СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответственность в гражданском праве. Защита прав потребителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско–правовая ответственность это ответственность, которая возникает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в гражданском праве. Ее применение становиться важным тогда, когда происходит нарушение прав конкретного субъекта, в том числе потребителя.

Просмотр содержимого документа
«Ответственность в гражданском праве. Защита прав потребителей.»

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

Центр среднего специального и профессионального образования

Управление среднего специального и профессионального образования г.Ташкента

2 академический лицей при ТУИТ

















Разработка открытого урока по курсу правоведение

тема «Ответственность в гражданском праве.   Защита прав потребителей.»







Выполнила преподаватель

Свиридова И.А.





 Тема урока:

 Ответственность в гражданском праве.   Защита прав потребителей.

Образовательная цель: Формирование правовых знаний, умений и навыков в области защиты прав потребителей.

 Развивающая цель: формирование правосознания учащихся. Выработка умений и навыков разрешения тех жизненных ситуаций, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни.

 Воспитательная цель: формирование правовой культуры личности, воспитание законопослушного гражданина.

 Тип учебного занятия: урок изучения нового материала, совершенствования умений и навыков.

 Вид урока: смешанный.

 Прогнозируемый результат: усвоение понятий: потребитель, права потребителя и способы защиты прав потребителя.

 Оборудование урока: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.
Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.

           В рамках данной темы будут использованные следующие педагогические технологии:

  • медиаобразование (направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерности массовой коммуникации, это овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий)

  • мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью используются следующие приёмы:

  • рассказ- предположение по ключевым словам;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки.

  • Демонстрация учителем наглядного материала, сопровождающаяся рассказом. Работа со схемами, опорными плакатами. (Учитель демонстрирует учебный материал при помощи рисунков, схем, графиков. Рассказ сопровождается объяснением учебного материала, отдельных, наиболее трудных (с точки зрения учителя моментов.)

  • приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

- деловая игра «Защита прав потребителя»

- использование проблемного метода обучения (Действия учителя, направленные на активизацию мышления учащихся для решения проблемы. Индивидуальные или групповые карточки с проблемным заданием. Тесты с открытыми вопросами).

                               

                                              План урока.

1.Организационнный момент.

2.Проверка домашнего задания. Вопросно-ответная беседа и решение задач.

3.Вывод

4.Новая тема:

  1. объяснение учителя;

  2. записи в тетрадь;

  3. Викторина “Можешь ли ты защитить права сказочных героев?”.

  4. Игра «права потребителей»

  5. Презентация с использованием закона «О защите прав потребителей»

  6. решение задач на закрепление полученных знаний;

  7. запись в тетрадь типовой досудебной претензии;

  8. решение задач на закрепление изученного материала;

  9. Сценка «Сказка о защите прав потребителей»

5.Обратная связь. Что нового вы узнали на уроке?

6.Выводы.

7. Оценка работы учащихся на уроке.

8. Домашнее задание.

 

                                        Ход урока.

 

  1. Организационный момент: проверка присутствующих, психологический настрой.

  2.  Проверка домашнего задания, активизация и коррекция опорных знаний по пройденному материалу, Вопросно-ответная беседа

а) Какие отношения регулирует гражданское законодательство?

б) Дайте определение собственности.

в) В чем состоят правомочия собственника?

г) Как практически мы можем использовать право собственности?

д) что такое сделка?

Учитель: рассмотрим некоторые виды сделок.

Задание учащимся: из сборника задач по гражданскому праву, решите задачи. определите: 1)вид сделки; 2)ответьте на вопрос к задаче; 3) определите, какая из них будет признана  недействительной и почему?

Вопросы учащимся: какие правовые последствия возникают в результате  заключения сделки?

Что такое обязательство?

Какие способы обеспечения обязательств вы знаете?

Дайте определение терминам: штраф, пеня, залог, заклад, ипотека.

 Сделайте вывод из сказанного.

Учитель: Любая сделка порождает обязательство и налагает  ответственность за ее не невыполнение или ненадлежащее выполнение. Сегодня мы продолжим говорить об  этом.

Тема сегодняшнего урока: Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей.

Запись в тетрадь. Гражданско–правовая ответственность это ответственность, которая возникает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в гражданском праве. Ее применение становиться важным тогда, когда происходит нарушение прав конкретного субъекта, в том числе потребителя.

Вопрос учащимся: кто такой потребитель?

Запись в тетрадь. Потребитель – это гражданин, который покупает товар и пользуется услугами, работами в целях личного потребления или использования в личном хозяйстве.

