Оценочные материалы по литературе 5-7 класс
Пояснительная записка
По каждому разделу рабочей программы составлены контрольно-измерительные материалы и итоговые задания для проверки знаний в конце учебного года. Содержимое зданий направлено на проверку достижения уровня обязательной подготовки, проверки знаний на понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств и др.), владение основными алгоритмами.
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся 5- 7 класса
Результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ; выявлять особенности языка и стиля писателя ;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно- творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
Система оценивания.
Критерии оценивания учащихся
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
доля самостоятельности учащихся;
этапы выполнения работы;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть
следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
5 класс
Тест «Устное народное творчество»
1.Фольклор – это …
а) интересный рассказ
б) устное народное творчество в) историческое событие
г) рассказ с нравоучительным смыслом
2.Продолжите определение: Сказка – это
3.Какие русские народные сказки вы знаете? Перечислите их (не менее трёх)
4.Сказки делятся на три группы:
5.Выберите из перечисленных ниже терминов подчеркните те, которые относятся к русской народной сказке.
Постоянные эпитеты, концовка, вступление, присказка, припев, зачин, эпилог, повторы, мораль.
6.Распределите сказки по жанрам.
«Царевна – лягушка», «Иван – крестьянский сын», Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
7.Чем бытовые сказки отличаются от волшебных и сказок от животных?
Тест «Древнерусская литература»
1.Когда возникла древнерусская литература?
А) в 1 веке, Б) в X веке, В) в XXIвеке
2.Что послужило поводом появления древнерусской литературы?
А) война с печенегами,
Б) отсутствие литературы,
В) принятие христианства на Руси, появление письменности, становление государства Древняя Русь
3.Откуда были заимствованы печатные произведения?
А) из Византии,
Б) из деревни,
В) из Франции
4.Темы древнерусской литературы
А) о любви и дружбе,
Б) возникновение Руси, борьба с врагами, объединение князей,
В) о животных
5.Летопись – это…
А) фантастический рассказ
Б)произведение о событиях, произошедших в «одно лето» (за год)
В) роспись по дереву
6.Первый летописный памятник
А)сказка «Царевна-лягушка»,
Б) «Волк и лиса»
В) «Повесть временных лет»
7.Создатель летописи
А)народ
Б) летописец
В) сказочник
8.Автор летописи «Повесть временных лет»
А) А.С.Пушкин,
Б) монах Нестор
В) народ
Проверочная работа «Творчество А. С. Пушкина»
1.В каком году родился Александр Пушкин?
а) 1769 б) 1783 в)1799 г) 1837
2.Имя няни Александра Пушкина?
3.Кто из первых лицеистов стал близким другом Пушкина?
4.Кому посвящено стихотворение «Няне»?
5.Как обращается к няне в стихотворении Пушкин?
6.«У лукоморья дуб зелёный…» – пролог к какому произведению А. С. Пушкина?
7.Какой эпитет должен находиться на месте пропуска в сочетании «пленяю … царя» в прологе «У лукоморья»?
8.К кому обращается королевич Елисей в данном отрывке?
Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
9.Сколько раз обращается королевич Елисей к силам природы во время поиска царевны?
10.Какой волшебный предмет принадлежит царице?
Тест по литературе «Лермонтов М.Ю. Бородино»
Начало формы
1. Бородино – это:
1) село под Москвой
2) деревня под Смоленском
3) город под Вязьмой
4) поле в окрестностях Киева
Начало формы
2. Бородинское сражение произошло во время
1) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 году
2) войны с Турцией в 1828 году
3) русско-турецкой войны в 1877 году
4) Великой Отечественной войны с фашистами в 1942 году
3. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был
1) Александр Суворов
2) Михаил Кутузов
3) Георгий Жуков
4) Константин Рокоссовский
4. От чьего лица ведется повествование о Бородинском сражении?
1) от лица юноши, который разговаривал с очевидцем сражения
2) от лица старого солдата – участника Бородинского сражения
3) от лица автора произведения
4) от лица командующего русской армией
5. Чем занимались русские солдаты перед сражением?
1) Они ликовали от возможности «изорвать мундиры о русские штыки».
2) Солдаты легли отдыхать, чтобы с новыми силами дать отпор французам.
3) Они тщательно готовились к бою: «нашли большое поле», «построили редут», «забил заряд я в пушку туго», «кто кивер чистил», «кто штык точил».
4) Русские воины стали писать домой письма, в которых рассказывали о предстоящем сражении.
6. Кому принадлежат слова: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»?
1) Кутузову
2) рассказчику
3) храброму полковнику
4) императору Александру I
7. Чем закончилось Бородинское сражение?
