СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание достижений обучающихся при реализации ФГОС общего и среднего образования на уроках химии (из опыта работы)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о видах оценивания достижений обучающихся на уроках химии 

Просмотр содержимого документа
«Оценивание достижений обучающихся при реализации ФГОС общего и среднего образования на уроках химии (из опыта работы)»

Оценивание достижений обучающихся при реализации ФГОС общего и среднего образования на уроках химии

(из опыта работы)

О.В.Залозных,

учитель химии

МБОУ «СОШ№51»

Г. Курска

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

В настоящее время целесообразно использовать такую оценочную систему, которая демонстрирует рост ученика, то есть направлена на формирование УУД – личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. При таком подходе оценка ориентирована на конкретного ученика – выявляются пробелы в освоении обучающимся материала, что позволяет максимально эффективно устранить их.

На своих уроках я использую применяю следующие виды оценивания достижений обучающихся:

  1. Оценивание в ходе урока.

  2. Оценивание по итогам изучения темы.

  3. Оценивание метапознавательных процессов.

Остановимся на каждом из этих направлений подробнее.

  1. Оценивание в ходе урока

Чаще всего я использую методику «Поиск ошибки», смысл которой заключается в следующем: обучающимся выдаются заранее распечатанные тексты с ошибками или высказывания, о химических реакциях, о химических процессах, о химических свойствах веществ, содержащие ошибки. Затем я предлагаю учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие (несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

Данная методика позволяет оценить предметные и метапредметные результаты. Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.

  1. Оценивание по итогам изучения темы

Наиболее продуктивно на данном этапе использовать самооценивание, так как оно позволяет обучающимся не только самостоятельно оценить свои знания, учебные навыки, но и делает его заинтересованным в учении, саморазвитии и самосовершенствовании. Так же самооценка учебной деятельности способствует формированию у обучающихся ответственности за полученный результат.

Самооценивание на своих уроках я провожу в двух формах: критериальное и рефлексивное.

Критериальное самооценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное самооценивание проводится на моих уроках обучающимися в целях оценивания своих достижений. Приведу пример оформления критериальной самооценки:

Уровень достижения

Описание

1

1. Я могу систематизировать данные, используя при этом информацию учебника (текст, рисунки, таблицы).

2. Могу делать выводы

2

3. Я могу систематизировать и выделять главное в полученной информации.

4. Я могу делать выводы, согласующиеся с данными исследования

3

5. Я могу систематизировать и выделять главное в полученной информации.

6. Я могу использовать соответствующие формы передачи информации.

7. Я могу объяснять тенденции, структуру или взаимодействие данных.

8. Я могу комментировать надёжность данных

9. Я могу делать чёткие выводы, основанные на полученной информации и объяснять их, используя научный подход.


Рефлексивное самооценивание обучающихся на моих уроках используется:

1. При выполнении работы по алгоритму (составление формул веществ, расстановка коэффициентов в уравнениях реакций, решение задач);

2. После завершения изучения главы, раздела, темы;

3. При работе в группе (выполнение практических и лабораторных работ).

Приведу несколько методик, которые я использую при рефлексивном самооценивании:

♦ «Одноминутный репортаж» (беседа по вопросам)

Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.

Данная методика позволяет оценить предметные результаты

Вопросы могут быть такими:

1.Что нового ты узнал сегодня а уроке?

2. Какой материал для тебя остался непонятным?

3. С какими новыми химическими терминами ты сегодня познакомился?

♦ «Карты приложения»

Цель проведения: анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

После изучения теории, законов, обучающимся даю задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной форме, но я часто использую устную форму, т.к. здесь обучающиеся учатся говорить, составлять мини-рассказы.

Пример: после изучения темы «Массовая доля растворенного вещества» предлагаю учащимся привести примеры использования полученных теоретических знаний на практике: сделать расчет массовой доли уксусной или лимонной кислот, используемых при консервации.


  1. Оценивание метапознавательных процессов

Данный вид оценивания позволяет оценить предметные и метапредметные результаты. Оценивание может проводить как учитель, так и сами обучающиеся. Рассмотрим несколько методик, которые я использую я своих уроках:

♦ «Работа по алгоритму» (взаимооценивание)

На первом этапе работы мы совместно с обучающимися разрабатываем алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается в тетрадях и на доске. На втором этапе обучающиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.

Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить обучающемуся причины её возникновения.

Пример: взаимооценивание я использую во время групповых занятий при презентации творческих работ, например листовок, мини-сочинений или химических сказок. Совместно с ребятами мы определяем направления, по которым будет проводиться оценивание. Например, научность, актуальность, оригинальность, содержание, выводы. Количество направлений и их содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. После завершения презентаций учащиеся оценивают друг друга.

Данная форма оценивания позволяет сформировать умение обучающихся объективно оценить и комментировать деятельность друг друга, отмечая при этом положительные и отрицательные стороны работы.

♦ «Если бы я был учителем»

Предлагаю обучающимся, поставив себя на место учителя, объяснить одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника и Интернет – ресурса. Данный вид оценивания осуществляется в устной форме.

Цель проведения: выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.

♦ «Перевод информации»

Предлагаю ребятам преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу или в схему. Данный вид работы учащиеся выполняют в письменной форме.

Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой

Сущность моего опыта состоит в том, чтобы установить атмосферу, в которой поощряется взаимооценивание, а ошибки расцениваются как возможность для обучения. Это подразумевает глубокое культурное преобразование, где обучающиеся и учитель сосредотачиваются на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок. Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путем самооценивания и взаимооценивания, что даёт им четкие представления о различных способах демонстрации знаний и обработки информации. Эти навыки помогают ребятам развивать собственные качества и умения. А оценивание служит не только для выставления баллов, а и другим целям: побуждение обучающихся активно участвовать в процессе собственного обучения, оценке и контроля.

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что такой подход к оценивание помогает:

1. Четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оцениванию в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

2.Сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Обучающимся такое оценивание помогает:

♦ учиться на ошибках;

♦ понимать, что важно, а что нет;

♦ понимать, что получается, а что нет;

♦ обнаруживать то, что они не знают, что не умеют и ставить перед собой новые цели.

Исходя из моего опыта, дам рекомендации учителям:

‐ будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше;

‐ создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников;

‐ используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании;

‐ обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели;

‐ давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Мы – взрослые люди – любим, когда замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. Для обучающихся ещё более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Именно поэтому необходимо поощрять даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечать добрым словом его личные достижения при изучении любого предмета, формировать на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. И тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!