МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Красночикойский филиал
ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
ОУДБ 10. География
Методические указания
по выполнению практических работ
для студентов 1 курса
2019г.
Автор: Тароева М.Н.– преподаватель Красночикойского филиала
Методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Содержат задания согласно программе ОУДб.10. География
Введение
Практические работы составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «География». Практические работы направлены на обобщение, систематизацию, закрепление знаний; формирование умений применять полученные знания на практике; развитие общих компетенций: организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск необходимой информации. Специфика географии как учебной дисциплины предполагает обязательную практическую деятельность на занятии, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Выполнение практических работ вносит существенный вклад в формирование географической культуры обучающихся: умений называть, показывать, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать, оценивать, прогнозировать; способствует качественному обучению географии.
Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ подразумевает не только передачу обучающимся определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельного поиска информации.
Цель сборника практических работ - формирование знаний о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства; усиление практической направленности занятий географии; изучение географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве; развитие у обучающихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
Сборник содержит восемь практических работ по основным разделам курса: «Источники географической информации», «География населения мира», «География мировых природных ресурсов», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Россия в современном мире», «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».
По каждой практической работе поставлена цель ее проведения, указаны необходимые обеспечивающие средства, определена последовательность выполнения заданий, предложены контрольные вопросы для закрепления знаний.
При разработке практических работ устанавливается взаимосвязь с теоретическим материалом учебной дисциплины.
Требования к работе в контурных картах
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и группу.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
1. Перечень практических работпо дисциплине ОУДб.06. География
Раздел 1. Источники географической информации– 1 час.
Тема 1.1.Источники географической информации
Практическая работа№1
Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление картосхем, отражающих различные географические явления и процессы..- 1 час
Раздел II. Политическая карта мира – 1 час.
Тема 2.1.Современная политическая карта мира
Практическая работа №2
Ознакомление с политической картой мира.Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.– 1 час
Раздел III. География мировых природных ресурсов – 1 час
Тема 3.1.Природные ресурсы земли, их виды
Практическая работа №3
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.– 1 час
Раздел IV. География населения мира– 1 час
Тема 4.1. Население мира
Практическая работа №4
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.- 2 час
Раздел V. География мирового хозяйства– 1 час
Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Практическая работа №5
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.– 2 час
Практическая работа № 6
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.- 2 ч.
Раздел VI. Регионы мира – 1 час.
Практическая работа № 7
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.– 2 час
Раздел VII. Россия в современном мире– 1 час.
Тема 7.1. Россия в современном мире
Практическая работа № 8
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.– 2 час.
Раздел VIII. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества– 1 час
Тема 8.1 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Практическая работа №9
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. – 1 час.
Методические указания по выполнению практических работ
Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:
• задания выполнены правильно и в полном объеме;
• студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
• работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.
3. Задания для практических работ
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1.1. Источники географической информации
Практическая работа №1
Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление картосхем, отражающих различные географические явления и процессы
Цель занятия:составлять картосхем,отражающих различные географические явления и процессы.
Задание:ознакомиться с разными видами географических карт и составить картосхемы по предложенным процессам и явлениям.
Ход работы:
1. Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карт.____________________________________________________
2. На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.
3. Используя атлас, форзацы учебника Максаковского В.П. ”Экономическая и социальная география мира”, выпишите в тетрадь названия стран, входящих в первую десятку по численности населения. Нанесите на контурную карту границы этих стран, подпишите их столицы.
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные источники географической информации.
2. Охарактеризуйте географическую карту как основной источник географической информации.
3. Какие виды карт бывают?
4.Назовите современные и традиционные методы географических исследований.
Раздел II. Политическая карта мира
Тема 2.1.Современная политическая карта мира
Практическая работа №2
Тема: Ознакомление с политической картой мира. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития
Цель занятия:ознакомление с политической картой мира, формирование знаний учащихся о социально-экономической типологии (дифференциации) стран мира, умений и навыков в составлении классификационных таблиц.
Задание:ознакомиться с политической картой мира, составить тематическую таблицу, характеризующую типы стран по социально-экономическим показателям.
Ход работы:
1. Используя политическую карту мира, форзац учебника, запишите названия первых пять стран по площади территории и по численности населения. Подпишите их столицы.
2. Заполните таблицу:
Типологическая группа | Краткая социально-экономическая характеристика | ВВП, млн.долл. США ВВП/чел., долл. США | Примеры стран |
| | | |
Сделайте вывод о размещении стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
Выполните тест:
А1.Какой буквой на политической карте мира обозначено государство Ангола?
1)А 2)Б 3)С 4)
A2. Какое из перечисленных государств по форме правления является республикой?
1)Швеция 2) Франция 3) Таиланд 4) Испания
А3. Государство Таиланд расположено ?
1) Африке 2) Азии 3) Латинской Америке 4) Океании
А4.Выберите строку, где перечислены внутриконтинентальные страны Азии?
