Оценивание при работе с одаренными детьми
Современный уровень развития общества повлек за собой взрыв практического интереса к иностранным языкам, и потребность в развитии неординарной творческой личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества. Это заставляют по-новому взглянуть на многие процессы школьного образования. В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.
Понятие «одаренность» определяется как 1)уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность, талантливость. [1,с.196] А лингвистическая одаренность обучающихся есть не что иное, как « повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка». [4,с. 32 ] Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, а также разработка системы оценивания результатов обучения, составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Этим объясняются высокие требования, предъявляемые и к тем, кто учится, и к тем, кто учит.
Многие исследователи, рассматривающие проблемы успешности обучения и оценки одаренных детей иностранному языку, предлагают их разрешать путем совершенствования отдельных его сторон: личности и деятельности преподавателя иностранного языка; личности и учебной деятельности обучаемого; развития системы контроля и самоконтроля.[ 2, с.65]
Конечно, существенным фактором успешности работы педагога с одаренными детьми является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении учителя и ученика.
Уже разработаны и благополучно внедряются в практику специальные программы и стратегии для работы с одаренными детьми, такие как стратегия ускорения, углубление, обогащения. Создаются корректирующие программы для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие программы создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Результат их применения будет оптимален в том случае, если в процессе обучения происходит творческое взаимодействие преподавателей и одаренных школьников в познании иностранного языка, а так же если при обучении иностранному языку одаренных учащихся стимулируется их лингвистическая познавательная активность и развивается навык самооценки. Особенно важным для успешного изучения иностранных языков Е.И.Пассов считает способности к эмоционально-оценочной деятельности. [1, с. 271 ]
Все более актуальной в настоящее время становится проблема оценки процесса и результатов развития одаренности. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Здесь возникает новая проблема – одаренному ученику необходимо понимание процесса и доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Для решения данной проблемы, как нельзя лучше, подходит хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом практика применения системы формирующего оценивания.
Формирующее оценивание (оценивание для обучения)- это современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему). Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении обучающимся того или иного элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных обучающихся. [3, с.21] Суть внутреннего (формирующего) оценивания можно выразить следующей цитатой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». [5, с.110 ]
Формирующее оценивание прекрасно встраивается в личностно-ориентированное обучение, носит системный характер, когда оценивается не только результат, но и процесс; оно ориентировано на обучающегося, отслеживается прогресс ученика; ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений. Именно это является наиболее ценным при работе с одаренными детьми. Данная система оценивания дает возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, дает возможность сверить достигнутый учеником уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, а также дает возможность выбрать свой темп освоения языкового материала, уровень его сложности и объем.
В систему формирующего оценивания заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучающимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
В то же время формирующее оценивание помогает обучающимся:
- учиться на ошибках;
- понять, что важно и что у них получается;
- обнаруживать, что они не знают и не умеют делать;
- определить зону своего ближайшего развития.
Формирующее оценивание это механизм обратной связи, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё обучение. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.
Результатами применения формирующего оценивание при работе с лингвистически-одаренными детьми является:
-максимальное приближение ученика к запланированному им результату,
-стимулирование лингвистической познавательной активности;
-формирование оценочной самостоятельности и адекватной самооценки.
Формирующее оценивание выступает одним из современных подходов к проблеме обучения и оценивания одаренных детей, который снимает многие психологические и личностные проблемы одаренных школьников, становится неотъемлемым связующим звеном творческого взаимодействия преподавателей и одаренных детей, а также стимулирует их познавательную активность и самооценку.