Учитель. Каждый из нас является потребителем, но знаем ли мы свои права? Как следует поступить, если товар, купленный нами оказался некачественным? Как поступить, если услуги выполнены ненадлежащим образом?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нужно рассмотреть закон «О защите прав потребителей» от 1996г. Он регулирует отношения, возникающие между потребителем и тем, кто эти услуги оказывает.

Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

Викторина “Можешь ли ты защитить права сказочных героев?”.

Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона “Основные права потребителя ” гласит: потребители имеют право на: получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) ; свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги); безопасность товара (работы, услуги)

Ст. 6 “Информация о товарах” гласит: Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах).

Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 18 “Право потребителя на обмен товара надлежащего качества ” гласит, что Потребитель вправе в течение десяти дней со дня покупки обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, где он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже - получить денежную компенсацию.

Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 4 “Основные права потребителей ” гласит, что Потребители имеют право на: получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце);свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги);безопасность товара (работы, услуги);возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца)

Ответ: ст. 20 Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара (работы, услуги), а также применения материалов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений или иных средств, не обеспечивающих безопасность жизни, здоровья или имущества потребителя, подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем).

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем, исполнителем) или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он наступил в течение предусмотренного нормативной документацией срока службы (годности), а если он не установлен, - в течение десяти лет с момента изготовления товара (принятия работы, услуги).

Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки.

 Основные понятия, применяемые в Законе о защите прав потребителей:

В указанном Законе применяются следующие понятия:

Потребитель – гражданин(физическое лицо), приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товар или работу, услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли.

Изготовитель – предприятие, организация, учреждение или индивидуальный преприниматель, производящие товар для реализации потребителю.

Исполнитель – предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю по договору в бытовой, жилищно-коммунальной, ремонтно-строительной, транспортной и других сферах обслуживания.

Продавец – предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, реализующие товар потребителю по договору купли-продажи.

Договор – устное или письменно соглашение между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) о качестве, количестве, сроках, цене и других условиях, согласно которым осуществляется купля-продажа товара, выполняется работа и оказывается услуга.

Товар – продукт деятельности изготовителя, в том числе импортный, предназначенный для продажи потребителю по договору.

Нормативная документация – стандарты, другие приравненные к ним документы(строительные нормы и правила, государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства и другие), технические условии, технические описания, рецептура и иные документы, содержащие обязательные требования к качеству и безопасности товара(работы, услуги).

Безопасность товара(работы, услуги) – отсутствие риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу потребителя и окружающей среде при обычных условиях потребления, использования, хранения, транспортировки или утилизации товара, а также использования результатов работы или услуги.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям нормативной документации, условиям договора либо обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным использование товара (работы, услуги) по целевому назначению либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени.

Гарантийный срок – установленный нормативный срок (в месяцах) или в виде наработки (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которого изготовитель (исполнитель) гарантирует и обеспечивает выполнение предусмотренных нормативной документацией требований к качеству товара (услуги) при выполнении правил эксплуатации.

Срок службы – определенный период пользования товаром, по истечении которого его эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния.

Срок годности (сохранности) – период времени, в течение которого товар пригоден к использованию и по истечении которого может представлять опасность для жизни и здоровья людей.

Кассовый чек – документ, удостоверяющий покупку товара или оплату работы (услуги), в котором указана стоимость товара (работы, услуги), дата оплаты и номер кассового аппарата.

Товарный чек - документ, удостоверяющий покупку товара или оплату работы (услуги), в котором указана стоимость товара (работы, услуги), дата оплаты и информация о наименовании и местонахождении продавца.

Учитель: У вас на столах лежат фишки 3-х цветов: красный будет обозначать нет, зелёный –да, жёлтый – иногда.  Я вам буду задавать вопросы, а вы поднимайте фишку соответствующего цвета

 1. Приходилось ли вам приобретать некачественный товар?

2. Знаете ли вы, куда нужно обращаться в случае покупки некачественного товара?

3. Как часто вам приходилось обращаться в организации по защите прав потребителей?

4. Интересуетесь ли вы при покупке товара, кем он произведен, требуете сертификат качества?

5. Всегда ли вы обращаете внимание на срок годности товара?

6. Можете ли вы назвать себя «грамотным покупателем»?



Учитель: А теперь давайте проведем деловую игру по теме

Ход игры.