1)Бутан, Непал, Мьянма, Пакистан
2)Нигер, Эфиопия, Лесото
3)Туркмения, Непал, Афганистан
А5.Какая из перечисленных стран имеет федеративное устройство?
1)Япония 2)Китай 3)Индия 4)Индонезия
А6.Какая страна расположена в Северной Африке?
1)Кения 2)Танзания 3)Тунис 4)Сомали
А7.Какая из перечисленных стран относится к развивающимся странам?
1)ЮАР 2)Польша 3)Китай 4)Канада
А8.К новым индустриальным странам относится?
1)Малайзия 2)Непал 3)Вьетнам 4)Иран
А9.В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?
1)Норвегия 2)Украина 3)Индия 4)Нигерия
А.10. С какой из перечисленных стран граничит Россия?
1)Эстония 2)Словакия 3)Молдавия 4)Венгрия
А11.Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК?
1).Индия 2)Нигерия 3)Эфиопия 4)Россия
А12.Форма административно-территориального устройства такая же ,как в
1)Чехии 2)Польше 3)Италии 4)Бразилии
А13.Какая из перечисленных стран не относится к региону ,,Ближний Восток,,
1)Кипр 2)Иран 3)Израиль 4)ОАЭ
А14.Какая страна расположена в Центральной Америке?
1)Венесуэла 2)Панама 3)Перу 4)Эквадор
А15.Какая из перечисленных стран является членом НАТО?
1)Аргентина 2)Норвегия 3)Швеция 4)Швейцария
В1. Установите соответствие между типом страны и страной, относящейся к данному типу
| ТИПЫ СТРАН | | СТРАНА |
1) | наименее развитые | А) | Австралия |
2) | нефтеэкспортирующие | Б) | Сомали |
3) | «переселенческого» типа | В) | Катар |
| | Г) | Болгария |
Раздел III. География мировых природных ресурсов
Тема 3.1. Природные ресурсы земли, их виды
Практическая работа №3
Тема:Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов
Цель занятия: формирование умения оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью статистических материалов и географических карт, составления сравнительных характеристик в виде таблицы.
Задание:
Ход работы:
1. Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, заполните таблицу:
Страна | Виды ресурсов |
минеральные | водные и гидроэнерге тические | земель ные | лесные | агро климати ческие | рекреа ционные |
топлив ные | рудные |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
6. | | | | | | |
7. | | | | | | |
2. Оцените природно-ресурсный потенциал стран для развития промышленности, сельского хозяйства, отдыха и туризма. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитайте обеспеченность стран нефтью, природным газом, электроэнергией. Вычисления проведите по формуле: Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча или по формуле:
Р = З/Н, где Р – ресурсообеспеченность (на душу населения в стране), З – запасы, Н – население.
Расположите страны в порядке уменьшения ресурсообеспеченности. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью, природным газом, электроэнергией.
Страна | Разведанные запасы нефти, млрд. т | Добыча нефти, млн. т. в год | Показатель ресурсообеспеченности |
Иран | 18,9 | 211,3 | |
Кувейт | 14,0 | 132,4 | |
ОАЭ | 13,0 | 139,0 | |
Страна | Разведанные запасы природного газа, трлн. м3 | Добыча природного газа, млрд. м3 в год | Показатель ресурсообеспеченности |
Иран | 25,6 | 105 | |
Саудовская Аравия | 6,8 | 73,3 | |
США | 6,0 | 524 | |
Страна | Производство электроэнергии, млрд кВт/час | Численность населения, млн.чел. | Показатель ресурсообеспеченности |
Россия | 901 | 142 | |
Индия | 660 | 1013 | |
США | 4100 | 300 | |
3. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна | Виды ресурсов |
Минеральные | Земельные | Водные | Лесные |
Россия | | | | |
Япония | | | | |
США | | | | |
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
2. В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?
3. Какие из перечисленных стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?
Раздел IV. География населения мира
Тема 4.1. Население мира
Практическая работа №4
Тема: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира
Цель занятия:систематизировать знания о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства
Задание:
Ход работы:
1. Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
| Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения |
Характерные черты естественного движения населения | | |
Примеры стран (по пять) | | |
Цель демографической политики | | |
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики | | |
2. Используя учебник Максаковского В.П. (стр. 57 - 66 и статистические данные таблицы 1 (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона.
Таблица 1 - Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
Регионы мира | Коэффициент рождаемости (‰) | Коэффициент смертности (‰) | Коэффициент естественного прироста (‰) | Тип воспроиз-водства | Демогра-фический этап |
Весь мир | 23 | 9 | 14 | | |
СНГ | 13 | 14 | -1 | | |
Зарубежная Европа | 11 | 11 | 0 | | |
Зарубежная Азия | 23 | 8 | 15 | | |
Юго-Западная Азия | 28 | 7 | 21 | | |
Восточная Азия | 16 | 7 | 9 | | |
Африка | 40 | 14 | 26 | | |
Северная Америка | 15 | 9 | 6 | | |
Латинская Америка | 25 | 7 | 18 | | |
Австралия | 14 | 7 | 7 | | |
Океания | 28 | 9 | 19 | | |
3Дайте характеристику демографической ситуации в Индии и Германии по следующему плану:
- запишите численность населения, среднюю плотность и районы с наибольшей плотностью населения в стране.
