Практическая работа №1
Оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в учреждении общего среднего образования
Теоретическая часть
Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно - в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста»,заключается в существенном удлинении конечностей - рук и ног. Часть критериев определяются врачами-специалистами, заключение о готовности ребенка к обучению в школе дает психолог.
Задание1.Изучите «Филиппинский тест» и ответе на вопросы.
Филиппинский тест - критерий «школьной зрелости» Надо попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой (рис.). Оценка биологической зрелости по результатам выполнения «филиппинского теста» У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников - тоже, а вот 4-5-летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. В этом случае филиппинский тест дает отрицательный результат.
Результат этого теста характеризует биологический возраст ребенка, так как отражает уровень развития скелета, важную характеристику - степень морфофункциональной зрелости организма. Это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении. ВРП
Задание 2. Изучите тест «Керна- Йирасека» и ответе на вопросы.
Тест «Керна- Йирасека» на определение школьной зрелости Данный тест состоит из трех заданий.
Первое- рисование мужской фигуры по памяти,
второе- срисовывание письменных букв,
третье- срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Тест Керна-Йерасика позволяет определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности, выявить уровень волевой организации ребенка.
Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом.
Тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Инструкция по применению теста. Ребенку предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатся данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины. На обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части - образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов. Карандаш кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).
ЗАДАНИЕ1. Изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (сказав: ” Рисуй, у тебя все получится ”). Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.
ЗАДАНИЕ 2. Скопировать два слова.
ЗАДАНИЕ 3. Предлагается скопировать группу нарисованных точек.
В
о время выполнения заданий требуется следить за детьми. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует- правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и т.д.
Оценка результатов теста: Задание 1. «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.
Результат.1 балл - у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды. 2 балла - выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей - шея, волосы, один палец руки, - но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. балла - у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. 3 балла Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног. 4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией. 5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен. При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается. Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п.,это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы. Задание 2. Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы. «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее». Он ел суп. Результат. 1.балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов. 2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна. 3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы. 4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо. 5 баллов - каракули.
Задание 3. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке». Результат.1балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек. 3 балла - группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек. 4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы. 5 баллов - каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту. Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе. -7 баллов - средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе. -9 баллов - уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях. Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
Контрольные вопросы
Поясните уникальность «Филлипинского теста», не смотря на простоту.
Какие особенности зрелости ребенка позволяет выявит тест
Составьте образец бланка тест «Керна- Йирасека»
На какие особенности поведения ребенка нужно обращать внимание при выполнении теста?