Просмотр содержимого документа
«Относительная атомная масса. Простейшие формулы»
Раздел долгосрочного планирования: 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы | Школа: КГУ «Мироновская СШ» |
Дата: | ФИО учителя: Полякова С.В. |
Класс: 7 | Присутствовали: Не присутствовали: |
Тема урока | Относительная атомная масса |
Учебные цели, достигаемые на этом уроке: | 7.1.2.8 – понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет; 7.1.2.9 – понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами; 7.1.2.10 – знать определение относительной атомной массы химических элементов |
Цель урока: | Формулировать понятие об относительной атомной массе Определять относительную атомную массу по Периодической таблице Рассчитывать относительную атомную массу с учетом изотопного состава определенного атома |
Критерии оценки: | Формулирует определение относительной атомной массы и, используя периодическую таблицу, находит и округляет относительные атомные массы элементов Рассчитывает относительные атомные массы химических элементов по их изотопному составу |
Языковые цели: | Лексика и терминология, специфичная для предмета: атомная единица массы, относительная атомная масса, атом, химический элемент, изотоп Полезные выражения для диалогов и письма: Большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, например, … По правилам округления, если после запятой стоит цифра меньше 5/больше 5 или 5, то число остается без изменения/увеличивается на единицу. |
Привитие ценностей: | Привитие уважения к труду, развитие критического мышления, проявление уважения к одноклассникам при работе в группе, проявление уважения к другим точкам зрения. |
Межпредметные связи: | Математика – математические расчеты, знание о среднем арифметическом |
Предшествующие знания: | 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества 7.3В Периодическая таблица химических элементов |
Основные методы и формы: | «Круг радости», «Думай-объединяйся-делись», «Мозговой штурм», разминка «Успокоение», «Круг вопросов», «Телеграмма», беседа, анализ по тексту, работа с учебником, индивидуальная работа (ИР), групповая работа (ГР) |
Ход урока: |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
I. Организационный момент: | | |
1 минута | Создание коллаборативной среды. Проводится разминка «Круг радости». Дети и учитель встают в круг, и каждый участник круга по очереди делает комплимент человеку стоящему справа. | |
2 минута | Деление учащихся на группы по цвету стикера | стикеры |
II. Актуализация ЗУН: | | |
3-12 минута | Актуализация ЗУН проходит по методу «Думай-объединяйся-делись» (ИР, ГР). Учитель задает вопросы: 1. Дайте определение атомам и молекулам. 2. Что такое химический элемент? 3. В каких единицах измеряется масса? 4. Может ли масса атома быть большой? Сначала учащиеся самостоятельно размышляют над данными вопросами, затем обсуждаются в группах с целью объединения лучших ответов. Впоследствии происходит озвучивание ответов учениками. При необходимости учитель корректирует ответы. | |
III. Постановка цели | | |
13-14 минута | Постановка цели проводится в ходе диалога «Учитель-ученик» (ИР, ГР). Учащиеся в ходе актуализации ЗУН приходят к выводу, что масса атома чрезвычайно мала, поэтому ей пользоваться сложно. Следовательно, должна быть относительная величина, которой было бы удобно пользоваться. Тем самым формируется цель урока. | |
IV. Изучение нового материала | | |
15-19 минута | Изучение нового материала проходит через «Мозговой штурм» (ИР, ГР). Учащиеся под руководством учителя знакомятся с атомной единицей массы и относительной атомной массой. На примере гелия вычисляют относительную атомную массу через абсолютную массу атома гелия и атомную единицу массы. Также показывается, что относительная атомная масса для каждого элемента указана в Периодической таблице. | учебник, стр. 90-91 |
20-21 минута | Обсуждение вопроса в группах: Почему относительная атомная масса выражается не целым числом? | |
22-25 минута | После обсуждения группами, ученикам выдается текст по относительной атомной массе. Учащиеся ознакамливаются с ним и самооценивают себя насчет вопроса заданного ранее. | Приложение 1 |
26-28 минута | На примере изотопов хлора учителем показывается алгоритм вычисления относительной атомной массы с учетом изотопного состава. | |
V. Физ. минутка | | |
29-30 минута | Проводится разминка «Успокоение». Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения. Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра Но вот пришло мгновение, Серьёзным стать пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротики закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного! После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе. | |
