Паспорт фонда оценочных средств
по литературе в 11-А классе
№ п/п | Контролируемые темы (разделы) | Наименование оценочного средства |
1 | ВВЕДЕНИЕ | |
2 | ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА | Классное контрольное сочинение №1 по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина Классное контрольное сочинение №2 по творчеству М. Горького. Домашнее сочинение №1 по роману М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Домашнее сочинение №2 по роману «Тихий Дон». |
3 | ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА | Классное контрольное сочинение № 3 по творчеству В. Астафьева. |
4 | СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Контрольная работа№1(итоговое тестирование) |
5 | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |
1.Классное контрольное сочинение №1 по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина.
Темы сочинений:
1.Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
2.Любовь сильнее смерти...
3.Всегда ли любовь делает человека счастливым?
4. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.
5. Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина»
I. Введение
Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских удовольствий.
II. Основная часть
1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:
— внимание к внутреннему миру отдельного человека («маленький человек»); патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; «скрытая теплота патриотизма» — Толстой; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм.
2. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества:
— Родина,
— любовь,
— смерть.
2.1. Изображение России как основы жизни:
а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»:
— ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.
б) размышления о России в повести «Деревня»:
— попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России); «критический» патриотизм — изображение антиидеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа. «Сквозь поруганную, оскверненную человечность опять светится оправдание добра, и опять склоняешься перед святыней души» (Ю. Айхенвальд). Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (...) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).
в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.
2.2. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:
— любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) — пафос цикла «Темные аллеи». Примеры из 2—3 рассказов.
2.3. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:
— ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения.
III. Заключение
Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.
Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
Объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
- При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли. Не забывайте о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексики и грамматических конструкций. И последнее. На столах у вас лежат таблицы. Надеюсь, они помогут вам в написании творческой работы.
Советы по написанию сочинения.
Вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:
— высказывание своего взгляда на проблему;
— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
— обоснование причин обращения к этой теме;
— эмоционально ввод в тему сочинения;
— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
— проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
— оформление вступления в виде вопросов
Заключение может представлять собой:
— обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
— возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
— взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
— обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
— обращение к оригинальной цитате.
2.Классное контрольное сочинение №2 по творчеству М. Горького.
1. Проблематика пьесы А.М.Горького «На дне».
2. «Бывшие люди» в пьесе А.М.Горького «На дне». 3. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.
4. Образ Луки в пьесе «На дне».
5. Две правды о человеке в пьесе «На дне». 6. Споры о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне».
3.Домашнее сочинение №1 по роману М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
1. Как я понимаю основную идею романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».
3. Роман «Мастер и Маргарита» - итоговое произведение М.А.Булгакова.
4. Силы добра и зла в романе «Мастер и Маргарита».
5. Тема бессмертия и воскресения души в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Тема свободы в романе «Мастер и Маргарита»
4.Домашнее сочинение №2 по роману «Тихий Дон».
1.Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» как произведение о земле, любви и свободе.
2. Путь исканий Григория Мелехова.
3. Женские образы в романе.
5.Классное контрольное сочинение № 3 по творчеству В. Астафьева.
1.Проблема духовного возрождения человека в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».
2.Проблема нравственного выбора в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».
3.Проблема смысла жизни в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».
6.Контрольная работа№1(итоговое тестирование)
Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста,
на знание литературных течений. К каждому вопросу даѐтся четыре варианта ответа.
Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.
Критерии оценивания:
«5» - 90 – 100 % от общего количества вопросов,
«4» - 70 – 89 % от общего количества вопросов,
«3» - 50 – 69 % от общего количества вопросов,
«2» - менее 50 % от общего количества вопросов.
1. Какого писателя XX в. называли «Буревестником революции»?
а) А. П. Чехова
б) М. Горького
в) В. В. Маяковского
г) С. А. Есенина
2. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х годов XX в. на страницах
журнала «Новый мир»?
а) «Жизнь господина де Мольера»
б) «Белая гвардия»
в) «Театральный роман»
г) «Мастер и Маргарита»
3. Назовите поэта, являющегося младосимволистом.
а) 3. Н. Гиппиус
б) В. Я. Брюсов
в) А. А. Блок
г) Ф. К. Сологуб
4. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?
а) А. И. Солженицын
б) Б. JI. Пастернак
в) И. А. Бунин
г) М.А.Шолохов
5. Назовите автора следующих строк.
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
а) В. В. Маяковский
б) Б. JI. Пастер
г) С. А.Есенин
6. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова.
а) роман-путешествие
б) любовный роман
в) роман-эпопея
г) авантюрный роман
7. «Книга про бойца» является подзаголовком:
а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»
в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»
8. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру
Теодору Нетте?
а) С. А.Есенин
б) В. В. Маяковский
в) А. А.Блок
г) А. Т. Твардовский
9. Назовите писателя второй половины XXв., который был киноактером, сценаристоми
режиссером кино.
а) Ю. В. Трифонов
б) В. П. Астафьев
в) В. Г. Распутин
г) В. М. Шукшин
10. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении
А. А. Блока «Незнакомка»?
а) одну
б) две
в) четыре
г) пять
11. Укажите, в каком произведении М. Горького поставлена проблема о двух типах гуманизма.
а) «Мать»
б) «Старуха Изергиль»
в) «На дне»
г) «Челкаш»
12. Какому поэту принадлежат слова « Ведь если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь
нужно?»?
а) А. А. Блоку
б) С. А. Есенину
в) В. В. Маяковскому
г) Б. JI. Пастернаку
13. Укажите, кто из писателей XX в. похоронен у Кремлевской стены.
а) А.И. Куприн
б) М. Горький
в) В. В. Маяковский
г) А. А. Фадеев
14. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?
а) человек - преобразователь природы
б) человек и природа антагонистичны
в) природа враждебна человеку
г) человек находится в гармонии с природой
15. Строку какого произведения С. А. Есенина перефразировал
В. В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»?
В этой жизни помереть нетрудно
Сделать жизнь значительно трудней.
а) «Русь советская»
б) «Анна Снегина»
в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»
г) «Письмо к матери»
16. Укажите, какое произведение называют «поэтической энциклопедией Великой
Отечественной войны».
а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского
б) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер
в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц
г) «Зоя» М. М. Алигер
17. Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?
а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»
б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
в) М. А. Булгаков «Белая гвардия»
г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»
18. Назовите поэта, являющегося футуристом.
а) С. А. Есенин
б) А. А. Блок
в) В. В. Маяковский
г) А. А. Ахматова
19. Какой эпизод является кульминацией поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
а) убийство Катьки Петрухой
б) появление «товарища-попа»
в) шествие красногвардейцев по улицам Петрограда
г) встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке
20. Назовите персонажа пьесы М. Горького «На дне», который говорит, что странник Лука
подействовал, «как кислота на старую и грязную монету».
а) Барон
б) Сатин
в) Актѐр
г) Настя
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Сочинение — основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для |
подробного изложения | классного сочинения |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».