Учитель: В последние годы в нашем обществе произошло то, что можно назвать «возращением блудного сына». На нас обрушился шквал понятий: бизнес, биржа, брокер, маркетинг, инфляция… Все они порождены таким феноменом в экономике и обществе, как рынок.



Что такое рынок?



В самом обобщенном виде рынок – это форма экономического обмена. Если обмен носит свободный характер, специалисты говорят о рыночной экономике.

Рыночная экономика имеет и плюсы, и минусы. Самым большим недостатком рыночной экономики является то, что ориентируется на тех, у кого есть деньги. Однако только рыночная экономика на сегодняшний день наиболее полно может удовлетворить потребности покупателя, который стремится приобрести товар по возможности хорошего качества и … желательно дешевле.

Товары не всегда бывают качественными, продавцы – вежливыми, поэтому на помощь приходит государство, которое вводит специальные законы.

Основным правовым законом, стоящим на страже законных интересов покупателя является ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ».

Однако, мало знать о существовании закона - необходимо уметь его применять в различных ситуациях.

С этой целью мы проводим игру.



В нашей игре участвуют 3 команды, которые должны выбрать себе названия.

Таблички: ПОТРЕБИТЕЛИ

ИЗГОТОВИТЕЛИ

ПРОДАВЦЫ.

Учитель: Потребитель, изготовитель, продавец – это основные понятия, используемые в Законе «О защите…».

ВОПРОС: Кого можно в условиях рыночной экономики назвать потребителем, изготовителем, продавцом?



(учащиеся объясняют название своих команд).



Учитель: Наступило время первого конкурса. По традиции – это разминка (блиц-турнир). Командам предлагаются вопросы, на которые они должны ответить.



  1. Продукт труда, произведенный для продажи. (Товар).

  2. Особый товар, который приравнивается к другому товару и служит измерителем его ценности. (Деньги).

  3. Полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо потребность людей. (Потребительская стоимость).

  4. Способность вещи обмениваться в определенных количествах на другие вещи. (Меновая стоимость).

  5. Общественный труд, который затрачивается на производство и реализацию товара и обнаруживается посредством обмена. (Стоимость).

  6. Какая стоимость у часов, сделанных из металла и из пластмассы одинаковая? (Потребительская).

  7. Коммерческая пропаганда потребительских свойств товара. (Реклама).

  8. Денежное выражение стоимости товара. (Цена).

  9. Продажа товаров населению в торговых предприятиях. (Розница).

  10. С какого момента наступает гарантийный срок товара? (С момента передачи товара потребителю).

  11. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

  12. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

  13. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).



Учитель : Предлагаем учащимся эпизод из жизни покупателей и продавцов. (См. приложение №1).

Ответ: Покупатель не сможет обменять обувь, т.к. не сохранил чек на него.

В этом эпизоде проявились характерные черты потребителей и продавцов. Кто прав? На этот вопрос помогает ответить закон, который устанавливает для потребителей особые права, а для изготовителей и продавцов определенные обязательства. Какие? Вам не трудно будет с этим вопросом разобраться самостоятельно.

Конкурс второй.

(Учащимся предлагаются тексты с пропущенными словами. См. приложение №2).

После выполнения задания команды зачитывают то, что у них получилось, и сдают работы членам жюри.

Учащиеся знакомятся с основными правами потребителей (плакаты на доске).

Учитель: К сожалению, иногда потребители злоупотребляют своими правами. Конкурс третий.

Вам предложены ситуации, которые вы должны объяснить, разрешить, пояснить. Кто прав, кто виноват?



(Предлагаются ситуации. См. приложение №3. После выполнения работы зачитываются и сдаются в жюри).



Вопрос: Что определяет выбор потребителя?

Предпочтения

Цена

Средства

Реклама

Учитель: Конкурс четвертый. Вы владельцы фирмы, которая переживает не лучшие свои времена. Чтобы изменить ситуацию, вы решили ввести новую рекламную политику.

(Учащиеся показывают домашнее задание – «рекламные ролики»).

Жюри подводят итоги.



Учитель: Будем надеяться, что наша игра поможет вам в дальнейшем стать более грамотными потребителями. Спасибо за участие.



Приложение №1.



Торговый день в большом универмаге в разгаре. В отделе обуви назревает скандал. Покупатель пытается объяснить продавцу, почему возвращает пару ботинок: краска на них местами осыпалась. «Но вы же их уже носили!»- возмущается продавец. «Ну и что, - отвечает покупатель, - я же не знал, что они плохого качества». «Хорошо, давайте ваш чек»,- сдается продавец. «Какой чек? Зачем?»- удивляется покупатель. «Прошу меня простить, - вежливо говорит продавец, - но я не имею права принимать от вас покупку …»



Приложение №2.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА.



