Задание №1.
Преимущества индивидуальной фирмы:
- легко учреждается;
- свобода действий;
- существенные стимулы к эффективной деятельности.
Недостатки индивидуальной фирмы:
- ограниченность финансовых средств;
- трудности совмещения функций контроля и управления;
- полная финансовая ответственность.
ООО «Газпром»
Факторы производства – это ресурсы, вовлеченные в процесс производства.
Принято выделять четыре основных фактора производства.
Первый фактор – труд – человеческие способности умственного или физического характера, которые требуются при производстве.
Второй фактор – земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.
Третий фактор – капитал – произведенные человеком средства производства, непосредственно задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:
Физический капитал – оборудование, специальные постройки, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.
Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства.
Помимо выше представленной классификации существует разделение капитала на основной и оборотный. Основной капитал используется в производстве продолжительное время; например, оборудования или здания. Затраты на такой капитал возмещаются постепенно, и, как правило, достаточно долго. Оборотный же капитал характеризуется быстрым возмещением затрат на него и расходованием в течение всего лишь одного цикла производства; например, энергетические ресурсы, финансовые инструменты.
Четвертый фактор – предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, т.е. обладать определенными способностями:
Умение идти на риск
Способность к принятию решений
Умение брать ответственность за принятые решения
Восприимчивость к нововведениям
Каждый фактор производства создает определенный факторный доход:
Фактор производства | Факторный доход |
Труд | Заработная плата |
Земля | Рента |
Капитал | Процент |
Предпринимательство | Прибыль |
Помимо прочего, в экономике существуют также нематериальные (или альтернативные) факторы производства:
Информация – сведения, способствующие максимально выгодному производству.
Научно-технический уровень производства.
Уровень нравственности и состояние культуры в стране.
Задание №2.
Первое, зачем нужен прогноз, - постановка целей.
Одни компании ставят целью увеличить доходы, другие - повысить количество сделок, а третьи - перехватить клиентов у конкурентов. Не будем в рамках этой статьи подробно описывать способы постановки целей. Предложим лишь некоторыеметодики.
1. SMART. Цель должна быть Specific (конкретной), Measurable (измеримой), Attractive (привлекательной), Realistic (реалистичной), Time framed (определенной во времени).
2. Принцип ВОДКИ (своего рода SMART по-русски). Цель должна быть Вдохновляющей, Ограниченной по времени, Дерзкой, но достижимой, Конкретной, Измеряемой.
3. Критерии ЧИРКОРЯ. Цель должна быть Четкой, Измеримой, Реалистичной, Конкретной, Определенной во времени и пространстве, сформулированной в терминах Результата, на Языке исполнителя.
Второе, зачем нужен прогноз, - для расчета необходимого человеческого ресурса для достижения цели.
Любой отдел продаж - это прежде всего люди. Люди, которые зарабатывают на «хлеб с маслом» и себе, и смежным подразделениям, и собственникам компании. А сколько человек необходимо для выполнения плана продаж? Садимся и считаем, опираясь на количество клиентов, период контакта с каждым из клиентов, время на реактивную деятельность и т.д. Главное - помните, что без укомплектованного отдела продаж шансы реализовать намеченные планы снижаются.
Пример 1
Расчет численности отдела продаж.
Допустим, компания сотрудничает с 500 клиентами, которые разбиты на группы (А, B, С). Для каждой группы установлен стандарт периодичности контактов с клиентами:
Группа А - 1 посещение в 2 недели + 1 звонок в 2 недели. Требуется 30 мин на визит + 30 мин на дорогу + 10 мин на телефонный разговор.
Группа В - 1 посещение в месяц + 1 звонок в месяц. Требуется 20 мин на визит + 20 мин на переезд + 10 мин на телефонный разговор.
Группа С - 1 звонок в месяц, 10 мин на разговор.
Допустим, база поделена следующим образом.
Клиентов группы А - 50 чел.
Клиентов группы В - 150 чел.
