СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Относительная атомная масса. Простейшие формулы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  1. Формулировать понятие об относительной атомной массе
  2. Определять относительную атомную массу по Периодической таблице
  3. Рассчитывать относительную атомную массу с учетом изотопного состава определенного атома

Просмотр содержимого документа
«Относительная атомная масса. Простейшие формулы»

Раздел долгосрочного планирования:

7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы

Школа: КГУ «Мироновская СШ»

Дата:

ФИО учителя: Полякова С.В.

Класс: 7

Присутствовали: Не присутствовали:

Тема урока

Относительная атомная масса

Учебные цели, достигаемые на этом уроке:

7.1.2.8 – понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет;

7.1.2.9 – понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами;

7.1.2.10 – знать определение относительной атомной массы химических элементов

Цель урока:

  1. Формулировать понятие об относительной атомной массе

  2. Определять относительную атомную массу по Периодической таблице

  3. Рассчитывать относительную атомную массу с учетом изотопного состава определенного атома

Критерии оценки:

  • Формулирует определение относительной атомной массы и, используя периодическую таблицу, находит и округляет относительные атомные массы элементов

  • Рассчитывает относительные атомные массы химических элементов по их изотопному составу

Языковые цели:

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

атомная единица массы, относительная атомная масса, атом, химический элемент, изотоп

Полезные выражения для диалогов и письма:

Большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, например, …

По правилам округления, если после запятой стоит цифра меньше 5/больше 5 или 5, то число остается без изменения/увеличивается на единицу.

Привитие ценностей:

Привитие уважения к труду, развитие критического мышления, проявление уважения к одноклассникам при работе в группе, проявление уважения к другим точкам зрения.

Межпредметные связи:

Математика – математические расчеты, знание о среднем арифметическом

Предшествующие знания:

7.2А Атомы. Молекулы. Вещества

7.3В Периодическая таблица химических элементов

Основные методы и формы:

«Круг радости», «Думай-объединяйся-делись», «Мозговой штурм», разминка «Успокоение», «Круг вопросов», «Телеграмма», беседа, анализ по тексту, работа с учебником, индивидуальная работа (ИР), групповая работа (ГР)

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

I. Организационный момент:



1 минута

Создание коллаборативной среды. Проводится разминка «Круг радости». Дети и учитель встают в круг, и каждый участник круга по очереди делает комплимент человеку стоящему справа.


2 минута

Деление учащихся на группы по цвету стикера

стикеры

II. Актуализация ЗУН:



3-12 минута

Актуализация ЗУН проходит по методу «Думай-объединяйся-делись» (ИР, ГР).

Учитель задает вопросы:

1. Дайте определение атомам и молекулам.

2. Что такое химический элемент?

3. В каких единицах измеряется масса?

4. Может ли масса атома быть большой?

Сначала учащиеся самостоятельно размышляют над данными вопросами, затем обсуждаются в группах с целью объединения лучших ответов. Впоследствии происходит озвучивание ответов учениками. При необходимости учитель корректирует ответы.


III. Постановка цели



13-14 минута

Постановка цели проводится в ходе диалога «Учитель-ученик» (ИР, ГР).

Учащиеся в ходе актуализации ЗУН приходят к выводу, что масса атома чрезвычайно мала, поэтому ей пользоваться сложно. Следовательно, должна быть относительная величина, которой было бы удобно пользоваться. Тем самым формируется цель урока.


IV. Изучение нового материала



15-19 минута

Изучение нового материала проходит через «Мозговой штурм» (ИР, ГР). Учащиеся под руководством учителя знакомятся с атомной единицей массы и относительной атомной массой. На примере гелия вычисляют относительную атомную массу через абсолютную массу атома гелия и атомную единицу массы. Также показывается, что относительная атомная масса для каждого элемента указана в Периодической таблице.

учебник, стр. 90-91

20-21 минута

Обсуждение вопроса в группах:

Почему относительная атомная масса выражается не целым числом?


22-25 минута

После обсуждения группами, ученикам выдается текст по относительной атомной массе. Учащиеся ознакамливаются с ним и самооценивают себя насчет вопроса заданного ранее.

Приложение 1

26-28 минута

На примере изотопов хлора учителем показывается алгоритм вычисления относительной атомной массы с учетом изотопного состава.


V. Физ. минутка



29-30 минута

Проводится разминка «Успокоение». Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным стать пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротики закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.


VI. Этап закрепления:



31-37 минута

Закрепление проходит по методу «Круг вопросов» (ИР, ГР). Учащиеся записывают на стикерах вопросы и отдают учителю. Учитель зачитывает вопросы. Группы отвечают на них. При необходимости учитель корректирует ответы. Также задает дополнительные вопросы по изученному материалу, если какие-то не охвачены учениками.