1) Французская армия под предводительством Наполеона сдалась в плен русским.
2) Французы отступили.
3) Русская армия потерпела поражение, поэтому спасалась бегством.
4) Кутузов отдал приказ настичь убегавших французов.
8. В чём заключается идея стихотворения? Укажите неверный ответ.
1) М.Ю. Лермонтов хотел показать в подробных деталях ход Бородинского сражения.
2) Автор стремился передать безграничную любовь к Родине и патриотизм русских людей во время войны с Наполеоном.
3) М.Ю. Лермонтов восхищается подвигом русских солдат, которые не жалели своей жизни ради спасения Отчизны.
4) Идея этого стихотворения заключается в авторских словах: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя...».
9. Какое лексическое значение имеет слово «бивак» в следующей строке: «Но тих был наш бивак открытый…»?
1) артиллерийский снаряд
2) солдат или офицер кавалерии
3) высокий головной убор у военных
4) стоянка войска в поле для ночлега или отдыха
10. Какое лексическое значение имеет слово «картечь» в предложении: «Пора добраться до картечи!»?
1) артиллерийский снаряд
2) станок, на который укрепляется пушка
3) полевое укрепление, обнесённое валом
4) солдат или офицер легкой конницы
Конец формы
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
1.Действие рассказа происходит:
а) летом б) весной в) осенью;
2.Жилин поехал домой:
а) жениться б) лечиться, в) проведать старую мать;
3.Жилин поехал:
а) один б) с обозом в) вдвоем с Костылиным;
4.Офицеры оказались одни, потому что:
а) они поехали вдвоем б) других всех убили в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;
5.Костылин попал в плен:
а) вместе с Жилиным б) отдельно от него в) он не попал в плен;
6.Какой выкуп требовали изначально за Жилина?
а) 3000 монет б) 50 монет в)100 руб.
7.Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину?
а) 2 недели, б) 1неделю, в) месяц
8.Пленных держали:
а) в сарае б) в доме в) в мечети.
9.Жилин лепил кукол:
а)из хлеба б)из глины в)из пластилина;
9.Офицеры были в плену:
а)неделю б) меньше месяца в)больше месяца;
10.Жилин вновь решается на побег, потому что
а) Костылину стало лучше б) с него сняли колодки в) узнал, что его хотят убить;
11.Костылин не мог бежать из плена, потому что:
а) испугался б)разболелся в)надеялся и ждал, что его выкупят;
12.Жилину помогли бежать:
а)Дина б)красный татарин в)Костылин;
13.Жилин:
а)сразу убежал б)бежал дважды в)остался у татар до выкупа.
14.Жилин вернулся в крепость:
а) на коне, б) в колодках пешком, в) его привели татары.
15.Через какое время после побега Жилина выкупили Костылина?
а) через месяц б) через полгода в) через год
Контрольная работа № 2 по курсу литературы
1.В романе Д. Дэфо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» престарелый Робинзон вынужден добираться в Европу через всю Россию. В каком городе ему пришлось пережидать зиму?
2.Что больше всего на свете с самого раннего детства любил Робинзон?
3.Где впервые заснул Робинзон на необитаемом острове?
4.Почему в сказке «Соловей» Г. Андерсена придворные императора перепутали пение соловья с коровой и лягушкой?
5.Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шею?
6.Почему соловей решил спасти императора?
7.Как изменился император после спасения?
8.Кто из героев в «Приключениях Тома Сойера» М. Твена собирался стать пиратом?
6 класс.
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
Вариант 1.
А1. Басня – это:
меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь,
краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме),
произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле,
краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2. И.И. Дмитриев написал басню:
«Муха», 3) «Осёл и Соловей»,
«Свинья под Дубом», 4) «Листы и Корни».
А3. Найдите мораль басни «Ларчик»:
«А ларчик просто открывался»,
«Избави бог и нас от этаких судей»,
«От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
,,Мы сбили! Мы решили!,,» ,
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
А4. В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
без корней дерево погибнет,
Листы справедливо считают, что они «краса долины всей»,
Корни не умеют ценить красоту,
процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!» ___________________________
В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________
С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»? ________________
_________________________________________________________________
6 класс.
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
Вариант 2.
А1. Мораль басни – это:
краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения,
краткий поучительный вывод,
художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений,
та часть басни, в которой описываются основные события..
А2. Назовите автора басни «Муха»:
И.А. Крылов, 2) Ж. де Лафонтен,
Эзоп, 4) И.И. Дмитриев.
А3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
пустое мудрствование, 3) невежество,
жадность, 4) самолюбование.