Закон РУз «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между ________ и ___________, исполнителями, ______________ при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает ______________ потребителей на приобретение ________________

(работ, услуг) надлежащего _________________ и безопасных для ______________ и ______________ потребителей, получение _________________ о товарах (работах, услугах) и об их _______________ (исполнителях, продавцах), просвещение, _______________ и _______________ защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.





СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: Государственная

Потребители

Информация

права

Изготовители

Качество

Продавцы

Жизнь

Здоровье

Товары

общественная





Приложение №3



У Акбара сломался калькулятор, который он купил полгода назад. Акбар решил исправить поломку. Он взял отвертку, развинтил калькулятор и стал искать причину неисправности. Увлекшись работой, он не заметил, как отвинтил какой-то маленький винтик, залитый сверху красной краской. Исправить неполадку не удалось. Тут он вспомнил, что на калькулятор была годовая гарантия. Акбар снова собрал машинку и понес ее в магазин, где эксперт установил, что виновен в поломке завод-изговитель.

СМОЖЕТ ЛИ ОБМЕНЯТЬ АКБАР СВОЙ КАЛЬКУЛЯТОР НА НОВЫЙ? Поясните ответ.



Махмуд купил радиотелефон. Через некоторое время он перестал работать, и Махмуд обратился магазин. Эксперты магазина сообщили, что причина поломки – нарушение правил эксплуатации. В помещении, где хранился телефон, слишком большая влажность, а значит, ремонт телефона будет произведен за счет потребителя. Махмуд объяснил, что покупал телефон специально, чтобы пользоваться им в ванной комнате. Но в инструкции по эксплуатации не было информации о запрете использовать телефон в помещениях с повышенной влажностью.

КТО ДОЛЖЕН ОПЛАТИТЬ РЕМОНТ ТЕЛЕФОНА? Почему?



Сергей заказал в обувном ателье ботинки с очень острыми мысками (о чем был заключен договор). Спустя оговоренное время мастер вручил ему готовые ботинки прекрасного качества, однако их мыски были тупее, чем заказывал Сергей. На этом основании Сергей отказался брать ботинки. Мастер пригрозил ему судебной ответственностью за невыполнение договора (отказ уплатить деньги за качественно выполненную вещь).

ПРАВ ЛИ МАСТЕР? Поясните ответ.



Презентация  с использованием закона «О защите прав потребителей»

 Закрепление  нового материала.  Решение задач.

В заключение предлагается шуточная сказка.

(Посвящается потребителям).

Автор:

Яга на лавочке сидела,
Яга на улицу глядела,
То пела, то молчала,
То головой качала.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

Леший в гости к ней пришел,
Леший разговор завел:

Леший:

Ой, беда у нас, Карга!
Разорились мы дотла.
Пенсию не получаем,
И в кармане пустота.

Яга:

Нужно что-то предпринять.
Во! Предпринимателями стать!

Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

Яга:

Вот уж неуч, вот беда!
Слушай, Леший, ты сюда.
Дело мы с тобой откроем:
Ты – помощник, я – глава.

Леший:

Что за дело? Не пойму.
Научи меня уму.

Яга:

Мы откроем лавочку
По продаже чая.
Деньги заработаем
Быстро, отвечаю.
Веток наломаем,
Листиков насушим,
Быстро все смешаем,
Можно даже кушать.

Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

Автор:

В лес пошли предприниматели,
Наломали дров приятели,
Листьев ворохи набрали
И в коробки паковали.

Яга и Леший:

Подходи, народ, купи!
Чай наш новый посмотри!
В нем вся кладезь витаминов,
Завари и оцени.

Лиса: Милый, чая мне возьми!

Леший: Не скупись, братан, бери!

Волк:

Вот мотовка, вот достала!
Ладно, милая, купи!

Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…

Лиса:

Ой, - Лиса вскричала громко. –
Ты, волчок, мне помоги!
Ой, в живот стрельнуло больно,
И в глазах одни круги.

Волк:

Дорогая, потерпи!
Дорогая, не кричи!
Скорая сейчас приедет!
Потерпи же, потерпи!

