СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оздоровительная направленность в спортивных единоборствах на начальных этапах подготовки.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффек­тивных организационных форм, средств и методов, рациональных подходов к нормированию физических нагрузок, адекватных функ­циональному состоянию организма занимающихся и обеспечива­ющих сохранение и укрепление их здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная направленность в спортивных единоборствах на начальных этапах подготовки.»


Оздоровительная направленность в спортивных единоборствах на начальных этапах подготовки.


Исследования последних лет, в том числе и диссертаци­онные работы по различным видам спорта, позво­ляют утверждать, что, как правило, начальная подготовка спортсменов связана с выполнением больших по объему и интенсивности физичес­ких нагрузок. Было показано, что в боксе, борьбе, каратэ, волейболе, легкой атлетике и других видах спорта содержание спортивных заня­тий не пригодно для использования в оздоровительных целях. Выше­сказанное подтверждается тем, что: 1) в спорте уже на ранних этапах тренировочного процесса используются большие профессиональные физические нагрузки; 2) происходит вредное влияние вибрационных воздействий в процессе выполнения упражнений; 3) имеют место функциональные различные нарушения, в том числе и мозгового кровооб­ращения; 4) спорт стал источником болезней и травм, где в основном травмируются начинающиеся спортсмены (до 60% от общего числа занимающихся) / 27, 26/.

В этой связи еще недостаточно обоснована методика подготовки юных спортсменов, направленная на сохранение и укрепление здоро­вья занимающихся, что крайне необходимо на начальном этапе обуче­ния и наиболее актуально в работе с детьми и подростками.

Как подтверждают исследования, ранняя специализация и интенсификация тренировочного процесса вредны для здоровья детей и подростков.

В тренировочном процессе спортивного резерва возникает про­тиворечие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов, диктуемыми необходимостью повышения резуль­татов, и ограниченными возрастными возможностями растущего орга­низма.

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффек­тивных организационных форм, средств и методов, рациональных подходов к нормированию физических нагрузок, адекватных функ­циональному состоянию организма занимающихся и обеспечива­ющих сохранение и укрепление их здоровья. Эта проблема решена не в полной мере, хотя в последнее время достаточно широко осве­щается в публикациях по разным видам спорта. Восточные единоборства служат эффективным средством укрепления здоровья, всестороннего физического совершенствования и гармонического развития молодёжи, оказывают влияние на формирование у подростков жизненно необходимых морально-волевых качеств.

При нормировании нагрузки необходима постепенная адаптация сосудистой системы головного мозга к интенсивным упражнениям, повышающим ЧСС до 200уд/мин и выше. /34/. На начальном этапе необходима специальная тренировка на уровне функциональных возможностей сосудов головного мозга спортсменов-новичков. При этом исключается большой объём скоростных и интенсивных упражнений.

Методика занятий предусматривает использование, например в дзюдо, гимнастических матов. Такой методический приём позволяет обеспечивать профилактику травматизма и постепенную адаптацию к механическим воздействиям, связанными с падениями. Каждая ступень подготовки должна состоять из трёх основных разделов: «Знания»; «Умения и навыки»; «Виды испытаний и нормы» / 30, 33, 34/.

В связи с этим необходимо отметить, что развитие физических качеств с помощью движений в значительной степени касается и развития умственных способностей ребёнка (с развитием познаний о предметах и явлениях). Поэтому умственное развитие и двигательное развитие-это два связанных процесса.

Основными задачами на этапе начальной подготовки борцов являются:

  1. Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение функциональных возможностей организма детей.

  2. Обучение основам техники и тактики избранного вида борьбы и повышение интереса к нему.

  3. Ознакомление с некоторыми вопросами теории спортивной борьбы.

Особо следует указать на то, что при начальной подготовке детей наиболее целесообразно применении щадящего режима физических нагрузок в игровой форме. Надо помнить, что борьба в детском возрасте - это, прежде всего игра, протекающая на остром эмоциональном фоне. Общая физическая нагрузка на учебно-тренировочном занятии не должна быть максимальной для занимающихся. При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя после занятия из спортивного зала, юные борцы испытывали желание потренироваться ещё немного. Этим методическим приёмом достигается сразу две цели: во-первых, предотвращается очень опасное для растущего организма физическое перенапряжение, а во-вторых, предупреждается чувство пресыщение занятиями.

