Тема: Религия (9 класс).
Обществознание.
Цели и задачи:
1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
2) развивать умения, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
План урока:
1.Орг.момент
2.Новая тема
3.Закрепление
4.Подведение итогов
5.Д/з
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Культура, формы культуры. Какая это сфера? – Духовная.
Мы сегодня с вами продолжаем знакомиться с составляющими духовной сферы жизни общества, и сегодня на уроке поговорим о вере в сверхъестественное, о вере в Бога, о роли религии в жизни общества.
Работать сегодня вы будете в парах и помогать друг другу в изучении новой темы.
Но для начала давайте вспомним :
Что входит в духовную сферу? – Культура, наука, образование, искусство, мораль, религия.
Для повторения пройденного материала я предлагаю эти задания:
1. Верны ли следующие суждения о духовной культуре? Слайд 1- устно
А. Основой духовной культуры являются выгода и польза.
Б. В духовной культуре получает наибольшую свободу творчества.
1) верно только А 2) верно только Б +
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Слайд 2-устно
2. Общепринятым является деление культуры на:
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную +
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую
Слайд 3- устно
3. Известный художник Г. - автор исторических композиций и портретов - отстаивает традиции самобытности русской культуры. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:
1) морали 2) религии 3) искусства + 4) науки
Слайд 4-устно
Итак - что такое культура? – Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Давая определение «культура», одной из элементов духовной культуры являются верования. Какой другой термин можно использовать в данном случае?
Термин – религия. Это и будет темой нашего урока. РЕЛИГИЯ. Слайд 5-записали тему
Учитель.
Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок.
Каждый человек в течение своей жизни рано или поздно задает себе вопрос – каков смысл его жизни, каково его предназначение, зачем он появился на этой земле?- и в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти ответы и оправдать свое разумное существование.
В современном мире он, может, или вынужден выбирать между двух мировоззрений – вера в Бога или его отрицание – атеизм.
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религий. Приведём некоторые из них.
На стр. 154 есть 8 определений религии. Вам эти определения знакомы, так как вы их читали дома, но ещё раз давайте их вспомним. Прочитали их про себя.
Мы запишем в тетрадь определение в более упрощённой форме. Посмотрели на слайд.
Запись в тетрадях: ( слайд 6 )
Религия (от лат. связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом.
Учитель: Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:
(слайд 7 )
Признаки религии:- записать.
вера в сверхъестественное;
организованное поклонение высшим силам;
стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.
Учитель: Именно вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Что же включает в себя религиозная вера? - Слайд 8 -устно
Нормы морали
Веру в спасительную силу для души человека
Вера в Бога и святых
Но есть ещё и более ранние формы религии. Стр. 156-157 учебника нашли и прочитали.
Виды религий - Слайд 9 – записать в тетрадь.
Архаичные политеистические (многобожие) религии
-тотемизм
-фетишизм
-анимизм
Мировые монотеистические (единобожье) религии
-буддизм
-христианство
-ислам
Более подробно о ранних формах религии нам расскажут - …
О тотемизме, фетишизме, анимизме.
Немного о мировых религиях, посмотрели на экран. Прочитать самой с 10-12 слайды.
Наряду с архаичными и мировыми религиями существует и национально-государственная религия – иудаизм, индуизм…
Какова роль религии в жизни общества, как вы считаете?
Рассуждения детей.
Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас? – 2 сообщения –агаев тимур, дудников вова. Им даны сообщения.
1 человек. Распечатать. Религия помогает мне справиться с негативными эмоциями и страхами. Большинство верований признают существования бессмертной души, загробной жизни и спасения для всех истинно верующих, таким образом помогая людям побороть страх смерти, в случае потери близкого человека быстрее смириться с произошедшим и преодолеть жизненные трудности.
Роль религии в жизни человека сложно переоценить, и истинно верующие люди, живущие согласно религиозным правилам, редко бывают несчастными, ведь они верят в то, что бог их любит и никогда не оставит наедине с трудностями.
2 человек. Распечатать. Религия, воспитывает человека, человеком. И не смотря на разные религии, суть каждой, является - единство Всевышнего. Сколько силы с этом слове. Всевышний. Я - христианин или (или мусульманин) не потому что родился в семье христианской или (мусульманской), потому что я верю в религию свою, верю искренне. Моя вера, моя религия делает меня сильнее, я думаю, что "не бывает плохих религий, бывают плохие люди", и пусть я отойду от данной мне темы , но Религия И ЕСТЬ ЖИЗНЬ человека.