Автор:

Вот пришел к ним птица-грач,
Он отличный был ветврач.
Спинки им он всем послушал
И в рецепте написал:

Грач:

Воду пить с сертификатом,
Чай приобретать со знаком
“Качество” его зовут
И гласит он там и тут:

Знак “Качество”:

В руки ты товар бери,
Этикетку рассмотри.
Там название предприятия,
Адрес, факс и телефон.
Номер ГОСТа, номер партии
И, конечно, годен до…
Если пачка протекает
Или криво там и тут,
Неизвестно кто хозяин,
Где искать и как зовут,
Позвони в госторгинспекцию,
О подделке расскажи.
Специалисты вам помогут
И виновных враз накажут,
Предприятие закроют,
Не творите безобразие.

Все:

Будьте грамотны!
Будьте бдительны!
Дети, лицеисты
И их родители!

Вопрос учащимся: Что нового вы узнали на  уроке?

Вывод: Наш урок подтверждает, что законы существуют для нашей защиты.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание. Написать досудебную претензию.

 



Как правильно жаловаться: пишем претензию

Если с продавцом (изготовителем, исполнителем) возникает спор (а у кого он не возникал?), то все переговоры следует вести только в письменном виде. При разбирательствах именно письменные свидетельства становятся вашим самым весомым аргументом.

Возьмем конкретную, довольно простую, с точки зрения закона, ситуацию.

Махмуд Махмудович Махмудов решил купить себе новую электробритву. Он зашел в техноторговый центр, предлагавший широкий ассортимент различных моделей бритв. Мухитдину Мухитдиновичу приглянулась одна модель, и после долгих раздумий он оформил покупку. На бритву был установлен гарантийный срок 1 год. Через 7 месяцем в бритве выявился дефект, и она перестала работать.

Конечно, в таком случае Мухитдин Мухитдинович мог бы прийти в магазин и устроить там грандиозный скандал, но это не наши методы. Тем более что таким образом едва ли можно чего-то добиться. Трезво оценив ситуацию, наш герой решил в письменной форме обратиться к продавцу, написав претензию. На его примере научимся делать это и мы. Итак, достаем ручку и бумагу, либо запускаем "Word", кому как больше нравится :-) .

Начинаем с "шапки", где указываем полное наименование продавца и его адрес, затем указываем свои фамилию, имя, отчество и координаты. Юридический адрес продавца должен быть размещен на его вывеске.

Далее идет основная часть, где следует кратко изложить сложившуюся ситуацию и аргументировано выдвинуть свои требования. Можно указать срок рассмотрения претензии и сообщить о возможных последствиях её игнорирования. К претензии стоит приложить копии чека, гарантийного талона и технического паспорта (если позволяет его объем). В конце обязательно ставим дату и подпись.

Посмотрим, что у нас получилось:



Директору фирмы "Моя техника",
находящейся по адресу:
г.Ташкент, Юнусабадский район, ул. Боги шамол д.112.
От Мухитдинова Мухитдина Мухитдиновича,
проживающего по адресу:
г.Ташкент,Юнусабад кв.17 д.18, кв.19
тел. 223-37-58.

Претензия.

15 ноября 2010 г. в Вашем магазине мною была приобретена электробритва "Kornex ER-432" за 40000 сум. На неё был установлен гарантийный срок продолжительностью 1 год.

18 июня 2015 г. в электробритве обнаружился недостаток. В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" прошу устранить выявленный дефект.

Мою претензию прошу рассмотреть в течение 7 дней. В случае игнорирования моих требований оставляю за собой право обратиться в суд, где намерен требовать также возмещения морального вреда.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Копия чека
Копия гарантийного талона
Копия технического паспорта

дата
подпись





Тесты по Закону РУз « О защите прав потребителей».





1. Потребителем является:

1. Организация, приобретающая товары для личных или бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли;

  1. Гражданин, приобретающий товары для личных, семейных, домашних, иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

  2. Все вышеперечисленное.

 

2. Какие требования к продавцу может предъявить потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества.

  1. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения   расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  2. Соразмерного уменьшения покупной цены;

  3. Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

  4. Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  5. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

  6. Все вышеперечисленное.

 

3. Какие требования потребитель может предъявить при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

  1. Безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

  2. Соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

  3. Безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

  4. Возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

  5. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.

  6. Все вышеперечисленное.

 

4. Условия замены потребителем товара надлежащего качества у продавца, у которого этот товар был приобретен.

  1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

  2. В течении семи дней, не считая дня его покупки.

  3. Если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек.

  4. Все вышеперечисленное.

 

5. Кто осуществляет доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограмм для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю?

