СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОВЗ. Навыки самообслуживания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОВЗ. Навыки самообслуживания»

«Формирование у младших школьников с ОВЗ  навыков самообслуживания» Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка» Тромбач Ольга Валерьевна

«Формирование у младших школьников с ОВЗ навыков самообслуживания»

Выполнила: учитель начальных классов ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка»

Тромбач Ольга Валерьевна

 Самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.  Самообслуживание младших  школьников  с ОВЗ  вводится с первого дня нахождения в школе- интернат, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке группы, спальни, столовой.

Самообслуживание характеризуется как вид

бытового труда, включающий гигиенический уход за

собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а

также приготовление пищи, ремонт и изготовление

нужных в обиходе вещей.

Самообслуживание младших  школьников  с ОВЗ 

вводится с первого дня нахождения в школе- интернат,

что облегчает формирование навыков

самообслуживания и состоит из видов бытового труда:

соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего

рабочего места, дежурство по уборке группы,

спальни, столовой.

 Перед педагогами стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации.  Данные навыки   начинают  формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.  К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся: •  гигиенические навыки; •  навыки культуры еды; •  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего   пользования;                 •   навыки содержания порядка в окружающей обстановке; •  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

Перед педагогами стоит задача сформировать у детей с

ограниченными возможностями здоровья навыки и умения

необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает

проблема освоение навыков самообслуживания, которая является

первым этапом социально-бытовой адаптации.

Данные навыки   начинают  формировать у детей с первых дней

их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей

навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и

организованные игровые ситуации.

К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту,

относятся:

•  гигиенические навыки;

•  навыки культуры еды;

•  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного

и общего   пользования;                

•   навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

  Формирование навыков самообслуживания включает в себя:   1.Формирование навыков еды: учим правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и Чисто вытирать стол, т.е.«Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали. Эти навыки закрепляются постоянно; учим и следим, чтобы  пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками.  

  Формирование навыков самообслуживания включает в себя:

1.Формирование навыков еды: учим

правильно сидеть за столом, есть

аккуратно, тихо, не чавкая, убирать

за собой посуду, правильно и

Чисто вытирать стол, т.е.«Все

крошки, в ладошку.», чтобы на пол

со стола не сметали.

Эти навыки закрепляются

постоянно; учим и следим,

чтобы  пищу брали понемногу,

неплохо было бы учить пользоваться

салфетками.

 

2.Формирование навыков мытья рук.   Учим самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении используйте совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.

2.Формирование навыков мытья рук.

Учим самостоятельно засучивать

рукава, мыть руки, при необходимости

лицо, правильно пользоваться мылом,

полотенцем, класть туалетные

принадлежности

на место, мокрые полотенца просушивать,

прежде чем положить в пакет. При обучении

используйте совместные

действия ребенка и взрослого, т.е. на

своем примере.

3.Формирование навыков одевания. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Необходим постоянный контроль и помощь взрослого.

3.Формирование навыков одевания.

Как и любой навык

самообслуживания,

умение самостоятельно

одеваться помогает

ребенку чувствовать себя

уверенно и независимо.

Необходим постоянный

контроль и помощь

взрослого.

4. Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.    Привлекайте детей к элементарному хозяйственно- бытовому труду. Учите поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду.  Закон- «У каждой вещи есть свое место!»  Побуждайте соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги,  мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.). Самое главное- учите испытывать  чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.  

4. Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекайте детей к элементарному хозяйственно-

бытовому труду. Учите поддерживать порядок в

классе: убирать и правильно складывать школьные

принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю

одежду.  Закон- «У каждой вещи есть свое место!»

Побуждайте соблюдать правила культурного

поведения (вытирать при входе в школу

ноги,  мальчикам снимать шапку при входе в

помещение, придерживать дверь при входе и выходе,

чтобы не стучала и т.п.).

Самое главное- учите испытывать  чувство

удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю

внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и

наоборот.  

  Задача педагога – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку. С целью формирования компетенции в бытовой сфере ,особое внимание по социально  бытовой ориентации воспитанников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты группах, спальнях. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.