В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30-35% / 34/. Методы тренировки в занятиях с детьми должны быть тщательно продуманы. В каче­стве средств подготовки следует применять подвижные игры. Правильно подобранные и составленные, они позволят:

1) повысить уровень физической подго­товленности;

2)изучить индивидуальные особенности за­нимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;

3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;

    1. воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения по­ставленных задач.

      5) соревновательно-игровые задания помогут развить и формировать спортивно-важные качества и умения дзюдоистов.


    1. Подвижные игры как средство подготовки юных дзюдоистов:

Использование упражнений, направленных на совершенствование функции равновесия в процессе игр, эстафет, игровых заданий, способствует улучшению регуляторных механизмов нервных процессов центральной нервной системы, увеличивая их силу и подвижность, а также возрастанию точности дифференцировок и пластичности функциональной деятельности. Кроме того, использование соревновательного метода предполагает у занимающихся появление эмоционального подъема и повышает их активность.


      1. Задачи: закреплять навык маневрирования; развивать чувство дистанции в соревновательной обстановке.

Участники образуют круг, взявшись за руки, соединив их в локтях или лучезапястных суставах. Одни стоят лицом внутрь круга, другие — наружу. По команде тренера все начинают движение приставными шагами то вправо, то влево, а по хлопку начинают тянуть каждый в свою сторону, т. е. внутрь или наружу.

Участник, не сумевший удержаться и переступивший черту круга хотя бы одной ногой, выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока размер круга позволяет браться за руки. Побеждает команда, участников которой остается больше в игре.

2. Задачи: формировать навык правильного выполнения захвата в игровых условиях; развивать силу рук.

Играющие парами становятся в одноименную стойку друг против друга и готовятся к захвату определенной части тела соперника.

Каждому из играющих в парах необходимо первым захватить обеими руками заранее обусловленную часть тела: лучезапястные суставы, туловище, спину, шею, ноги.

Последовательность соревнования: 1) одни участники- нападающие, друние — защищающиеся; 2) участники меняются ролями; 3) все участники — нападающие.

Положение рук произвольное.

Победным считается только захват определенной части тела. Победителем является игрок, который первым и правильно выполнил задание.

Побеждает команда, участники которой выполнили больше захватов.

      3. Задачи: развивать вестибулярную устойчивость; совершенствовать координацию движений и выносливость.

Команды располагаются в шеренгах или в кругах.

По сигналу игроки начинают выполнять следующие упражнения:

        1. кувырки вперед, ноги скрестно с повторением задания после поворота на 180º;

        2. переход из основной стойки в упор лежа, передвигаясь на руках;

        3. сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10 раз с хлопками.

Побеждает команда, раньше выполнившая задание.

Соревнование можно проводить в двух вариантах:

  1. кто раньше выполнит определенное количество упражнений;

  2. кто больше выполнит упражнений за определенное время.

4. Задача: формировать простейшие навыки ведения единоборства в стандартных условиях с ограниченным числом разрешенных действий.

Участники лежат друг против друга в парах, поставив локти правых (левых) рук на ковер и соединив ладони.

По команде тренера начинается борьба. Каждый игрок старается одержать победу над противников, т.е. пригнуть кисть его руки к опоре.

Бороться следует одной рукой, другую заложить за спину.

Отрывать локти от ковра во время борьбы не разрешается.

Выигрывает команда, игроки которой сумели одержать большее число побед.

5. Задача: закреплять навык ведения единоборств в соревновательной обстановке.

Участники команд, выстроившись в шеренги, входят в контакт, кладут руки один другому на плечи и оставляют для упора одну ногу назад.

По сигналу начинается борьба. Каждый участник старается, упираясь в плечи соперника, вытолкнуть его за линию или ограниченную площадку (мат, круг и т.д.).