А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
«Листы и корни», 3) «Осёл и Соловей»,
«Ларчик», 4) «Ворона и Лисица».
В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!» ___________________________
В2. Какой художественный приём лежит в основе басни? _________________________________________________________________
С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? ________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту.
Вариант 1:
А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Вариант 2:
А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Литература:
Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014 - стр.33-35.
6 класс.
Викторина
«Знаешь ли ты басни И.А. Крылова»?
Продолжи выражение:
1. А ларчик… (просто открывался).
2. А Васька слушает… (да ест).
3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).
4. У сильного всегда… (бессильный виноват).
5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).
Из какой басни эти слова? (Назовите басню)
1. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»)
2. Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
3. Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки! («Ворона и Лисица»)
4. Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в такие забияки! («Слон и Моська»)
5. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»)
6. Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги! («Лев и Комар»)
7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»)
8. Быть сильным хорошо, быть умным лучше. («Лев и Человек»)
9. Сильнее кошки зверя нет. («Мышь и Крыса»)
Словарик крылатых выражений из басен И.А. Крылова. Объяснить значение выражения.
Демьянова уха. (Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое)
Как белка в колесе. (Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах, иногда безрезультатных)
Мартышкин труд. (Бесполезный труд, напрасные страдания)
Дразнить гусей. (Стараться не задеть кого-либо, не вызвать раздражения)
А ларчик просто открывался. (Употребляется в отношении найденного просто решения, поначалу кажущегося сложным)
А Васька слушает да ест. (Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращённых к нему доводов, продолжает делать по-своему)
Видит око, да зуб неймёт. (Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному)
Избави бог и нас от этаких судей! (Употребляется по отношению к людям, высказывающим своё мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны)
Контрольный тест.
А. С. Пушкин. «Дубровский».
Вариант 1
К какому литературному жанру относится произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?
А) повесть
Б) поэма
В) рассказ
Какая тема отсутствует в произведении «Дубровский»?
А) тема любви
Б) тема разбойничества
В) тема одиночества
Социальное положение Кирилы Петровича Троекурова?
А) небогатый дворянин
Б) зажиточный барин
В) крепостной крестьянин
Как звали Дубровского старшего?
А) Андрей Гаврилович
Б) Владимир Константинович
В) Георгий Ардальонович
Постоянное место жительства семьи Троекуровых?
А) Покровское
Б) Кистинёвка
В) Верхлёво
Город, где воспитывался Дубровский младший вне дома?
А) Москва
Б) Петербург
В) Париж
Кто произносит слова: «… да вот беда – у него все бумаги сгорели во время пожара»?
А) Шабашкин
Б) Троекуров
В) Спицын
Предмет, который необходимо было положить в дупло дуба, чтобы подать сигнал Дубровскому?
А) платок
Б) семечко
В) кольцо
Человек, за которого вышла замуж дочь Троекурова?
А) князь Бурайский
Б) князь Верейский
В) князь Плегайский
Сколько лет младшему сыну Троекурова?
А) 5
Б) 14
В) 9
Имя няни семьи Дубровских?
А) Наталья Филипповна
Б) Орина Егоровна
В) Василиса Федоровна
Увидев въехавшего во двор Троекурова, Дубровский старший…
А) обрадовался
Б) удивился
В) его ударил паралич
Сколько лет Дубровский младший не был дома:
А) 7
Б) 12
В) 18
Какие деревья росли возле забора дома Дубровских?
А) дубки
Б) березки
В) ели
Имя дочери Троекурова?
А) Марья
Б) Марина
В) Наталья
Что сделал француз с медведем?
А) застрелил его
Б) отпустил на волю
В) научил танцевать
Что носил на груди Спицын?
А) медальон
Б) крестик
В) кошелек
Под каким именем Дубровский младший поселился в доме Троекуровых?
А) Дебланш
Б) Дефранч
В) Дефорж
Кто в действительности является непосредственным виновником смерти чиновников во время пожара?
А) кучер Антон
Б) кузнец Архип
В) Дубровский младший
Название единственной книги, которую прочитал Троекуров?
А) «Этикет»
Б) «Басни Крылова»
В) «Совершенная повариха»
После слов: «Я здесь не хозяин» Владимир
А) сел в коляску
Б) остался с крестьянами
В) ушел в комнату отца
Старик высокого роста, бледный, худой, в халате и колпаке это
А) Троекуров
Б) Шабашкин
В) Дубровский старший
Контрольный тест.
А. С. Пушкин. «Дубровский».
Вариант 2
В честь кого названо произведение «Дубровский»?