Кто-то видит смысл именно в своей религии, но на данную тему можно рассуждать безгранично. Я хочу закончить такой цитатой : Вера — самая множественная вещь, какую я только знаю. Мы все, по-видимому, должны верить в то же, но различными способами. Это похоже на еду из одного блюда, только ложками различного цвета.
А в нашем городе много людей с разной религией. Много, так как живут люди разной национальности.
А какие церкви, мечети вы знаете в нашем городе? Где находятся.
Для большей информации у нас есть сообщения. – фомичёв артём, тлеубаев амир.
Мы поговорили о существовании множества религий, имеющих разные обычаи и традиции.
Религии отличаются друг от друга.
- Как же представителям разных религий найти общий язык?- сочинение.
Ответ: должно быть уважение к любой религии, к тому же наша страна является многонациональной страной, где есть множество религий.
Мы уже говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести. - Что мы подразумеваем под понятием «свобода совести»? 1 человек отвечает. Ответ. Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни. Каждый сам решает, какая религия у него будет. У вас на столе текст Конституции, что там говорится о выборе религии? Слайд 13 [Конституция РФ] [Глава 2] [Статья 28] Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними. Чтобы ещё раз вспомнить , о чём мы говорили на уроке, пройдём небольшой тест. Открытый тест: слайд 14- устно 1) совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность (религия) 2)к какой группе религий относятся буддизм, христианство, ислам? (мировые) 3)право человека самостоятельно формировать своё мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом (свобода совести) Сейчас я предлагаю разобрать одно из заданий, аналогичное будет в ОГЭ. Этот текст есть у вас на парте. На слайд не выкладывать. Прочтите текст и выполните задания –ч.2 | «.. Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.(…) Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как творца всего сущего, существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. (…) Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение. (…) Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.(…) Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали её неотьемлемой частью». (Ю. Н. Тимоненко, Ю. Н. Скопинцева, И. В. Юкина, Е. А. Волохова Культурологи я работаете с текстом вы в парах. Сейчас вы внимательно изучаете текст, у вас есть на это время, мы в течение года делали их очень много, поэтому для вас этот документ труда не составит. А потом мы вместе всё проверим. С чего мы начнём? С плана, в первую очередь. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 1 Слайд 15 | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества; 2) ядро религии – вера; 3) структура (состав) религиозной веры; 4) влияние религии на духовную жизнь общества. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) что такое культура 2) два подхода к окружающему миру | 2. Назовите, используя текст, основные функции церкви. У вас всё есть в тексте, внимательно ищите. 2 Слайд 16 | Могут быть названы следующие основные функции церкви: объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения. | Могут быть приведены следующие фразы: 1) «Культура - это всё, что не природа: все, что человек искусственно создал сам»: 2) «Культура -всегда развёртывается и существует только на основе природы»: 3) «Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры»: 4) «В состав культуры входит и отношение человека к природе» | 3. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным? 3 Слайд 17 | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) элементы, которые включает в себя религиозная вера: вера в существование Бога: нормы морали и нравственности; вера в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; вера в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва. пост, богослужение. 2) первый и основной элемент религиозной веры: вера в существование Бога как Творца всего существующего. | Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например; 1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии»: 2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | 6. На основании фрагмента текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 6 Слайд 18 Слайд 19 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души»; -выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным предсказуемым. В случае несогласия может быть указано: - религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритеты веры над разумом и знаниями; - религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там, где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. Могут быть приведены и иные аргументы. | В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения: 1) человек, обладающий высокой нравственной культурой, способен воспринимать красоту природы осознавать её неутилитарное значение в жизни общества; 2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе: он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде. | Теперь посмотрели на экран и проверили свои задания. Аналогичные задания, которые мы проработали на уроке обязательно будут на экзамене. Вывод по теме. На слайд 20 Так какова же роль религии в современном обществе. Слайд - 20 Роль религии в жизни современного общества: слайд 20 – прочитать самой Создает религиозную картину мира и способствует осмыслению места человека в нем Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению Объединяет общество или какие-то большие социальные группы Узаконивает некоторые общественные порядки Что нового вы узнали сегодня на уроке. Как вы считаете, эта тема пригодится вам в жизни. Домашнее задание: параграф 20 + таблица . слайд 21 Объяснить, что делать дома с таблицей. Оценки за урок – за сообщения, за ответы.
|
(Если останется время.)
Прочитайте притчу.
У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни свое чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесет ему зерно из дома, где никто не умирал.
- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Принесла женщина такое зерно. Какие выводы можно из нее сделать?
Если останется время.
В наше время много людей стало посещать магов, астрологов, хиромантов.
- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к ним?
Ответ.
- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д.