стикеры

38-42 минута

Проведение формативного оценивания (ИР)

Приложение 2

VII. Домашнее задание:



43 минута

Выдается дифференцированное домашнее задание по уровням A, B и C

Приложение 3 –

разноуровневые индивидуальные карточки с домашним заданием

VIII. Этап рефлексии



44-45 минута

Рефлексия проходит по методу «Телеграмма» (ИР). Каждому обучающемуся предлагается заполнить бланк телеграммы, используя инструкцию:

«Что вы думаете о прошедшем занятии?

Что было для вас важным?

Чему вы научились?

Что вам понравилось?

Что осталось неясным?

В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.»

бланки телеграмм,

инструкция

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

При групповой работе предполагается дифференцированный подход. Если некоторые учащиеся не смогут правильно ответить на некоторые вопросы, то учащиеся с более высоким уровнем знаний, занимаясь поиском, правильно ответят на них.

Домашнее задание также предполагает дифференцированный подход. Выдаются индивидуальные карточки с домашним заданием по трем разным уровням – уровни A, B и C.

Наблюдение учителя (похвала).

Самооценивание.

Письменное ФО.

Применение здоровьесберегающей технологии.

Использование физ. минутки и частая смена активных видов деятельности.

Приложение 1


Относительная атомная масса


  • Относительная атомная масса химического элемента рассчитывается как средняя масса его изотопов с учётом их распространённости в природе. Поэтому относительная атомная масса часто не является целым числом.


  • Для расчета относительной атомной массы элемента, представленного в природе в виде смеси изотопов, необходимо умножить процент каждого изотопа на его атомную массу и сложить их вместе.


  • Правила округления относительных атомных масс элементов:

  • если после запятой стоит цифра меньше 5, то число остается без изменения.

  • если после запятой стоит цифра 5 или больше 5 , то число увеличивается на единицу.

Запомните: Единственным элементом, у которого принято округлять относительную атомную массу до десятых, является хлор. Аr (Cl) = 35,5

Приложение 2


Формативное оценивание по теме «Относительная атомная масса»


Раздел:

7.3C Относительная атомная масса. Простейшие формулы

Тема:

Относительная атомная масса

Цели обучения:

7.1.2.8 – понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет;

7.1.2.9 – понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами;

7.1.2.10 – знать определение относительной атомной массы химических элементов

Уровень навыков мышления:

Знание и понимание

Критерии оценивания:

  • Определяет различие и сходство природных изотопов по структуре

  • Определяет относительные атомные массы химических элементов по Периодической таблице химических элементов

  • Рассчитывает относительные атомные массы химических элементов по их изотопному составу

Задание

1. В чём заключается различие и сходство природных изотопов?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


2. Определите относительные атомные массы приведенных химических элементов по Периодической таблице химических элементов:


Ar (Li) = …………

Ar (Br) = …………


Ar (Al) = …………

Ar (N) = …………


3. В природном углероде содержатся изотопы с массами 12 и 13. Их соотношение таково:

= 98,93% : 1,07%

Рассчитайте относительную атомную массу углерода с учетом его изотопного состава:






Критерий оценивания

Дескриптор

Определяет различие и сходство природных изотопов по структуре

  • определяет сходство в строении изотопов

  • определяет различие в строении изотопов

Определяет относительные атомные массы химических элементов по Периодической таблице химических элементов

  • определяет относительные атомные массы химических элементов по Периодической таблице

Рассчитывает относительные атомные массы химических элементов по их изотопному составу

  • рассчитывает относительную атомную массу углерода как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов, взятых с учетом их распространенности в природе


Приложение 3


Домашнее задание


Уровень А


Запишите с помощью обозначений округленное до целого числа значение:


а) относительной атомной массы кислорода – ………………………………;


б) относительной атомной массы натрия – …………………………………..;


в) относительной атомной массы меди – …………………………………… .


Уровень В


Приведены названия химических элементов: ртуть, фосфор, водород, сера, углерод, кислород, калий, азот. В пустые клеточки впишите символы элементов таким образом, чтобы получился ряд, в котором относительная атомная масса увеличивается:



Ar



Уровень С


Найти верные утверждения и подтвердить математическими расчетами:


а) масса десяти атомов кислорода равна массе двух атомов брома


……………………………………………………………………………………


……………………………………………………………………………………;


б) масса пяти атомов углерода больше массы трех атомов серы


……………………………………………………………………………………


……………………………………………………………………………………;


в) масса семи атомов кислорода меньше массы пяти атомов магния


……………………………………………………………………………………


…………………………………………………………………………………….