VI. Этап закрепления: | | |
31-37 минута | Закрепление проходит по методу «Круг вопросов» (ИР, ГР). Учащиеся записывают на стикерах вопросы и отдают учителю. Учитель зачитывает вопросы. Группы отвечают на них. При необходимости учитель корректирует ответы. Также задает дополнительные вопросы по изученному материалу, если какие-то не охвачены учениками. | стикеры |
38-42 минута | Проведение формативного оценивания (ИР) | Приложение 2 |
VII. Домашнее задание: | | |
43 минута | Выдается дифференцированное домашнее задание по уровням A, B и C | Приложение 3 – разноуровневые индивидуальные карточки с домашним заданием |
VIII. Этап рефлексии | | |
44-45 минута | Рефлексия проходит по методу «Телеграмма» (ИР). Каждому обучающемуся предлагается заполнить бланк телеграммы, используя инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.» | бланки телеграмм, инструкция |
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? | Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
|
При групповой работе предполагается дифференцированный подход. Если некоторые учащиеся не смогут правильно ответить на некоторые вопросы, то учащиеся с более высоким уровнем знаний, занимаясь поиском, правильно ответят на них. Домашнее задание также предполагает дифференцированный подход. Выдаются индивидуальные карточки с домашним заданием по трем разным уровням – уровни A, B и C. | Наблюдение учителя (похвала). Самооценивание. Письменное ФО. | Применение здоровьесберегающей технологии. Использование физ. минутки и частая смена активных видов деятельности. |
Приложение 1
Относительная атомная масса
если после запятой стоит цифра меньше 5, то число остается без изменения.
если после запятой стоит цифра 5 или больше 5 , то число увеличивается на единицу.
Запомните: Единственным элементом, у которого принято округлять относительную атомную массу до десятых, является хлор. Аr (Cl) = 35,5
Приложение 2
Формативное оценивание по теме «Относительная атомная масса»
Раздел: | 7.3C Относительная атомная масса. Простейшие формулы |
Тема: | Относительная атомная масса |
Цели обучения: | 7.1.2.8 – понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет; 7.1.2.9 – понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами; 7.1.2.10 – знать определение относительной атомной массы химических элементов |
Уровень навыков мышления: | Знание и понимание |
Критерии оценивания: | Определяет различие и сходство природных изотопов по структуре Определяет относительные атомные массы химических элементов по Периодической таблице химических элементов Рассчитывает относительные атомные массы химических элементов по их изотопному составу |
Задание |
1. В чём заключается различие и сходство природных изотопов? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 2. Определите относительные атомные массы приведенных химических элементов по Периодической таблице химических элементов: Ar (Li) = ………… | Ar (Br) = ………… | Ar (Al) = ………… | Ar (N) = ………… | 3. В природном углероде содержатся изотопы с массами 12 и 13. Их соотношение таково:  = 98,93% : 1,07% Рассчитайте относительную атомную массу углерода с учетом его изотопного состава:  |
Критерий оценивания | Дескриптор |
Определяет различие и сходство природных изотопов по структуре | |
Определяет относительные атомные массы химических элементов по Периодической таблице химических элементов | |
Рассчитывает относительные атомные массы химических элементов по их изотопному составу | |
Приложение 3
Домашнее задание
Уровень А
Запишите с помощью обозначений округленное до целого числа значение:
а) относительной атомной массы кислорода – ………………………………;
б) относительной атомной массы натрия – …………………………………..;
в) относительной атомной массы меди – …………………………………… .
Уровень В
Приведены названия химических элементов: ртуть, фосфор, водород, сера, углерод, кислород, калий, азот. В пустые клеточки впишите символы элементов таким образом, чтобы получился ряд, в котором относительная атомная масса увеличивается:








Ar

Уровень С
Найти верные утверждения и подтвердить математическими расчетами:
а) масса десяти атомов кислорода равна массе двух атомов брома
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………;
б) масса пяти атомов углерода больше массы трех атомов серы
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………;
в) масса семи атомов кислорода меньше массы пяти атомов магния
……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………….