Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района
Воронежской области
районный этап
областного конкурса творческих работ
«Символика России и Воронежского края»
Игра-путешествие
« Овеянные славою флаг наш и герб»
(коллективно-творческое дело)
Сценарий проведения мероприятий патриотической направленности
Выполнила:
Данилова Ольга Николаевна,
учитель немецкого языка
МКОУ Алексеевская СОШ,
т.:8(47348)4-34-25,
8-951-865-42-20
Село Алексеевка, 2015 год
Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народам Русь.
Жизнь моя, любовь моя Россия,
Я твоей историей горжусь.
Славлю путь великий, благородный,
Твой неповторимый путь.
Вечно будь, страна моя, свободной
И счастливою, Россия, будь!
XXI век для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира.
Настоящая методическая разработка представляет собой одну из форм ознакомления учащихся с историей Государственного флага и Государственного герба Российской Федерации.
Воспитание настоящих патриотов - одна из главных задач личностно ориентированного образования сегодняшних школьников.
Цели и задачи:
формировать высокие гражданские качества у учащихся;
прививать любовь и уважение к государственным символам Российской Федерации;
расширить кругозор учащихся об истории создания Герба и Флага России;
активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся;
в ходе подготовки мероприятия создать необходимые условия для использования информационных технологий и мультимедийных пособий.
Предварительная подготовка:
знакомство с материалами научно-популярных газет и журналов; CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; просмотр видеофильма «Символы России».
шесть пар участников игры-путешествия;
награды и благодарности всем активным участникам;
таблички с номерами 1,2,3,4,5,6;
группа экспертов –консультантов;
музыкальное оформление: Государственный гимн РФ; песни о Родине, о России.
Оформление:
плакаты с изображением Государственного флага, Государственного герба и текстом Государственного гимна Российской Федерации;
экран для отражения результатов участия в игре-путешествии;
эпиграф игры-путешествия;
фотографии на тему « Родина»
игровое демонстрационное поле, на котором меняются задания для участников игры-путешествия.
Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер со звуковыми колонками, мультимедийная презентация
Участники: учащиеся 6-8 классов.
Форма проведения: Игра «Звездный час»
Продолжительность мероприятия: 45мин
Ход игры-путешествия.
Звучит бой Кремлевских курантов.
Учитель: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас! Сегодня мы проводим коллективное творческое дело и отправляемся в путешествие по страницам истории нашей Родины, чтобы узнать еще больше святынях нашего государства, ее символах, которым посвящаем наш « Звездный час».
Учитель: Представляю вам наших участников. Это ребята, проделавшие большую предварительную подготовку и кропотливо изучившие интересный материал, который дал им возможность приобщиться к славной истории Отечества, вооружиться знаниями о происхождении флага, герба и гимна РФ.
Итак, мы начинаем!
Звучит музыкальная заставка игры « Звездный час».
I этап « Знаешь ли ты?»
Учитель (читает вопросы):
1вопрос. Перед вами, уважаемые участники путешествия, портреты правителей России: царя Алексея Михайловича, царя Петра I, царя Александра I, царя Николая I. В конце 60-х годов XVII века по указу одного из них в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно « Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении « Орла», составленных педантичным капитаном Бутлером, упомянуты и материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов –«яловичков» «для воинского ходу потребных».Упомянуто «большое знамя, что живет на корме». О каком царе идет речь?
Ответ: О царе Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим.
Игроки поднимают карточки с цифрой, под которой на игровом поле демонстрируется портрет царя Алексея Михайловича, и делают один шаг вперед, если обе цифры совпали.
2 вопрос. О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить « на знамена и яловички к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи). Перед вами названия цветов. Какие, по-вашему, соответствуют красному, белому и синему?
На игровом табло вывешиваются или открываются названия цветов:
червчатый, белый, лазоревый;
алый, чистый,бирюзовый;
бордовый, желтый, голубой.
Ответ: Червчатый -красный, белый-белый, лазоревый -синий.
3 вопрос. Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени, во-первых, уходит довольно глубоко в допетровские времена. Назовите год появления:1660, 1165, 1668, 1670.
Ответ:1668
4 вопрос. Большие изменения в российскую геральдику внес Петр I. Создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года. Какие мотивы побудили деятельную натуру Петра к крупнейшим переменам в российской геральдике? Перед вами варианты ответов, выберите тот, который, по-вашему, соответствует исторической действительности:
события на дальнем Севере и связанные с Белым морем;
желание укрепить границы Российского государства;
продолжить дело отца Алексея Михайловича;
увековечить собственное имя в истории России.
