СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы на олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлены ответы на олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Ответы на олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Максимальный балл — 100


Задания I тура (максимальный балл 80)


1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Максимально 9 баллов.


1. Отношения общества и природы характеризуются неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории

2. Под личностью человека понимаются качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

3. Социальными потребностями являются потребности в познании окружающего мира, поиске смысла и предназначения своего существования

4. Только для человека является характерным взаимодействие, опосредованное знаками

5. Индивидуальный опыт человека всегда становится элементом культуры

6. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через снабжение населения товарами

7. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с деятельностью этого общества

8. Рыночное регулирование экономики направлено на устранение неравенства в доходах

9. Каждому социальному статусу обычно соответствует определенный набор социальных ролей

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

нет

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да


2. Восстановите текст, предложив правильный(е) ответ(ы)

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально - 12 баллов


1. «Философия», в переводе с греческого, означает любовь к мудрости. И суть её, с точки зрения русского философа ________________________________, заключается в своеобразном положительном всеединстве, в «софии».


2. Умозаключение, используемое для перехода в познания от общего к частному и единичному, обозначают понятием ________________________________. Ему противостоит понятие «__________________________________________».


3. Систему методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью обозначают понятием __________________ _______________.


4. Концепция «жизненного пространства», предполагающая, что благодаря расширению жизненного пространства, в процессе поглощения более мелких государств, государство обретает экономическую независимость от соседей и превращается в великую державу, была сформулирована __________________________________.


5. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами, называют ____________________________ _______________________ ________________________.


6. Концепция юридического равенства как равенства возможностей разных личностей была впервые сформулирована философами: _______________ и ____________.


7. Центральными категориями морального сознания являются _____________ и __________________.


8. Концепция социальной солидарности как основы создания и воссоздания, сохранения и развития общества в контексте реализации принципа общественного разделения труда была сформулирована ______________________________.


9. Совокупность отраслей народного хозяйства, создающих условия жизнедеятельности общества, – это ________________________________.


10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Однако бывают исключения, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация называется эффектом ____________________________.


11. Инобытие человеческого духа, представленное в символах, - это ______________.


12. Красота – это совершенство чувственного, а искусство – воплощение красоты, говорил А.Г. Баумгартен, основатель ___________________________.


Ответы:

1. В.С. Соловьев.

2. Дедукция. Индукция.

3. Политический режим.

4. К. Хаусхофером.

5. Международным публичным правом.

6. Т. Гоббсом и Дж. Локком.

7. Добро и зло.

8. Э. Дюркгеймом.

9. Инфраструктура.

10. Гиффена.

11. Культура.

12. Эстетики.



3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:

2 балла за каждый правильный ответ. Максимально – 12 баллов


3.1. Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс, Ж. Лакан.

___________________________________________________________________


3.2. Страх, убеждение, сила, интерес, информация, собственность.

_____________________________________________________________________


3.3. Обычай, прецедент, закон.

_____________________________________________________________________


3.4. Аккредитив, коносамент, акция, облигация, вексель, депозит, чек.

_____________________________________________________________________


3.5. Целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.

_____________________________________________________________________


3.6. П.Верлен, А. Белый, Д. Мережковский, К. Бальмонт, М. Метерлинк, А. Скрябин.

_____________________________________________________________________


Ответ:


3.1. Структурализм.

3.2. Ресурсы власти.

3.3. Источники права.

3.4. Ценные бумаги.

3.5. Особые виды социальных действий, по классификации М. Вебера.

3.6. Представители символизма.


4. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным. Максимально 3 балла.

1) людей, находящихся вне основных социальных групп, называют люмпенами

2) судьи Конституционного Суда избираются Советом Федерации по представлению Президента РФ

3) общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем им понятие «индивидуальность».

Ответ:

  1. Вместо люмпенами – маргиналами

  2. Вместо избираются – назначаются

  3. Вместо индивидуальность – человек


5. Решите задачу:

1 балл за ответ, до 2-х баллов за дополнение к ответу. Итого возможно до 3-х баллов в зависимости от полноты ответа

Несовершеннолетний Николай был принят на работу на предприятие «Астра». В ходе его трудовой деятельности выяснилось, что из-за низкой квалификации он не справляется с порученной работой.

Администрация приняла единоличное решение о его увольнении, сославшись на п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК РФ. Правомерно ли решение администрации?



Ответ:


Нет.


На этом основании несовершеннолетних работников можно уволить, но только при соблюдении специфических условий.

Специфика заключается в том, что расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ). Если согласия указанных государственных органов не получено и специальная процедура увольнения нарушена, увольнение может быть признанно незаконным, что повлечет для работодателя ряд негативных последствий: несовершеннолетний работник будет восстановлен на работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула. 



6. Установите соответствие между элементами двух столбиков.

Максимально 3 балла


Название направления

Духовное содержание

1) Импрессионизм (последняя треть XIX в.)

А) Художественное творчество – свободные ассоциации, отказ от изображения реальных предметов, стихийность бессознательного творчества.

2) Футуризм (первая четверть XX в.)

Б) Стремление естественно и ненавязчиво запечатлеть окружающий мир в его недвижимости и изменчивости, передача мимолетных впечатлений, тонких настроений.

3) Абстракционизм (первая половина XX в.)

В) Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики


Ответ:

1 – Б

2 – В

3 – А



7. Кому принадлежит мысль? (Кто является автором высказываний?) Ответ занесите в таблицу. Максимально 8 баллов


7.1 «Знание – сила»

  1. И.В.Гете;

  2. Ф. Бэкон;

  3. И. Ньютон;

  4. Р. Декарт.

7.2. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету»

  1. Ф. Бэкон;

  2. Р. Декарт;

  3. И. Коперник;

  4. Г. Галилей.

7.3. «Свобода есть познанная необходимость»

  1. К. Маркс;

  2. Ф. Энгельс;

  3. Г. Гегель;

  4. В.О. Ключевский.

7.4. «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».

  1. Н.А. Бердяев;

  2. А.И. Герцен;

  3. Н.М. Карамзин;

  4. В.О. Ключевский.


Ответ:

7.1

7.2

7.3

7.4

2

2

3

2






8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков) и дайте определение.

1 балл за правильное написание. По 2 балла за полное объяснение каждого термина. Максимально 30 баллов


  1. Гн…с…ология –

  2. С…нс…ализм –

  3. …мп…рическое знание –

  4. …мбарго –

  5. Д…п…пуляция –

  6. Судебный пр…ц…дент –

  7. К…нф…ссия –

  8. К…нф…рмизм –

  9. …мп…ратив –

  10. Вал…в…й национальный продукт –


Ответ:

1. Гносеология

2. Сенсуализм

3. эмпирическое знание

4. эмбарго

5. депопуляция

6. судебный прецедент

7. конфессия

8. конформизм

9. императив

10. валовой национальный продукт






Задания II тура ( максимальный балл - 20 )



Темы эссе (одно по выбору):


1. И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде. (Ф.А. фон Хайек)

2.Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. (А. Моруа)

3. Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы. (У. Черчилль)

4. Образование делает хорошего человека лучше, а плохого – хуже. (Т. Фуллер)

5. Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует. (В.О.Ключевский)

9. Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан. (И. Этвеш)

10. Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными. (М. Монтень)