- нанесите на контурную карту районы с наибольшей плотностью населения.
- определите особенности естественного и механического прироста населения в стране.
- определите особенности возрастного и полового состава населения в стране.
- определите и запишите своеобразие занятости населения, долю городского и сельского населения.
- определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами.
Сформулируйте вывод о демографической политике, проводимой государствами Индии и Германии.
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Почему один из отчетов ООН был назван «Наш демографически разделенный мир»?
2. Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век станет веком старения населения Земли?
3. Назовите основные условия, которые влияют на процессы рождаемости, смертности и естественного прироста.
4. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографический кризис».
Раздел V. География мирового хозяйства
Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Практическая работа №5
Тема: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства
Цель занятия:формирование представления у студентов о географии отраслей мирового хозяйства, умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками географической информации (статистические данные, карты, графики, диаграммы, картосхемы).
Задание:составить характеристики отраслей мирового хозяйства и определить особенности их размещения.
Ход работы:
1. Составьте характеристику отраслей мирового хозяйства, с использованием различных источников информации (анализ карт, картосхем, таблиц, графиков, диаграмм, текста учебника), по плану.
План характеристики отрасли мирового хозяйства
1. состав отрасли, получаемая продукция, влияние НТР на ее развитие;
2. факторы размещения, география размещения;
3. главные страны-экспортеры и страны-импортеры (место России);
4 экологические и экономические проблемы, пути их решения;
5. перспективы развития и размещения отрасли.
Вариант 1 Черная металлургия
Вариант 2 Цветная металлургия
Вариант 3 Машиностроение
Вариант 4 Электроэнергетика
Вариант 5 Химическая промышленность
Вариант 6 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Вариант 7 Легкая промышленность
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
1.Что такое мировое хозяйство?
2.Каковы условия формирования мирового хозяйства?
3.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.
4.Какими отраслями представлена электроэнергетика мира?
5.Что такое «зеленая революция»? Определите основные направления «зеленой революции».
6.Какими отраслями представлена металлургическая промышленность мира? Назовите страны лидирующие в производстве металлургической промышленности.
7.Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?
8.Перечислите отрасли легкой промышленности и страны-производители.
Раздел VI. Регионы мира
Практическая работа № 6
Тема: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства
Цель занятия:научиться объяснять взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
Задание:на примере Зарубежной Европы рассмотреть взаимосвязи
размещением населения, хозяйства и природными условиями
Ход работы:
1.На основе текста темы 6.2 заполнить таблицу «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы».
«Центральная ось» развития | Высокоразвитые районы | Старопромышленные районы | Отсталые аграрные районы | Районы нового освоения |
| | | | |
Сделать вывод о взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями стран Зарубежной Европы
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
Чем характеризуется ЭГП Зарубежной Европы?
Почему Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции?
Перечислите ведущие отрасли европейской промышленности.
Назовите природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства Европы.
Раздел VII. Россия в современном мире
Тема 7.1. Россия в современном мире
Практическая работа № 7
Тема:Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда
Цель занятия:сформировать представления о роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Задание:
Ход работы:
1. Участником каких ведущих международных интеграционных группировок мира является Россия?
2. Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира? Укажите специализацию по отраслям.
3. Определите место металлургического комплекса России в мировом хозяйстве, перспективы его развития.
4. Укажите основные направления специализации Российской экономики и ее место в мировой торговле.
5. Изобразите схематически «Экспорт и импорт России»
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Назовите изменения, которые произошли в географическом, геополитическом и геоэкономическом положении России.
2. Каковы особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
3. Какие основные географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Раздел VIII. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Практическая работа №8
Тема:Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Цель занятия:систематизировать знания географических аспектов глобальных проблем человечества
Задание:с помощью географических карт и дополнительных источников определить регионыс неблагоприятной экологической ситуацией, дать характеристику глобальным проблемам человечества.
Ход работы:
1.Составьте схему «Глобальные проблемы современности и их причины»________________________________________________
2. Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 353) , карту «Экологические проблемы мира» и предложенный план, дайте описание экологической ситуации в мире, как одной из глобальных проблем человечества.
Примерный план описания экологической ситуации:
- Причины возникновения экологической проблемы (учебник, стр. 353, атлас карта 48)
- Географическое распространение загрязнения мирового океана (атлас, карта 48)
- Пути решения экологической проблемы (учебник, стр. 354)
Выявите мировые регионы с неблагоприятной экологической ситуацией_________________________________________________
Объясните, как решение проблемы охраны окружающей среды зависит от каждого жителя планеты.__________________________
Вывод: ___________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков?»
2. Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?
3. Раскройте сущность понятия «Устойчивое развитие».
4. Объясните роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Содержание
Введение………………………………………………..3
Перечень практических работ………………………...5
Методические указания………………………………..7
Библиографический список…………….………….…..25
24