Тема урока: Древний Восток Дата: 13.12.2018 Класс: 5 «Б»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: командно-групповая развивающая игра.
Форма организации ученой деятельности: групповая командная, групповая
Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи:
Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток» Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,
схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
План урока:
1. Оргмомент /мотивация на урок/.
2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.
Работа в группах.
А) Терминологическая разминка
Б) Заполнение таблицы(ответы у доски)
В) О ком идёт речь?
Г) конкурс переводчиков
3. Рефлексия
Ход урока:
Учитель: Ребята!
Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока. А что будет в этом багаже знаний.
Знание местоположения, знание карты, достижений народов.
Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от неё самой.. Давайте прочтем письмо.
1.Конкурс Терминологическая разминка
Устройство для подъёма воды (шадуф).
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
Обязательные правила поведения (законы).
Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
Жрец в Индии (брахман).
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
Большое сильное государство (держава).
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
Гробница египетских фараонов(пирамиды)
Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
Денежный сбор в пользу государства(налог)
Конкурс №2
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
3.Конкурс переводчиков.
А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.
Командам даются листы с заданием.
Н КРСТ____________________ (не красть)
Н ЛГТ_____________________ (не лгать)
Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
ПЧТТ ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)
Н ХВСТТЬС _____________________
Какие заповеди здесь написаны?
4. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?
Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).
В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/
Китайский мудрец/Конфуций/
III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.
Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.
Рефлексия.
Фамилия____________Имя____________ Баллы
Как я усвоил ранее изученный материал?
- получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
-усвоил новый материал частично – 7-8 баллов
-мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 -6 баллов
2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.
- работал весь урок активно, 9-10 баллов
- работал с помощью товарищей – 7-8 баллов
- не работал – 4-6 баллов
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов
б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов
Задание 2
4 группа
№ п/п | Вопросы | Египет |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат | |
3. | Природа | |
4. | Крупные реки | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Культурные достижения и их значение | |
Сегодня подошло к концу ваше путешествие по странам Древнего Востока. Я помогу вам перейти границу с Западом, если вы раскроете мне тайны древних цивилизаций. Вам придется выполнить сложные задания, но я уверена в том, что вы легко справитесь с ними, и мы продолжим увлекательное путешествие в историю. Вам будет нелегко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех. Для работы вам необходимо знать правила.
Правила работы в группе
Чтобы попросить слово, подними руку.
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
Старайся найти наилучшее решение проблемы.
Поощряй других к участию в обсуждении.
Будь доброжелателен и терпим.
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Задание 3 Какие заповеди здесь написаны?
Н КРСТ____________________
Н ЛГТ_____________________
Н БВТ ЧЛВК_______________
ПЧТТ ТЦ МТ____________________
Н ХВСТТЬС _____________________
Задание 4
1.Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона
2. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить
3.Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из чёрного камня
4. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной
5.Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
6.Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу
7.При нём Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином
8. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий
9. Китайский мудрец
Задание 2
3 группа
№ п/п | Вопросы | Индия |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат | |
3. | Природа | |
4. | Крупные реки | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Культурные достижения и их значение | |
Задание 2
2 группа
№ п/п | Вопросы | Финикия |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат | |
3. | Природа | |
4. | Крупные реки | |
5. | Занятия жителей | |
6 | Культурные достижения и их значение | |
Задание 2
1 группа
№ п/п | Вопросы | Междуречье |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат | |
3. | Природа | |
4. | Крупные реки | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Культурные достижения и их значение | |