическая жизнь России.

Крестьянские волнения

III . Закрепление  План: Как проходила подготовка крестьянской реформы? Каковы основные положения реформы? Кто из писателей, рыдая, валяясь на диване, воскликнул: «Какой гнусный обман! Какое издевательство над народом!» Значение отмены крепостного права. Как вы думаете, эта реформа была отменой или падением крепостного права? В словарях записать слова: «прагматик», «модернизация», «упреждающая реформа».     Задание для работы в группах

III . Закрепление

План:

  • Как проходила подготовка крестьянской реформы?
  • Каковы основные положения реформы?
  • Кто из писателей, рыдая, валяясь на диване, воскликнул: «Какой гнусный обман! Какое издевательство над народом!»
  • Значение отмены крепостного права.
  • Как вы думаете, эта реформа была отменой или падением крепостного права?
  • В словарях записать слова: «прагматик», «модернизация», «упреждающая реформа».

Задание для работы в группах

Название реформ  В чем выражался буржуазный характер? Какие крепостнические пережитки сохранены?   Заполните таблицу

Название реформ

В чем выражался буржуазный характер?

Какие крепостнические пережитки сохранены?

Заполните таблицу

Автор Измозик В.С., Истрия России-11 кл.,§1-2, стр. 7-13 Написать рефераты «Александр II », «Милютин Н.А.». Домашнее задание.
  • Автор Измозик В.С., Истрия России-11 кл.,§1-2, стр. 7-13
  • Написать рефераты «Александр II », «Милютин Н.А.».

Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!