  Задача педагога – научить ребенка не

только правильно выполнять определенные

действия, связанные с самообслуживанием,

но добиться, чтобы данные действия перешли

в привычку. С целью формирования

компетенции в бытовой сфере ,особое

внимание по социально  бытовой ориентации

воспитанников уделяется формированию

навыков ухода за одеждой, телом, постелью,

обувью, поддержанию чистоты группах,

спальнях. Подготовить каждого ребенка к

самостоятельной, независимой от помощи

окружающих жизни, является главной задачей

нашей работы.

 Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога – похвалить, поддержать инициативу ребенка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и её темпу.  Дети должны уметь не только быстро одеться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.

Дети приобретают опыт разнообразных

поступков, в которых отражается внимание к

сверстникам, стремление оказать им помощь.

Более того – появляется самостоятельность детей:

они начинают совершать поступки по

собственному желанию и задача педагога –

похвалить, поддержать инициативу ребенка,

вызвать желание поступать подобным образом.

Наличие достаточных умений у детей позволяет

воспитателю значительно повысить требования к

качеству деятельности и её темпу.

Дети должны уметь не только быстро одеться и в

определенной последовательности складывать вещи.

Процесс одевания и раздевания должен отражать

привычку к аккуратности, бережное отношение к

вещам, потребность в чистоте и порядке.

 Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так» - говорит педагог и сопровождает свои действия пояснениями. Подробный показ и объяснение научит их точно следовать необходимому способу действий, то есть исполнительности.  Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту ж е последовательность действий.

Основным методическим приемом

формирования навыков является показ

выполнения каждого элементарного

действия и их последовательности.

«Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и

аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом

смочу руки водой. Вот так» - говорит педагог

и сопровождает свои действия пояснениями.

Подробный показ и объяснение научит их точно

следовать необходимому способу действий, то

есть исполнительности.

Очень важно при обучении приемам одевания,

умывания, уборке игрушек сохранять

неизменным один и тот же способ, одну и ту ж е

последовательность действий.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста. Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной материальной среды.

Особое значение в организации

самообслуживания имеет соблюдение в

жизни детей твердо установленного

режима, последовательное проведение

бытовых процессов умывания, одевания,

еды.

Четкий, размеренный распорядок жизни –

это одна из тех культурных привычек,

которую нужно воспитывать у ребенка с

самого раннего возраста. Закреплению

навыков самообслуживания способствует

создание специальной материальной

среды.

Формирование навыков культурного поведения –дело не простое, требует знание педагогических приемов. В работе нужна последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Необходимо приучать детей здороваться со сверстниками, воспитателем, сотрудниками школы. В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в течении дня с персоналом нашей школы. Многократные упражнения помогают воспитанникам осознать общее правило: «Если увидел человека впервые за день, необходимо здороваться», такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. 

Формирование навыков культурного поведения –дело не

простое, требует знание педагогических приемов. В работе

нужна последовательность и настойчивость. Очень

важно, чтобы режим дня и вся повседневная жизнь была наполнена

содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в

нравственных поступках. Необходимо приучать детей здороваться

со сверстниками, воспитателем, сотрудниками школы.

В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в

течении дня с персоналом нашей школы. Многократные

упражнения помогают воспитанникам осознать общее правило:

«Если увидел человека впервые за день, необходимо здороваться»,

такая постоянная связь формирует у детей положительную

привычку. 

Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения. Ребята невольно наблюдают за поведением других людей, за их действиями, поступками и общением друг с другом. После этого мы обсуждаем те пробелы и ошибки, которые были совершены и то хорошее, правильное в поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Итак, воспитание навыков

самообслуживания у детей – это длительный

процесс, требующий от взрослых, в первую

очередь, терпения. Ребята невольно

наблюдают за поведением других людей, за

их действиями, поступками и общением друг

с другом. После этого мы обсуждаем те

пробелы и ошибки, которые были совершены

и то хорошее, правильное в поступках, на что

можно опереться в дальнейшей работе.