Формирующее оценивание на уроках математики
Учитель:Бакута Е.П.
МКОУ « Волчихинская СШ №2»
- Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса.
- Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом
. Под системой оценивания понимается :
- шкала , которая используется при выставлении отметок;
- периодичность выставления оценок;
- механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса;
- а также механизм самостоятельного определения учащимся того, насколько успешно они обучаются.
- Система оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса.
- Субъективизм при оценивании крайне отрицательно влияет на успешность учебного процесса.
- Что оценивает учитель, когда ставит отметку за ученическую работу - то, чему учили.
- Школа учит тому, что будет нужно ученику в его взрослой жизни.
- Считается, что нашим детям в жизни понадобятся теоретические знания, поэтому мы обучаем их предметным ЗУНам,
- а потом оцениваем их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок – вот и готова отметка «5» или «2».
- Такая система оценивания прекрасно приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить.
- А если оцениваемая работа - творческая, исследовательская, поисковая.
- Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на важную для него проблему (не всегда совпадающий с точкой зрения учителя), работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая как, например, проект?
Проблемы оценочной деятельности:
- Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
- Субъективизм школьной отметки.
- Отсутствие четких критериев в выборе отметки.
- Отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла.
- Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
А между тем школа должна учить и этому:
- увидеть проблему,
- поставить цель,
- разработать план,
- реализовать его,
- проанализировать свою работу,
- сделать выводы,
- иными словами, формировать универсальные компетенции.
Вероятно, именно они станут для учащихся самыми необходимыми в постоянно меняющемся мире, где придется решать самый широкий круг проблем, для которых будет недостаточно обладать только академическими знаниями.
- Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания
и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.
- Чтобы ребенок научился давать адекватную оценку собственной работе необходимо, чтобы у него было сформировано представление об эталоне работы. Значит, этот эталон был подробно описан.
- Критериальное оценивание дает такую возможность.
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Технология критериального оценивания
Целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.
термины
- Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
- Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
- Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
- Все работы по пройденным темам срезовые или контрольные оцениваются по соответствующим рубрикам.
- Рубрики ученик получает перед началом изучения каждой темы.
- Это дает ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа по данной теме. А, если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения данной темы и на что следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы.
- Т. е. ученик становится субъектом, активной стороной своей учебы.
- Рубрики показывают, зачем ребенок учится,
- критерии показывают, чему он должен научиться,
- а дескрипторы показывают, как он это может сделать.
- Если рубрику можно себе представить в виде некоторой вершины,
- то критерии – это лестничные марши, а дескрипторы – это отдельные ступеньки, поднимаясь по которым можно уверено продвигаться к цели.
- Рубрика - перечень критериев с дескрипторами, фактически является для ученика подробной инструкций по работе любого вида, в данном случае по работе над проектом.
- Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее.
Очень важно то обстоятельство,
- что критерии предлагаются ученику перед началом работы.
- Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах.
- Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания
- Еще одно очень важное обстоятельство.
- Применение критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой.
- Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность.
- Критериальное оценивание удобно и для учителя.
- Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения.
- Видя по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии, и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать.
- Разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.
- Характерно, что результаты ЕГЭ оцениваются именно критериально. Сегодня в школе сложилась парадоксальная ситуация: все 11 лет обучения работа школьника оценивается нормативно, а итог этой работы оценивается критериально.
- По-видимому, не случайно в программе «Наша новая школа» говорится о необходимости разработки и внедрении новых систем оценивания качества знаний учащихся.
Виды критериального оценивания
Система критериального оценивания учащихся включает в себя формирующие и констатирующие отметки.
Формирующее оценивание
- Повседневная работа производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.
- Устранение пробелов и недочетов помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов
- Количество вне регламента
- Без учета при итоговой отметке
- Текущий уровень усвоения знаний и навыков
позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения
Констатирующее оценивание
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации.
Констатирующее оценивание
- Результаты констатирующих работ - основа для итоговой отметки
- в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)
- даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки
- Использование максимального количества критериев
- даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме
- Работы не переписываются
- Выполнение в классе при учителе
- Описание-дескриптор (рубрикатор)
- Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи,
когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах.
При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо.
- Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при выставлении четвертных, полугодовых оценок.
- Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры,
что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу.
- При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ (критериальных).
Понятие критерия
Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание.
Понятие критерия
Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов.
Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию.
Понятие критерия
Каждый критерий оснащен детально прописанными рубрикаторами (дескрипторами).
Дескрипторы для каждого критерия организованы иерархически.
Баллы по критериям оценивания
- Для оценки используются только целые числа, дроби не применяются.
