СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева "Белая берёза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока, на котором дети познакомятся со стихотворением о ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева "Белая берёза"»

Литературное чтение 2 класс.

Тема : Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева "Белая берёза"

Цель:  создать условия для ознакомления со стихотворениями С. Васильева «Белая берёза», учить определять главную мысль и тему стихотворений.

Познавательные: познакомить с биографией С. А. Васильева и его стихотворением.

- познакомить детей с деревом - ставшим символом Родины, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;

познакомить учащихся с произведениями на военную тематику;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя.

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

 

Оборудование: картинки берёзы, рисунки https://resh.edu.ru/subject/lesson/4014/start/284616/


Карточки с пословицами.

 Карточки с определением  Родина, Отечество, родная страна, место рождения), презентация, технологическая карта, портрет писателя , выставка книг

 

 

 

Ход урока:

I.                   Орг. момент

А) Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Ребята, давайте настроимся на урок, а поможет нам упражнение «Кулачок - ладошка»

Б)  Речевая зарядка

- Начинаем наш урок с речевой разминки, прочитайте загадку со слайда. Теперь читаем хором с удивлением, с восхищениием!.

 

В платье белом

Девушка стоит,

И народ её благодарит

За её печальную красу,

За её зелёную косу.

 

Первый ряд читает загадку, выделяя голосом выделенные слова.

Второй ряд  попробует прочитать загадку с решёткой  с удивлением.

Третий ряд читает с восхищением!

 - О чем говорится в загадке, кто догадался? ( о берёзе)

Что вы знаете о берёзе? ( Лиственное дерево с белой корой)

Давайте посмотрим видео, в котором рассказывается о березе. Ваша задача внимательно слушать и в конце просмотра ответить на вопросы:

Какие несколько дел выполняла береза? Почему березу нарекли символом России?

 

(4слайд) Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёза . Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас.

В стародавние времена люди её нарекли деревом нескольких дел.

Первое дело – мир освещать ( чтобы было светло зажигали  берёзовые палочки – лучины)

Второе дело – чистоту соблюдать ( мылись в бане, используя берёзовый веник)

Третье дело – больных исцелять ( от всяких болезней лечил настой из берёзовых почек)

Четвёртое – праздники отмечать ( на некоторые  праздники делали венки из берёзовых веток).


Удивительная судьба нашей русской берёзки. На миру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – она воин.

 

-  Посмотрели направо – раз, на потолок – два, на берёзку три, объединились в группы четыре. Ваша задача - собрать пословицы .


(5слайд) В) Работа по группам . Собираем пословицы.

1. Одна у человека родная  мать, одна у него и Родина.

2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 3. Родина – мать, умей за неё постоять.

 

(6 слайд)- О чём эти пословицы? ( о Родине).

А что  вы понимаете под словом «Родина», что оно для вас значит? ( Составление кластера)     природа                                место рождения

                                             Родина

                           Семья                             Отечество

 

 IIПодготовка к усвоению основного материала.

- А как связаны между собой берёза и Родина?

Берёза – символ Родины, олицетворение родной земли, отечества, Родины.

А можно сказать, что и берёза  и Родина – это главное для каждого гражданина нашей страны.

- А лучше всех об этом умеют рассказывать поэты.

(7слайд)- Сегодня мы познакомимся с замечательным поэтом Сергеем Александровичем Васильевым. Кто готов рассказать о поэте?

Сергей Александрович Васильев – русский поэт, родился в 1911 в Кургане. После окончания школы переехал в Москву, где учился актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, топил печи в больнице, работал на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Но увлечение поэзией оказалось сильнее. Он начал писать стихотворения о родине, о родном крае.  Поэт воевал, работал военным корреспондентом .

 

 

II.               Предъявление основного материала.

1.     Сообщение темы и цели урока.

- Откройте учебник на стр. 88 и сформулируйте тему урока. 

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться?

А вот только ли о берёзе это произведение, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

 

2.     Работа с произведением.

- Прослушайте стихотворение, и попробуйте представить картину происходящего.

- О чём вы подумали, что представили, слушая стихотворение?

 

- А вы поняли, о каком времени говорится в стихотворении? ( время, когда была война)

- А какие чувства в этот день переполняют каждого гражданина нашей страны?( Чувство гордости за нашу великую Родину. Вызывает восторг от того, что мы победили врага).

 

- Почему стихотворение называется «Белая берёза», не «Моя Родина». (Поэт переносит любовь к родине на любовь к природе) это рассказ в стихах о судьбе нашей Родины,

- От чьего имени написано стихотворение? ( от лица автора, солдата)


- Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Давайте вспомним: когда началась война, когда она закончилась и сколько длилась? Для этого выполним интерактивное задание. Ваша задача вставить пропущенные слова в произведение.

