КГБПОУ «КАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
Преподаватель
Андреев Андрей Александрович
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Физическое развитие определяется в ходе измерения следующих показателей: длина тела (см), масса тела (кг), динамометрия левой и правой кисти (кг), ЖЕЛ (мл), ОГК(см).
Для определения уровня физического развития результаты антропометрических измерений приводятся к системе информативных индексов, полученные величины которых сопоставляются с табличными данными.
Оценка физического состояния – это оценка морфологических и функциональных показателей, характеризующих состояние человека в данный период времени к его потенциальным возможностям. Одним из важнейших показателей здоровья и функциональных возможностей студентов является их физическое развитие .
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ
ОСАНКА — привычное положение тела человека.
Различают основную осанку, выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку — вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности.
Правильная (нормальная) спина характеризуется следующими признаками: положение головы прямое, подбородок слегка приподнят; плечи — на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине; величина изгибов в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника умеренная, боковые изгибы позвоночника отсутствуют; передняя брюшная стенка умеренно выпуклая, живот подтянут, угол наклона таза в норме 35–45°.
Нарушения осанки чаще всего проявляются в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) круглая спина (чрезмерный грудной кифоз) отличается от нормальной дугообразным искривлением всего позвоночника, выпуклостью назад; возникает увеличенный грудной кифоз, при этом шейный и поясничный лордозы почти отсутствуют (кифоз — искривление позвоночника назад, лордоз — искривление позвоночника вперед); грудная клетка впалая, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен; этот дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем(рис. б)
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
2) плоская спина (недостаточные изгибы в сагиттальной плоскости) характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника; передне-задний размер грудной клетки ниже нормы, что отрицательно влияет на развитие и положение органов грудной полости. для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская спина и поясница, уплощения ягодиц, вялая слаборазвитая мускулатура (рис. в)
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
2) плоская спина (недостаточные изгибы в сагиттальной плоскости) характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника; передне-задний размер грудной клетки ниже нормы, что отрицательно влияет на развитие и положение органов грудной полости. для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская спина и поясница, уплощения ягодиц, вялая слаборазвитая мускулатура (рис. в)
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
3) кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза , т. е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в передне-заднем направлении; грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена и ее движение затруднено, живот выдается вперед, туловище отклонено назад; жизненная емкость снижена, что отрицательно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы (рис. г)
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
4) ассиметричная (сколиотическая) спина представляет собой диспропорцию правой и левой половины тела (туловища); она выражена в изгибе позвоночника вправо и влево; плечо и лопатка с одной стороны опущены
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КРУГЛОЙ СПИНЕ:
И. П. — лежа на спине, ноги врозь; 1–2 — прогнуться, опираясь ягодицами, затылком и руками; 3–4 — вернуться в И. П., выдох. Повторить 6–8 раз.
И. П. — сед ноги врозь, руки за голову, набивной мяч за спиной; 1–2 — лечь грудной частью позвоночника на мяч, прогнуться, руки вверх; 3 — расслабиться; 4 — вернуться в И. П., выдох. Повторить 6–8 раз.
И. П. — сед на стуле руки за голову; 1–2 — прогнуться, наклон головы назад, руки вверх; 3–4 — вернуться в И. П., выдох. Повторить 8–10 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КРУГЛОЙ СПИНЕ:
И. П. — стоя согнувшись и опираясь руками на спинку стула; 1-3 — три пружинящих наклона с прогибанием спины; 4 — вернуться в И. П. повторить 8–10 раз.
И. П. — лежа на животе, ноги врозь, руки в стороны; 1–3 — три пружинящих движения руками назад (вверх); 4 — расслабляясь, вернуться в И. П., выдох. Повторить 6–8 раз.
И. П. — лежа на животе, поднять гимнастическую палку вверх (вперед), прогнуться; 1–2 — два пружинящих движения назад; 3 — задержать палку вверху; 4 — расслабляясь, вернуться в И. П., выдох . Повторить 6–8 раз. вернуться в И. П., выдох . Повторить 8–10 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КРУГЛО-ВОГНУТОЙ СПИНЕ:
И. П. — лежа на животе, руки за спину; 1–2 — дугами наружу, руки вверх; 3–4 — дугами наружу, руки вниз в И. П. руки не касаются пола. Дыхание произвольное . Повторить 6–8 раз.
И. П. — лежа на животе, руки в стороны; 1–3 — медленно дугами наружу руки вверх; 4 — держать позу; 5–7 — медленно дугами наружу руки в стороны; 8 — вернуться в И. П., выдох . Повторить 4 раза.