  1. Потребитель.

  2. Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или импортер).

 

6. Пропал продавец, какие требования может предъявить потребитель изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

  1. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  2. Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

  3. Возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

  4. Все вышеперечисленное.

7. Что необходимо предпринять продавцу, когда возникает спор о причинах возникновения недостатков товара?

    1. Провести проверку качества;

    2. Провести экспертизу товара;

    3. Все вышеперечисленное.

8.  Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), при отсутствии гарантийного срока.

  1. В разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы;

  2. В разумный срок в пределах пяти лет со дня принятия выполненной работы;

  3. В разумный срок в пределах десяти лет со дня принятия выполненной работы.

10.Как вправе поступить потребитель, если исполнителем нарушены      сроки выполнения работы или оказания услуги?

  1. Назначить исполнителю новый срок;

  2. Поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

  3. Потребовать уменьшение цены за выполнение работы (оказание услуги);

  4. Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

  5. Потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

  6. Все вышеперечисленное.

11.  Кем определяются сроки наступления сезонов в отношении сезонных товаров?

  1. Правительством РУз;

  2. Субъектом РУз;

  3. Продавцом товара самостоятельно.

 12.  Иски в защиту прав потребителей предъявляются в суд:

 

  1. По месту жительства.

  2. По месту нахождения ответчика.

  3. По месту причинения вреда.

  4. Любой из перечисленных выше.



 13.  Размер компенсации морального вреда определяет:

  1. Суд.

  2. Потребитель.

  3. Продавец.

  4. Установлен законодательством.

14.  Подав исковое заявление, в какой роли выступает потребитель?

  1. Ответчик.

  2. Свидетель.

  3. Эксперт.

  4. Истец.



15. Органы местного самоуправления вправе:

  1. Рассматривать жалобы потребителей, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового или иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей, анализировать договоры, заключаемые продавцами (изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей.

  2. Рассматривать  жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты прав потребителей, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

  3. Рассматривать жалобы потребителей, приостанавливать или прекращать продажу товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре, обращаться в суд в защиту прав потребителей.



16. Общественные объединения потребителей вправе:

  1. Проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.

  2. Проверять деятельность хозяйственных субъектов, действующих на потребительском рынке.

  3. Вправе осуществлять контроль соблюдения законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.



17.  Подлежат ли обмену качественные продукты питания ?

1.   Да, в течение 14 дней.
2.   Да, в течении 2 лет.
3.   Нет.

 

18.  В какие сроки продавец должен возместить расходы за экспертизу и вернуть деньги за некачественный товар.

  1. В течении 14 дней.

  2. В течении 10 дней.

  3. В течении  7 дней.



19.  В магазине куплены обои. После окончания ремонта остался 1 рулон обоев. Фабричная упаковка сохранена. Чеки имеются. После покупки прошло 17 дней. Можно ли вернуть рулон обоев в магазин.

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Возможно в течении 2-х лет.



20.  Потребитель купил комплект постельного белья, но пододеяльник не подходит по размеру. Можно ли его обменять.

  1. Да, в течение 14 дней.

  2. Нет.



21.  Потребитель купил 3.5 метра ткани, в ателье сказали, что этого мало нужно 4 метра. Обратился в магазин с просьбой обменять товар, но было отказано. Правильно, что было отказано?

  1. Правильно.

  2. Неправильно.

  3. Можно сдать товар в течение 14 дней.



22 .Потребитель купил жене золотое кольцо, оно не подошло по размеру. Можно ли обменять кольцо? 

  1. Да, в течение 14 дней.

  2. Нет.

 

23.   Потребитель заказал пошив штор в ателье. Стоимость услуги   пошива составила 30000 сум. Сроки изготовления заказа были просрочены на 2 месяца.  Потребитель требует уплатить неустойку в размере 50000 сум.  Правильно ли это?

  1. Да.

  2. Нет, сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать общую цену заказа.

 

24.   Потребитель купил импортный фен, через несколько месяцев он сломался, гарантия на 1 год. Утерян чек на товар. Можно сдать товар в магазин?

  1. Возможно.

  2. Невозможно.



25. Потребитель по Интернету купил плазменный телевизор. Продавцом при продаже была предоставлена вся необходимая  информация. Телевизор не подошел по размеру, возможно ли вернуть данный товар продавцу.

 1.  Нет, невозможно.

3.Возможно в течении 14 дней.

4.Возможно в течении  7 дней.

5.Возможно в течении 3 месяцев.



24