Победителем является участник, которому удалось вытолкнуть соперника за линиюю Командная победа определяется по сумме побед участников.

6. Задачи: совершенствовать силовые качества, ловкость.

Игроки одной команды, взявшись за руки, образуют круг. Их соперники располагаются внутри круга. По сигналу игроки в круге парами идут «на прорыв». Затем команды меняются ролями.

В образовавшийся прорыв не может пройти больше одной пары.

Побеждает команда, участники которой за определенное время имели больше выходов из круга.

7. Задачи: развивать силовые качества, ловкость, быстроту реакции.

Игроки каждой команды образуют круг.

Один игрок стоит в центре, вытянув руки вдоль туловища. Все остальные усаживаются, поджав ноги, вплотную вокруг него и протягивают к нему руки. Игрок падает на вытянутые руки сидящих игроков, те должны отталкивать его от себя.

Игрок, не сумевший оттолкнуть игрока от себя, меняется с ним местами.

8. Задача: развивать основные физические качества в соревновательной обстановке.

Играющие парами стоят в круге диаметром 2-4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.

Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера потерять равновесие и стать на вторую ногу.

Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.

Прыгать можно только в пределах круга. Игроки должны толкать друг друга только плечом.

Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к татами второй ногой.

9. Задачи: формировать навыки ведения борьбы; развивать ловкость, силу, координацию движений.

Участники команд лежат друг возле друга на спине, головами в разные стороны, сцепившись полусогнутыми руками. По сигналу игроки поднимают ноги, сцепляют их и стараются силой нажима вынудить друг друга перевернуться через голову назад.

10. Задачи: развивать ловкость, координацию движений, скоростную выносливость.

Участники делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих». «Ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются поодиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные « игроки выбывают из игры.

Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.

11. Задачи: развивать скоростные качества, ловкость, координицию движений.

Все участники игры выстраиваются в колонну по одному. Каждый игрок берется за пояс впередистоящего. Первый игрок- это «голова», последний - «хвост». По сигналу тренера «голова» старается догнать «хвост».

Через определенное время команды меняются местами.


Выводы:

В общей системе образовательной деятельности определенное место занимает игра. Сохранить в педагогическом процессе игру - значит закрепить за ребенком право на активное выражение чувства свободного выбора, без которого не возможно становление личности.Использование упражнений, направленных на совершенствование функции равновесия в процессе игр, эстафет, игровых заданий, способствует улучшению регуляторных механизмов нервных процессов центральной нервной системы, увеличивая их силу и подвижность, а также возрастанию точности дифференцировок и пластичности функциональной деятельности. Кроме того, использование соревновательного метода предполагает у занимающихся появление эмоционального подъема и повышает их активность.



РЕКОМЕНДАЦИИ.

  1. Акцентировать внимание на начальном этапе на развитии основных координационных способностей и применять соответствующие возрасту и этапу подготовки объёмы общеразвивающих, специальных и игровых упражнений.

  2. Рекомендуем тренерам- преподавателям умело использовать в двигательном развитии детей сенситивных периодов, т.е. периодов самой большой восприимчивости к влиянию раздражителей (упражнений). Использование большого количества новых и незнакомых упражнений в игре даёт возможность более интенсивно развивать различные координационные способности, тогда накопленный двигательный потенциал ускорит овладение сложными упражнениями и облегчит достижение спортивных успехов в будущем.



Приложение


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ.



Я.К. Коблев, кандидат педагогических наук,

К.Д. Чермит, мастер спорта, М.Н. Рубанов,

кандидат педагогических наук, Майкоп




Подвижные игры






Координацион-ные игры



Кондиционные игры


Сопряженные игры



Игры в касание



Регби на коленях



«Гладиаторы»



Игры с атакующими захватами



«Тяни в круг»



«Похитить чучело»



Игры на срыв захватов



Футбол с набивным мячом



«Один за другим»



Игры в дебюты



Передай мяч



«Не сойди с ковра»



Игры на теснение



Эстафеты для развития

физических качеств



«Борьба за пояса»







Эстафеты с

элементами техники






Простейшие виды борьбы