- Какой праздник будем отмечать 9 Мая? ( День Победы)

- А как мы его отмечаем в нашей стране? ( устраиваем парад войск, техники, бессмертный полк, смотрим салют)

5.     Словарная работа ( Найти соответствие). Карточка. Парная работа

(8слайд)Студёный сок – холодный.

Изувеченная кора – повреждённая .

Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.

Клубился дым  – поднимался дым.

Неизменно – постоянно, всегда.

Отстояли – спасли, защитили.

 

3.     Физминутка. Зарядка на координацию.

А сейчас немного отдохнем:

 

4.      Жужжащее чтение.

 

А сейчас прочитайте произведение в полголоса, отмечая карандашом непонятные слова.

6.     Физминутка для глаз.

Некоторые упражнения для глаз, которые можно выполнять со школьниками начальной школы:

  • «Вверх-вниз». Нужно посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторить 4 раза, затем сделать паузу на 10 секунд. 1

  • «Вправо-влево». Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. Повторить 4 раза. 1

  • «Зажмурься». Нужно крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. Повторить 4–5 раз. 1

  • «Геометрия». Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Повторить 4 раза. 1

  • «Часики». Нужно сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. Повторить 3 раза в каждую сторону. 


7.     Чтение по цепочке четверостишиями.

 

8.     Выборочное чтение.

Что случилось с берёзой? Когда она была ранена?  ( подтвердите из текста)

- Где проходил бой? ( под Москвой) 

- Погибла ли берёза ?

- Что решили воины?

- Как вы можете описать  состояние солдата, что он чувствовал. ( переживал за Родину, радовался, что закончилась война)

9. Приём «Исследователь» ( Послание в коробочке)

- Автор зашифровал в стихотворении три важные даты войны. Попробуем найти их в стихотворении, основываясь лишь на словах автора.(10 слайд)

1. Начало войны 22 июня 1941.

2. Битва под Москвой 5 декабря 1941

3. Победа – 9 мая 1945

 

Какую цену пришлось заплатить русским солдатам для того,  чтобы сдержать слово?

 

9. Литературные средства

- Для того чтобы стихотворение получилось ярким, образным , поэты используют литературные, секреты, приёмы

- Как автор говорит о берёзовом соке? С чем он его сравнивает?

- какой приём использует поэт? ( сравнение)

- Какие эпитеты встречаются в стихотворении?

- Автор говорит о берёзе, как о дереве или как о человеке? Как называется это приём в литературном чтение?? ( олицетворение) Автор говорит о берёзе как о человеке, ранило берёзу, сок, как слёзы, изувеченная, спасли берёзу.

- Как нужно читать это стихотворение? Прочитайте стихотворение, передав чувства солдата. ( чтение полного текста учеником)

 

9.     Рефлексия

-С каким произведением познакомились на уроке?

- Прочитайте второй вопрос из учебника

- О чем рассказывает автор: о войне, о берёзе, о Родине?

( автор рассказывает о своей любви к Родине и переносит её на любовь к русской природе. Поэт рассказывает , как ранена была берёзка, а мы понимаем, что ранена была вся страна. Поэт пишет, что берёзка зацвела и мы понимаем, что родина была спасена. Поэт пишет, что берёзку мы в обиду не дадим, и говорит снова о Родине.

Любовь к Родине имеет своё название Патриотизм.

Чему учит это произведение? Дав ответ на этот вопрос, вы определите главную мысль произведения.

 ( Учит не забывать нашу историю , любить и беречь Родину.

V.  Итог урока

 ( Родину надо любить, беречь и защищать от врагов во все времена.

9 Мая исполняется 79 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну от фашистов. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме советских людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые боролись за мир во всём мире.

На доске два мира , мир где растут берёзы и мир где воюют, какой мир выбираете вы? Ребята, вы выбрали мир без войны.

 И помните покуда будут цвести наши берёзки на нашей земле будет царить мир!

-Что вы расскажите дома о нашем уроке.

VI. Д/З: выучить стихотворение


Шумят бессмертные березы

Опять бессмертные березы

Надели праздничный наряд.

Они всегда, в любые грозы,

Как изваяние, стоят.

 

В их белостволье у поселка

Ударил с неба гром войны,

Следы от пуль и от осколков

На их ветвях еще видны.

 

Березы насмерть здесь стояли,

И в дымной роще под Москвой

Россию грудью прикрывали

И не склонились головой.

 

Теперь состарились березы,

Но так же блещет белизна.

И разогнав в полях морозы,

Явилась к ним опять весна.

Но в майский день не сок весенний

Сбегает вниз по их стволам.

Не сок, а слезы от ранений,

И грусть с надеждой пополам.

 

Шумят бессмертные березы,

Листвою тянутся к лучам,

Но до сих пор им бомбовозы

Частенько снятся по ночам...

М. Андронов

 






Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.