СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее тестирование как механизм оценки и управления качеством образования. Материалы Областной научно-практической конференции "Использование в педагогической деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания студентов (обобщение опыта работы)". Статья.

Просмотр содержимого документа
«ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Марина Георгиевна Цикина

Преподаватель математики 1 категории

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

г. Екатеринбург



ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ



«Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в ее крушение и унижение! …

И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре»

Важнейшим условием повышения качества учебного процесса в учреждениях СПО является активизация диагностической функции. Особенно остро встает проблема своевременной диагностики уровня подготовленности студентов на 1 курсе обучения, в период адаптации, т.к. в среднее учебное заведение приходят, как правило, студенты с разным уровнем подготовленности и сформированных учебных навыков. Педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации процесса обучения. Приступая к изучению нового материала, каждому обучающемуся необходимо устранить все пробелы, препятствующие усвоению следующих разделов курса. Систематическое устранение пробелов и выявление характера трудностей непосредственно влияет на качество подготовки студентов, меняя его в сторону повышения. В современных условиях массового обучения возникает необходимость применения высокоэффективных, объективных средств диагностики и контроля, необходимых для оперативного выявления объема знаний и пробелов. Кроме привычных малоэффективных средств диагностики есть и нетрадиционные высокоэффективные. Одним из таких инструментов оценивания результатов обучения является тест. Но необходимо понимать, что цель любого педагогического тестирования – улучшение качества учения, а не обеспечение основания для выставления отметок. Таким образом, оценивание через тестирование – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать студентов более активно включиться в своё обучение.

Но педагогические тесты на каждом этапе обучения должны решать различные задачи:

  • тестирование на входе в обучение;

  • тестирование в процессе обучения;

  • тестирование на выходе из обучения.

Началу обучения ставится в соответствие входное тестирование, позволяющее получить ответ на наиболее важный для этого периода вопрос - выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения в профессиональном образовательном учреждении и готовности к дальнейшему обучению в новых условиях.

Вряд ли кто из преподавателей выразит сомнения в важности решения этого вопроса, ответ на который, так или иначе, получает каждый в своей практической работе. Только, вполне понятно, что при использовании традиционных средств диагностики ответ бывает не всегда полным и оперативным, что очень важно на начальном этапе обучения в учреждениях СПО. Особое внимание в процессе управления качеством образования я уделяю формирующему тестированию, так как формирующее тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим студентам в повседневном учебном процессе. Анализ учебного процесса и формирующее оценивание позволяют студентам более активно, а значит и более успешно учиться и педагогам более эффективно преподавать. Поэтому формирующее тестирование необходимо для того, чтобы вовремя определить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.

Формирующее тестирование нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными студентами, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующее тестирование позволяет преподавателю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу, а также сделать студента субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Для студентов формирующее тестирование может помогать учиться на ошибках, понять важность изучаемого материала и обнаруживать, что студенты не знают и не умеют делать;

Результатами применения формирующего тестирования является:

  • обеспечение освоения стандарта всеми обучающимися в наиболее комфортных для каждого условиях;

  • формирование оценочной самостоятельности студента;

  • формирование адекватной самооценки.

Но формирующие тесты не следует путать со средствами текущего контроля знаний, они предназначены для выявления пробелов в знаниях по группе учебных единиц для своевременной коррекции процесса усвоения материала нескольких тем или даже разделов, т.е. в некоторых случаях эти тесты носят больше диагностический характер. В своей практике я чаще всего провожу формирующее тестирование как подготовительный этап перед итоговой аттестацией, поскольку действие таких тестов направлено на формирование качественных знаний путем своевременного выявления пробелов для столь же своевременного их устранения.

Для определения итоговых достижений по окончании курса проводится итоговое тестирование, направленное, с одной стороны, на определение степени освоения учебного курса, с другой стороны, на дифференциацию студентов по результатам обучения. Но в системе СПО при составлении итоговых тестов необходимо учитывать и профессиональную составляющую.

Следует понимать, что процесс создания тестов достаточно сложен, требует системного подхода, больших временных затрат, соответствующего программно-педагогического сопровождения и большого банка тестовых заданий по предмету. Кроме того, тест должен быть надежным, т.е. он должен обеспечивать высокую точность измерений.

Но системное применение педагогического тестирования позволяет более оперативно проводить диагностику объема знаний и пробелов обучающихся, объективно оценить уровень знаний и вносить коррективы в процесс обучения, что позволяет управлять качеством образования.



Литература:

  1. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.; Питер, 2004.

  2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. - М.; Логос, 2002.