Клиентов группы С - 300 чел.
Таким образом, на клиентов группы А мы тратим: 50 клиентов x (2 визита в месяц x 60 мин + 2 звонка в месяц x 10 мин) = 7000 мин (117рабочих часов).
На клиентов группы В мы тратим: 150 клиентов x (1 визит в месяц x 40 мин + 1 звонок в месяц x 10 мин) = 7500 мин (125 рабочих часов).
На клиентов группы С мы тратим: 300 клиентов x 1 звонок в месяц x 10 мин = 3000 мин (50 рабочих часов).
Таким образом, на общение с клиентами в месяц уходит: 117 ч (гр. А) +125 ч (гр. В) + 50 ч (гр. С) = 292 ч.
Допустим, после вычета времени на внесение в базу данных, выписку документов, планерки и т.д. у специалиста остается 5 рабочих часов в день для непосредственной работы с клиентами (5 ч в день x 21 рабочий день = 105 активных часов в месяц).
Получается, что данной компании необходимо:
292 /105 = 2,8 (~ 3 специалиста для работы с 500 клиентами).
Третье, зачем нужен прогноз продаж, - управление складскими запасами. Не имея прогноза продаж, мы либо будем находиться в ситуации дефицита товара, либо в ситуации избытка складских запасов. И в первом, и во втором случае мы теряем деньги.
Четвертый фактор - это мобильность. В случае работы на нескольких рынках прогноз продаж позволяет заблаговременно передислоцировать усилия на необходимый рынок, тем самым снизив риски и издержки сезонного спада или подъема продаж.
Задание №3.
Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.
Экономическое понимание издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Экономические издержки (альтернативные) — это издержки упущенных возможностей, они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затраченных ресурсов. Экономические издержки состоят из издержек явных и неявных.
Экономические издержки = явные + неявные
Явные издержки представляют собой альтернативные издержки, которые принимают вид прямых или денежных платежей за производственные ресурсы. Примером могут быть следующие выплаты: проценты банкам, заработная плата, денежные гонорары, плата поставщикам за произведенную продукцию и подрядчикам за оказанные услуги, оплата по доставке транспортным организациям и т. д. Явные издержки не ограничивают пределы издержек, несущих предприятием.
Неявные издержки (внутренние) (implicit costs)– это затраты фирмы, связанные с использованием собственных ресурсов. Неявные издержки количественно равны тому доходу, который фирма могла бы иметь от продажи или сдачи в аренду собственных ресурсов.
Задание №4.
Источники средств для создания бизнеса:
— у инвесторов — людей со сбережениями, надеющихся получить в твоём бизнесе доход выше, чем в банке по депозитам, и вкладывающих деньги в обмен на часть собственности фирмы (Венчурный фонд выделил 20 млн. р. на разработку проекта по созданию обучающего интернет-портала «Демон»);
у кредиторов — в банках, дающих деньги в долг на срок и под проценты и требующих в обеспечение (залог) твоё имущество, которое они смогут продать, если ты окажешься не в состоянии долг вернуть (Иванов И.И. взял кредит 10 млн. р. в банке для открытия семейного
ресторана в г. Барнаул);
— у себя самого — т.е. потратить на создание своего бизнеса те деньги, которые удалось скопить «на чёрный день» (Тихомирова В.В. в течение 5 лет копила деньги на открытие швейной мастерской. В результате ей удалось накопить 3 млн., которые она потратила на
создание фирмы «Ангел»).
Задание №5.
Молодой предприниматель рискует своим имуществом, так как он заключает кредитный договор с банком, по которому он обязан полностью выплатить кредит. Если он этого не делает, то банк подаёт в суд, который накладывает юридическую ответственность в форме возмещения убытков. В том случае, если у предпринимателя нет наличных денег, судебные приставы в счёт погашения долга могут изъять личное имущество. В случае когда предприниматель сумел накопить деньги, он рискует только ими, а не собственным имуществом.