СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка результатов освоения программы курса «Труд (технология)»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оценка результатов освоения программы курса «Труд (технология)»»

Оценка результатов освоения программы курса «труд (технология)»

Коробейникова Юлия Васильевна

Учитель технологии МБОУ Красноборской средней общеобразовательной школы

ФГОС ООО определяет основные требования к образовательным результатам обучающихся посредством оценки их достижений, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ФОП по предмету Труд (технология).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы является связующим звеном между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки. Они также являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ. Рабочие программы в свою очередь являются методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в школе по определенному учебному предмету, учебному курсу или модулю.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции ОО. Соответственно в школе осуществляется разработкой локального акта проведения текущего контроля, индивидуального учета результатов и хранения информации об этих результатах. Система оценки достижения планируемых результатов должна:

  • Отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;

  • Обеспечивать комплексный подход к оценке;

  • Предусматривать использование разнообразных методов и форм обучения, в т.ч. проектов, командных, творческих работ, самоанализа и самооценки, тестов и др., в т.ч. с использованием цифровых технологий;

  • Предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;

  • Обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся;

  • Включать описание промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

  • Предусматривать оценку предметной деятельности.

Следует учесть, что оценочная деятельность выступает основой

  • Для промежуточной и итоговой аттестаций

  • Для мониторинговых исследований (разных уровней)

  • Для аттестационных процедур педагогических работников

  • Для аккредитационных процедур.

Оценочная деятельность осуществляется на различных этапах обучения.

Обновленный ФГОС задает ориентиры на единство образовательного пространства через единство содержания и единые подходы к оцениванию результата, что должно послужить гарантом роста качества образования и преемственности программ.

Учителю Труда (технологии) необходимо разработать инструментарий для текущего и тематического оценивания.

Текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение обучающегося в освоении программы учебного предмета. Обычно текущее оценивание проводится на каждом уроке фронтально или выборочно. Формы оценки могут быть разные: от устного ответа. Теста, практической работы до проектной работы.

В соответствии с ФГОС система оценки реализуется через системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.

Системно-деятельностный подход обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. На слайде приведены примеры формулировок результатов:

Знать-называть, например, термины, детали, материалы, инструменты.

Понимать, характеризовать, объяснять способы действий, последовательности технологических операций.

Применять, использовать – это выполнять практические и практико-ориентированные работы.

Анализировать, сравнивать материалы, их свойства, механизмы, детали и т.д.

Создавать, применять нестандартные ситуации, предлагать решение, эти результаты формируются в процессе выполнения учебных проектов.

Комплексный подход предполагает, что оцениваются предметные и метапредметные результаты. Наблюдается развитие личностных качеств.

Комплекс оценочных процедур включает контекстную информацию об обучающемся, для оценки используются разные формы и методы, а главное сам обучающийся включается в самостоятельную оценочную деятельность. Учитель составляя общее представление об уровне знаний и умений обязательно учитывает, например, какие кружки, курсы внеурочной деятельности посещает ученик, какие у него способности, учитывает и проекты и результаты практических работ и тестов, и самооценку на защите проектов. Так педагог может более точно оценить текущее состояние, уровень сформированности предметных результатов, развитие метапредметных и своевременно скорректировать методы обучения.

Уровневый подход отражается фиксацией различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, выступает достаточной основой для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. Это значит, что оценивая предметные результаты педагог фиксирует уровень освоенности и если уровень ниже базового, организует индивидуальную работу с обучающимся.

Если школьник достигает базового уровня, это значит: он понимает ключевые термины по теме, выполняет задания по освоенному образцу, получил первичный опыт применения на практике. Базовый уровень выступает основой для продолжения обучения и усвоения последующего материала. Более высокий уровень, высокая степень освоения материала, самостоятельность выполнения разных видов учебных работ говорят о возможности определения индивидуальной траектории развития, возможно с учетом будущей профессии.

На основе комплексного, системно-деятельностного и уровнего подходов формируется критериальное оценивание.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей.

Критерий оценки – признак, на основании которого производится оценка.

Критерий должен соответствовать контролируемому результату ФРП ООО по предмету. Он обеспечивает объективность оценки, на основе сравнения образовательных достижений с заранее известными критериями.

Учитель-предметник разрабатывает диагностический материал и критерии сформированности, которые можно перевести в 5-ти балльную шкалу. С разработанными критериями должны быть ознакомлены обучающиеся до выполнения практических и проектных работ. Некоторые критерии оценки могут разработать сами школьники, особенно для оценки своих работ.

Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые устанавливаются требованиям ФГОС ООО.

Следует помнить, что формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. Достижения личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы и проявляется в участии в общественно-значимых мероприятиях, в ответственности за результаты обучения, в способности осознанно выбирать свою образовательную траекторию, в том числе профессии.

Оценка достижений метапредметных результатов осуществляется администрацией школы в ходе внутреннего мониторинга.

Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации.

Инструментарий может строиться на межпредметной основе и включать:

- диагностические материалы по оценке читательской, естественно-научной, математической, цифровой, финансовой грамотности;

- сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Форма оценки метапредметных результатов могут быть разные для разных видов грамотности. Например, для проверки читательской грамотности, письменная работа на межпредметной основе. Однако следует отметить, что на уроках труда (технологии) необходимо формировать читательскую грамотность. Предлагать задания, кейсы, аналогичные задания по другим предметам. Тем более многие задания предметов естественно-научного цикла близки и нашему предмету.

Для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью актуальна и для предмета Труд (технология). Так как с введением модуля робототехника многие задачи для роботов и отдельных датчиков, например, по теме интернет вещей, требует знаний основ программирования. А для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных ууд по всем предметам используется экспертная оценка процесса и результат выполнения групповых или индивидуальных учебных исследований и проектов. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта разрабатывается ОО самостоятельно. На основе этих требований и учитель труда может разработать критерии оценки результатов учебного проекта, предметных результатов по изучению содержания модуля.

Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО имеет ряд особенностей:

  • Комплексный подход к оценке

  • Критериальное оценивание

  • Обязательный мониторинг личностного развития.

  • Использование инд.проектов для оценки метапредметных результатов.