СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка качества формирования профессиональных компетенций студентов на практических занятиях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление

Просмотр содержимого документа
«Оценка качества формирования профессиональных компетенций студентов на практических занятиях»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


В настоящее время в соответствии с концепцией модернизации профессионального образования государству нужны конкурентоспособные выпускники, которые могут самостоятельно мыслить и действовать, прогнозируя и оценивая возможные результаты своих действий, сотрудничать, осваивать новые компетентности в условиях динамично развивающегося общества. Согласно концепции модернизации российского профессионального образования до 2022 года конкурентоспособным должен стать сам выпускник профессиональной образовательной организации.

На данном этапе развития образования единицей измерения потенциала современного выпускника становится круг задач, решаемых им, опыт их решения и способность к самостоятельному приобретению такого опыта. Наряду с общей грамотностью и освоением профессиональных компетенций должны выступать такие качества выпускника, как способность выдвижения и проверки гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, умение осуществлять контроль и оценку своих действий и т.п.

Проблема оценки качества формирования профессиональных компетенций на практических занятиях является актуальной на протяжении всей истории развития профессионального образования. Педагогами не раз предпринимались попытки поиска путей локальных изменений существующей системы оценки качества, завершившимися возвратом к традиционной балльной системе.

Важным для оценки качества формирования профессиональных компетенций у студентов является работа на практических занятиях, т.к. именно на практических занятиях осуществляется пропедевтика освоения основных профессиональных компетенций, закладываются основы конкурентоспособного специалиста и получают развитие профессиональные умения, среди которых особую роль играют действия контроля и оценки. Вместе с тем, анализ научно-методической литературы показал, что в ней признается необходимость формирования действий контроля и оценки студентов, но предлагаемые пути изменения касаются в основном контрольно-оценочной деятельности педагога. Очевидно, что изменение собственно оценочной деятельности студента через изменение только оценочной деятельности педагога вряд ли возможно. Необходимо выстраивать систему оценивания в профессиональном образовании через формирование профессиональных компетенций на практических занятиях.

В отношении понятия «оценка качества» многие педагоги до сих пор ведут дискуссии. В педагогической литературе оценка качества рассматривается как «определение степени усвоения студентами знаний, умений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним ФГОС».

В работах ученых Н.В.Селезневой, А.Е.Веретенникова, Л.Ф.Фридмана оценочная деятельность рассматривается как особого вида деятельность с ее уровнями оценочных действий и операций, объединенных мотивами получения оценки или как активное взаимодействие человека со средой, направленное на выявление жизненно важных ценностей, на выбор из них наиболее актуальных в данный момент.

Практические занятия призваны обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт практической деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Практические занятия выполняют в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

- способ формирования профессиональной подготовки,

- фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,

- инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,

- средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.