- Уровни, соответствующие дескрипторам, не следует рассматривать как доли или проценты. Между дескрипторами нет арифметических отношений. Например, уровень 4 не обязательно вдвое выше, чем уровень 2.
- Учителя не должны по каждому критерию рассуждать в терминах «прошёл/не прошёл»; для каждого критерия оценки нужно сосредоточиться на идентификации соответствующего дескриптора.
Баллы по критериям оценивания
- Ученик, который получил высший уровень по одному критерию, не обязательно достигнет его по другим критериям. И наоборот, ученик, который получил низший уровень по одному критерию, не обязательно получит его по другим критериям.
- Рубрики или рубрикаторы (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы.
Критерии для оценивания учебных достижений учащихся по математике
в 7-10 классе :
Критерии
А
Научное знание и понимание
B
Максимальный уровень достижений учащихся
Научное исследование
6
C
6
D
Коммуникация/ Презентация
Рефлексия
6
ИТОГО
4
22
Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий А - Знание и понимание
Учащиеся должны научиться:
пользоваться языком математики, законами, закономерностями, терминами и понятиями;
овладеть символическим языком математики;
объяснять научную информацию;
применять информацию для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях.
Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий В - Исследование
Учащиеся должны научиться:
выбирать и использовать подходящие математические знания, умения, навыки;
находить рациональные способы решения;
делать последовательные выводы;
проводить достоверные математические доказательства;
грамотно записать результат;
оценивать результаты решений;
обобщать результаты.
Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий С - Коммуникация
Учащиеся должны научиться:
передавать научную информацию логично и последовательно;
осмысленно давать определения терминам, понятиям;
представлять информацию и решения задач в четкой и лаконичной форме;
демонстрировать готовность и способность математически грамотно передавать информацию в виде устных и письменных сообщений по планированию, проведению и описанию результатов исследований с использованием информационно-коммуникационных технологий и наглядности (рисунки, графики, диаграммы, чертежи, схемы, модели).
Цели и задачи изучения предмета «Математика»
Критерий D - Рефлексия
Учащиеся должны научиться:
анализировать данные для решения заданной проблемы и обоснования выводов;
размышлять о методах решения и смысле исследований, достоверности выводов своих и других, альтернативных подходах решения проблем;
сформировать представление об изучаемых понятиях и методах, как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
указывать на межпредметную связь при ее наличии;
анализировать и оценивать деятельность (собственную и одноклассников).
Шкала перевода баллов в оценку
Оценка по 5-балльной шкале
Баллы по критериям
5
Доля от максимально возможного балла по критериям, %
20-22
4
89-100
17-19
3
75-88
14-16
2
74-60
0-13
0-59
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
Критерий
Дескрипторы
А
(max 6)
Учащийся:
умеет пользоваться языком математики, законами, закономерностями, терминами и понятиями;
объясняет научную информацию;
применяет информацию для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях.
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
В
(max 6)
Учащийся:
выбирает и используeт подходящие математические знания, умения, навыки;
находит рациональные способы решения;
делает последовательные выводы;
проводит достоверные математические доказательства;
грамотно оформляет результат;
умеет оценивать результаты решений;
умеет обобщать результаты.
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
С
(max6)
Учащийся:
передает научную информацию логично и последовательно;
осмысленно дает определения терминам, понятиям;
представляет информацию и решения задач в четкой и лаконичной форме;
демонстрирует готовность и способность математически грамотно передавать информацию в виде устных и письменных сообщений по планированию, проведению и описанию результатов исследований с использованием информационно-коммуникационных технологий и наглядности (рисунки, графики, диаграммы, чертежи, схемы, модели).
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по предмету «Математика»
D
(max 4)
Учащийся:
умеет анализировать данные для решения заданной проблемы и обоснования выводов;
моделирует практические ситуации и исследует построенные модели с использованием математического аппарата;
анализирует выполнение задания в соответствии со следующими аспектами: что хотел? что делал? что получил? какова важность результатов в практической жизни? каковы приемы и способы проверки правильности результатов?
указывает на межпредметную связь при ее наличии.