А) в честь главного героя
Б) в честь автора произведения
В) в честь известного композитора
Имя няни семьи Дубровских?
А) Наталья Филипповна
Б) Орина Егоровна
В) Василиса Федоровна
Сколько лет Дубровский младший не был дома:
А) 7
Б) 12
В) 18
Кто произносит данные слова: «Не надобно лекаря, батюшка скончался»?
А) Владимир Андреевич
Б) Антон Пафнутьевич
В) Андрей Гаврилович
Какие деревья росли возле забора дома Дубровских?
А) дубки
Б) березки
В) ели
Кто является матерью сына Троекурова – Саши?
А) мамзель Мими
Б) служанка Глаша
В) дворовая девка Лукерья
Название единственной книги, которую прочитал Троекуров?
А) «Этикет»
Б) «Басни Крылова»
В) «Совершенная повариха»
Место встречи Дубровского младшего и дочери Троекурова?
А) столовая
Б) веранда
В) беседка
Под каким именем Дубровский младший поселился в доме Троекуровых?
А) Дебланш
Б) Дефранч
В) Дефорж
Кто в действительности является непосредственным виновником смерти чиновников во время пожара?
А) кучер Антон
Б) кузнец Архип
В) Дубровский младший
Человек, за которого вышла замуж дочь Троекурова?
А) князь Бурайский
Б) князь Верейский
В) князь Плегайский
Что носил на груди Спицын?
А) медальон
Б) крестик
В) кошелек
Кто произносит слова: «… да вот беда – у него все бумаги сгорели во время пожара»?
А) Шабашкин
Б) Троекуров
В) Спицын
Имя дочери Троекурова?
А) Марья
Б) Марина
В) Наталья
Отрывок: «Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли
в болоте…» представляет собой:
А) описание
Б) повествование
В) рассуждение
Какой эпизод в произведении характеризует Дубровского младшего как человека чести?
А) приезд домой
Б) сцена с медведем
В) свидание
Что сделал француз с медведем?
А) застрелил его
Б) отпустил на волю
В) научил танцевать
Владимир не дал своим крестьянам расправиться с чиновниками, потому что
А) пожалел чиновников
Б) был согласен с их решением
В) крестьяне могли погубить и его, и себя
Увидев въехавшего во двор Троекурова, Дубровский старший…
А) обрадовался
Б) удивился
В) его ударил паралич
Какая тема отсутствует в произведении «Дубровский»?
А) тема любви
Б) тема разбойничества
В) тема одиночества
После слов: «Я здесь не хозяин» Владимир
А) сел в коляску
Б) остался с крестьянами
В) ушел в комнату отца
Предмет, который необходимо было положить в дупло дуба, чтобы подать сигнал Дубровскому?
А) платок
Б) семечко
В) кольцо
Итоговая контрольная работа роману А.С. Пушкина «Дубровский».
Задания с выбором ответа
(за каждый правильный ответ 1 балл)
1. Замысел произведения возникает у автора на основе:
А Услышанного рассказа от своего приятеля П.В. Нащокина о разоренном дворянине
Б Вымысла автора
В Заимствования сюжета из французской литературы
Г Истории, рассказанной лицейским другом И. Пущиным
2. Название произведения «Дубровский» дано:
А Самим автором при его создании
Б Литературным критиком В.Г. Белинским
В Издателями при первой публикации
Г Приятелем Нащокиным, который подсказал автору и сюжет
3. В произведении автор затрагивает темы:
А Бесправного положения крепостных крестьян
Б Произвол и безнаказанность помещиков
В Продажность чиновников
Г Восстание крестьян под предводительством Пугачева
4. Представителями «барства дикого, без чувства, без закона» являются:
А Дубровский А.Г.
Б Троекуров К.П.
В Дубровский В.А.
Г Князь Верейский
5. Выберите эпизоды, подчеркивающие жестокость, отсутствие человеческих ценностей у помещиков-самодуров:
А Забава с медведем
Б Пожар в Кистеневке
В На псарне Троекурова
Г В беседке у ручья
6. Владимир Дубровский отказался отомстить Троекурову, потому что:
А Простил Троекурову нанесенную обиду
Б Испугался, что будет облечен и наказан
В Глубоко и искренне полюбил Машу Троекурову
Г Еще не до конца продумал план мести
Задания с кратким ответом
1. По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?
2. Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?
3. Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:
«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет».
4. Определите, кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:
А «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»
«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»
Б «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».
В «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»
Г «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»
Д «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»
Е «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»
5. Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).
Задание с развернутым ответом
(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)
1. По какой причине Маша Троекурова отказывается от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?
2. Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?
3. Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…»