И. П. — лежа поперек скамейки, руки не касаются пола; 1–2 — выпрямиться, тело горизонтально полу; 3 — держать позу; 4 — расслабляясь, вернуться в И. П., выдох . Повторить 6 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПЛОСКОЙ И ПЛОСКО-ВОГНУТОЙ СПИНЕ:
И. П. — упор стоя на коленях, спина круглая, голова наклонена к груди; 1–2 — прогнуться, голову назад; 3–4 — вернуться в И. П., выдох . Повторить 10–12 раз.
И. П. — упор стоя на коленях; 1–2 — сесть на пятки, голову наклонить к груди, руки прямые; 3 — держать позу; 4 — вернуться в И. П., выдох. Повторить 8-10 раз.
И. П. — стойка ноги врозь, руки согнуты к плечам локтями вниз; 1 — руки, согнутые к плечам, вперед, локти соединить; 2–3 — задержать положение; 4 — вернуться в И. П., выдох . Повторить 8 раз.
И. П. — лежа на спине, ноги согнуты врозь, руки вниз и наружу; 1-2 — опираясь на спину, поднять таз от пола; 3–4 — вернуться в И. П., выдох . Повторить 10–12 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПЛОСКОЙ И ПЛОСКО-ВОГНУТОЙ СПИНЕ:
И. П. — лежа на спине, ноги согнуты врозь, руки вниз-наружу; 1–2 — приподнять плечи, согнуть левую ногу к груди; 3–4 — вернуться в И. П., выдох; 5–8 — то же другой ногой. Повторить 8–10 раз.
И. П. — лежа на спине ноги согнуты, голени на опоре, руки за голову; 1 — наклон вперед, локтями коснуться коленей; 2 — вернуться в И. П. Движения повторять до появления чувства усталости.
И. П. — лежа на спине, ноги согнуты, голени на опоре; 1–2 — поднять плечи от пола, касаясь поясницей пола, повернуться налево; 3–4 — вернуться в И. П.; 5–8 — то же с поворотом направо . Повторить 6 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКОЛИОЗОВ:
И. П. — лежа на правом боку; 1–3 — три маха левой ногой; 4 — И. П. Повторить 12–24 раза. То же лежа на левом боку.
И. П. — лежа на правом боку, левая нога согнута за правой; 1–3 — три маха правой ногой; 4 — И. П. Повторить 12–16 раз. То же лежа на левом боку.
И. П. — лежа на животе, ноги врозь, руки вверх и наружу; 1–2 — правую ногу согнуть вправо; 3–4 — вернуться в И. П.; 5–6 — левую ногу согнуть влево; 7–8 — вернуться в И. П.Повторить 6–8 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКОЛИОЗОВ:
И. П. — лежа на животе, ноги вместе, руки вверх-наружу; 1–2 — ноги врозь; 3–4 — вернуться в И. П. Повторить 8–12 раз.
Ползание по-пластунски на 3–6 м.
И. П. — лежа на спине. 1–2 — левую ногу, согнутую в колене, повернуть вправо, коснуться пола. 3–4 — вернуться в И. П.; 5–6 — правую ногу, согнутую в колене, повернуть влево, коснуться пола; 7–8 — вернуться в И. П. Повторить 6-10 раз.
И. П. — стойка руки вверх; 1–2 — правую ногу согнуть вправо; 3 — держать позу; 4 — вернуться в И. П., выдох; 5–8 — то же с левой ноги. Повторить 8–12 раз.
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ НАКЛОНА ТАЗА:
И. П. — лежа на спине, ноги врозь; 1 — сгибая ноги, соединить и прижать их к груди; 2 — вернуться в И. П. Повторить 16–24 раза.
И. П. — лежа на спине, ноги вместе согнуты к груди, руки вниз и наружу; 1 — приподнять ноги врозь от пола, не отрывать поясницу от пола; 2 — вернуться в И. П. Повторить 12–16 раз.
И. П. — вис на гимнастической стенке (перекладине); 1 — согнуть ноги (или вис углом ноги врозь); 2–3 — держать; 4 — вернуться в И. П. Повторить 6–12 раз.
И. П. — лежа на спине, ноги согнуты врозь, руки вниз и наружу; 1–2 — приподнять правую ногу, поворот прямой ногой носком наружу; 3 — держать; 4 — вернуться в И. П.; 5–8 — то же левой ногой. Повторить 6 раз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие/ И.В. Манжелей, - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 144с.
2. Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов: учеб. пособие / К.В. Сухинина. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 114 с.
3. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю. И. Гришина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.-249 с.