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме «Степень
с натуральным показателем» в 7 классе
Критерий
Критерий
Дескрипторы
А
Дескрипторы
А
(max 6)
Учащийся:
(max 6)
знает определение степени с натуральным показателем, определение степени с нулевым показателем;
знает результат возведения в степень нуля, положительного числа, отрицательного числа;
имеет понятие об одночлене, его стандартном виде и степени;
умеет вычислять значения выражений и;
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме «Степень с натуральным показателем»
А
(max 6)
умеет выбирать из предложенных выражений, содержащих степени, выражения принимающие:
- положительные значения: отрицательные значения; неотрицательные значения; неположительные значения;
- положительные значения:
- отрицательные значения;
- неотрицательные значения;
- неположительные значения;
умеет умножать и делить степени, возводить степень в степень, дробь в степень, произведение в степень, в том числе если показатель степени содержит буквы;
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме
«Степень с натуральным показателем»
А
(max 6)
умеет пользоваться свойствами степени слева направо и справа налево;
умеет определить, какой цифрой оканчивается выражение, содержащее степени;
умеет распознавать одночлены среди других алгебраических выражений;
умеет представлять одночлен в стандартном виде;
умеет перемножать одночлены, возводить одночлен в степень;
Критериальная шкала оценивания достижений учащихся по теме
«Степень с натуральным показателем»
А
(max 6)
умеет пользоваться математическими терминами и понятиями;
объясняет научную информацию;
применяет информацию для решения проблем в знакомых и нестандартных ситуациях.
Формирующее оценивание самостоятельной работы учащихся по теме «Свойства степени с натуральным показателем»
Эту работу можно провести сразу после изучения свойств степени с натуральным показателем.
Проверяются знание учащимися свойств степени с натуральным показателем и умение применять эти свойства, т.е. соответствие критерию А (Научное знание и понимание).
Примеры заданий
Критериальная шкала оценивания по критерию А (Знание и понимание)
Критерии
Уровень достижения учащихся
А(max 6)
Дескриптор
0
1
Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже.
Учащийся выполнил менее половины работы и допустил существенные ошибки, показавшие, что он не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Критериальная шкала оценивания по критерию А (Знание и понимание)
2
Учащийся выполнил половину работы, но допустил одну ошибку или два-три недочета в выкладках;
3
Учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Учащийся выполнил половину работы без ошибок или выполнил более половины работы, но допустил одну ошибку или два-три недочета в выкладках;
Критериальная шкала оценивания по критерию А (Знание и понимание)
4
Учащийся выполнил большую часть работы без ошибок или выполнил работу полностью, но допустил две-три ошибки или более трех недочетов в выкладках.
5
Учащийся выполнил работу полностью, но допустил одну ошибку или два-три недочета в выкладках.
6
Учащийся выполнил работу полностью, без математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
примеры дескрипторов для самостоятельной работы по алгебре по теме: "Решение квадратных уравнений методом выделения квадрата двучлена« и контрольной работы по теме: "Решение линейных уравнений"
В чём преимущества критериального оценивания:
- соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
- предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
- делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
- способствует развитию навыков самооценивания;
- воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
- способствует росту мотивации к обучению;
- повышает качество образования.
Критериальное оценивание
“ ЗА”
- Снижение тревожности
- Сравнение собственных достижений с эталоном
- Объективность
- Прозрачность
- Единство требований
- Многогранность
- Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля
“ ПРОТИВ”
- Трудоемкость
- Издержки адаптационного периода
Средневзвешенное = (Сумма произведений оценок на их веса) / (Сумма весов этих оценок)
- Пусть в течение четверти было 2 контрольных работы (вес каждой - 40), 3 самостоятельных работы (вес 30), одна практическая работа (вес 25) и три проверки тетрадей (вес 10). Петя Васечкин получил за первую контрольную 3, вторую прогулял, одну самостоятельную писал сам (2 балла), вторую списал у соседа (4 балла), третью проболел. За проверку тетрадей две оценки 5 и одна 4. Практическую работу написал на 4.
Если выписать оценки в ряд получим:
- 3 н 2 4 н 5 5 4 4. По среднему баллу ученик претендует на твёрдую "4".
Однако, используем веса оценок.
- 3*40 + 2*40 + 2*30 + 4*30 + 2*30 + 5*10 + 5*10 + 4*10 + 4*25 = 680 баллов
Здесь: - первое слагаемое 3*40 - первая контрольная - второе слагаемое 2*40 - вторая контрольная, которую он пропустил - 3-е,4-е,5-е слагаемые с весом 30 - это самостоятельные работы - 6-е,7-е,8-е слагаемые с весом 10 - проверки тетрадей - последнее слагаемое 4*25 - практическая работа Совокупный вес оценок (внимание: всех обязательных оценок, а не только полученных Васечкиным):
- 2*40 + 3*30 + 25 + 3*10 = 225
- Итоговая оценка Васечкина будеть равняться 680/225 = 3,022 Очевидно, средневзвешенная оценка дает более точный уровень успеваемости Васечкина.
Задание cлушателям
Разработать задание и дескрипторы к нему для формирующего оценивания достижений учащихся по теме «Умножение одночленов».