Ответ: К крупнейшим переменам в Российской геральдике Петра I побудили события на дальнем Севере и связанные с Белым морем. Летом 1693 года, испросив согласие матери, Петр направился в дальний Архангельск.30 июля северный город встретил его пушечным салютом. Там впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всем. Он принимает решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на соломбальской верфи в Архангельске. А другой был заказан в Голландии. В середине сентября Петр отправился в столицу и, расставаясь, пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою.»
В число корабельных «прикрас» были пожалованы три флага, один из которых был сшит из специальной флажной материи-флагдука. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя - белая, средняя -синяя, нижняя- красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый орел со скипетром и державой. На груди орла был изображен красный щит с изображением святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона.
Учитель: I этап завершен. Игрок и его помощник, получившие меньшее количество очков-звезд, покидают игру и становятся активными зрителями. А мы продолжаем наше путешествие и обращаемся к истории Российского герба.
II этап « По воле государевой»
1вопрос. Перед вами вновь портреты царей и правителей России:
Ивана III, Ивана Грозного, Екатерины I, Александра II. При каком царе впервые появился герб Московского государства?
Ответ: При Иване III.
2 вопрос. При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России – всадником, поражающим змея?
Ответ: При Иване IV Грозном.
3 вопрос. Какой царь, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и дает орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного?
Ответ: Петр I Великий.
4 вопрос. Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле?
Ответ: Екатерина I
5 вопрос. В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен какого царя?
Ответ: Александр II
Учитель: Завершен II этап. Игрок, набравший наименьшее количество очков-звезд, покидает нас и становится активным зрителем. А вот игроку, у которого больше всех звезд, мы даем право открыть один из пяти конвертов . В нем игрок может обнаружить следующие слова: « Подарок» (книга),
« Аплодисменты», «Ваши звезды сгорают», « Дополнительный вопрос», «Ваши очки- звезды удваиваются».
III этап « Кубики»
Учитель выбрасывает на стол десять кубиков с буквами. Из тех букв, что оказались сверху, за определенное количество времени необходимо составить слова, не повторяя букву дважды.
Пока игроки и их помощники выполняют задание, звучит «Песня о Родине» В. Лебедева-Кумача и И.О. Дунаевского.
Учитель: Итак, подведем итоги. Выбывает тот, у кого слово содержит наименьшее количество букв и нет совпадений и игроком-помощником. Игроку, составившему самое длинное слово, мы даем очко- звездочку. Совпадения также поощрим очком за каждое одинаковое слово. Итак, осталось 3 игрока.
IV этап «Логические цепочки»
Учитель: Перед вами вопросы, в которых допущены ошибки. Вам необходимо поднять цифру, под которой, по-вашему, утверждается заведомо неправильный ответ.
Сергей Владимирович Михалков- автор гимна:
«Боже, царя храни!»;
Гимна СССР;
Гимна Российской Федерации.
Белый цвет флага символизирует:
свободу;
благородство;
чистоту .
Синий цвет флага символизирует:
восход солнца;
мужество;
любовь.
Синий цвет флага символизирует:
честность;
небо;
безупречность.
Герб, флаг, гимн- это:
символы;
святыни;
национальное достояние.
На Государственном гербе Российской Федерации изображены:
скипетр;
держава;
знамя;
двуглавый орел.
В тексте Государственного гимна России есть такие слова:
« Россия- священная наша держава»;
« Россия- великая наша страна»;
« Россия-любимая наша страна».
Учитель: Итак, по результатам IV этапа двое участников и их помощники вышли в финал. Им предстоит составить слова из слова.
V этап . Финал
государство
По истечении времени учитель просит поочередно назвать слова. Кто назовет последним, используя имеющиеся очки-звезды, то объявляется победителем. Ему предоставляется право сказать слово победителя.
Звучит песня М. Ножкина « Я люблю тебя, Россия!»
Учитель: Вот и подошел к концу наш «Звездный час». Мы узнали много нового и интересного. Каждому участнику была предоставлена возможность проявить свои способности, расширить свой кругозор, в игровой форме совершить путешествие в историю нашего государства.
Мы живем в Отечестве свободном,
Нам судьба единая дана.
Не померкнет свет к тебе любви народной,
Отчий дом, родная сторона.
Мы невзгоды прошлого осилим,
Память павшим жизнью воздадим:
Честь и славу матери-России,
Мирный труд навеки сохраним.
Учитель: Всех участников игры-путешествия приглашаю выйти на сцену. Всем вручаются памятные сувениры, Дипломы за 6,5,4,3,2 место. А победителю мы вручаем Почетную грамоту. Спасибо за внимание.
Звучит песня Д. Тухманова «Я, ты, он, она - вместе дружная страна»
Литература:
1.Внеклассные мероприятия в игровой форме (5-11 классы) / Н.Ф. Ромашина-
М.: Глобус, 2008 –(Классное руководство).
2. Серия Воспитание в школе. Классные часы в средней школе. /В.: Учитель