Оздоровительная направленность в спортивных единоборствах на начальных этапах подготовки.
Исследования последних лет, в том числе и диссертационные работы по различным видам спорта, позволяют утверждать, что, как правило, начальная подготовка спортсменов связана с выполнением больших по объему и интенсивности физических нагрузок. Было показано, что в боксе, борьбе, каратэ, волейболе, легкой атлетике и других видах спорта содержание спортивных занятий не пригодно для использования в оздоровительных целях. Вышесказанное подтверждается тем, что: 1) в спорте уже на ранних этапах тренировочного процесса используются большие профессиональные физические нагрузки; 2) происходит вредное влияние вибрационных воздействий в процессе выполнения упражнений; 3) имеют место функциональные различные нарушения, в том числе и мозгового кровообращения; 4) спорт стал источником болезней и травм, где в основном травмируются начинающиеся спортсмены (до 60% от общего числа занимающихся) / 27, 26/.
В этой связи еще недостаточно обоснована методика подготовки юных спортсменов, направленная на сохранение и укрепление здоровья занимающихся, что крайне необходимо на начальном этапе обучения и наиболее актуально в работе с детьми и подростками.
Как подтверждают исследования, ранняя специализация и интенсификация тренировочного процесса вредны для здоровья детей и подростков.
В тренировочном процессе спортивного резерва возникает противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов, диктуемыми необходимостью повышения результатов, и ограниченными возрастными возможностями растущего организма.
Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов, рациональных подходов к нормированию физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма занимающихся и обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья. Эта проблема решена не в полной мере, хотя в последнее время достаточно широко освещается в публикациях по разным видам спорта. Восточные единоборства служат эффективным средством укрепления здоровья, всестороннего физического совершенствования и гармонического развития молодёжи, оказывают влияние на формирование у подростков жизненно необходимых морально-волевых качеств.
При нормировании нагрузки необходима постепенная адаптация сосудистой системы головного мозга к интенсивным упражнениям, повышающим ЧСС до 200уд/мин и выше. /34/. На начальном этапе необходима специальная тренировка на уровне функциональных возможностей сосудов головного мозга спортсменов-новичков. При этом исключается большой объём скоростных и интенсивных упражнений.
Методика занятий предусматривает использование, например в дзюдо, гимнастических матов. Такой методический приём позволяет обеспечивать профилактику травматизма и постепенную адаптацию к механическим воздействиям, связанными с падениями. Каждая ступень подготовки должна состоять из трёх основных разделов: «Знания»; «Умения и навыки»; «Виды испытаний и нормы» / 30, 33, 34/.
В связи с этим необходимо отметить, что развитие физических качеств с помощью движений в значительной степени касается и развития умственных способностей ребёнка (с развитием познаний о предметах и явлениях). Поэтому умственное развитие и двигательное развитие-это два связанных процесса.
Основными задачами на этапе начальной подготовки борцов являются:
Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение функциональных возможностей организма детей.
Обучение основам техники и тактики избранного вида борьбы и повышение интереса к нему.
Ознакомление с некоторыми вопросами теории спортивной борьбы.
Особо следует указать на то, что при начальной подготовке детей наиболее целесообразно применении щадящего режима физических нагрузок в игровой форме. Надо помнить, что борьба в детском возрасте - это, прежде всего игра, протекающая на остром эмоциональном фоне. Общая физическая нагрузка на учебно-тренировочном занятии не должна быть максимальной для занимающихся. При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя после занятия из спортивного зала, юные борцы испытывали желание потренироваться ещё немного. Этим методическим приёмом достигается сразу две цели: во-первых, предотвращается очень опасное для растущего организма физическое перенапряжение, а во-вторых, предупреждается чувство пресыщение занятиями.
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30-35% / 34/. Методы тренировки в занятиях с детьми должны быть тщательно продуманы. В качестве средств подготовки следует применять подвижные игры. Правильно подобранные и составленные, они позволят:
1) повысить уровень физической подготовленности;
2)изучить индивидуальные особенности занимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;
3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;
воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач.
5) соревновательно-игровые задания помогут развить и формировать спортивно-важные качества и умения дзюдоистов.
Подвижные игры как средство подготовки юных дзюдоистов:
Использование упражнений, направленных на совершенствование функции равновесия в процессе игр, эстафет, игровых заданий, способствует улучшению регуляторных механизмов нервных процессов центральной нервной системы, увеличивая их силу и подвижность, а также возрастанию точности дифференцировок и пластичности функциональной деятельности. Кроме того, использование соревновательного метода предполагает у занимающихся появление эмоционального подъема и повышает их активность.
1. Задачи: закреплять навык маневрирования; развивать чувство дистанции в соревновательной обстановке.
Участники образуют круг, взявшись за руки, соединив их в локтях или лучезапястных суставах. Одни стоят лицом внутрь круга, другие — наружу. По команде тренера все начинают движение приставными шагами то вправо, то влево, а по хлопку начинают тянуть каждый в свою сторону, т. е. внутрь или наружу.
Участник, не сумевший удержаться и переступивший черту круга хотя бы одной ногой, выходит из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока размер круга позволяет браться за руки. Побеждает команда, участников которой остается больше в игре.
2. Задачи: формировать навык правильного выполнения захвата в игровых условиях; развивать силу рук.
Играющие парами становятся в одноименную стойку друг против друга и готовятся к захвату определенной части тела соперника.
Каждому из играющих в парах необходимо первым захватить обеими руками заранее обусловленную часть тела: лучезапястные суставы, туловище, спину, шею, ноги.
Последовательность соревнования: 1) одни участники- нападающие, друние — защищающиеся; 2) участники меняются ролями; 3) все участники — нападающие.
Положение рук произвольное.
Победным считается только захват определенной части тела. Победителем является игрок, который первым и правильно выполнил задание.
Побеждает команда, участники которой выполнили больше захватов.
3. Задачи: развивать вестибулярную устойчивость; совершенствовать координацию движений и выносливость.
Команды располагаются в шеренгах или в кругах.
По сигналу игроки начинают выполнять следующие упражнения:
кувырки вперед, ноги скрестно с повторением задания после поворота на 180º;
переход из основной стойки в упор лежа, передвигаясь на руках;
сгибание и разгибание рук в упоре лежа 10 раз с хлопками.
Побеждает команда, раньше выполнившая задание.
Соревнование можно проводить в двух вариантах:
кто раньше выполнит определенное количество упражнений;
кто больше выполнит упражнений за определенное время.
4. Задача: формировать простейшие навыки ведения единоборства в стандартных условиях с ограниченным числом разрешенных действий.
Участники лежат друг против друга в парах, поставив локти правых (левых) рук на ковер и соединив ладони.
По команде тренера начинается борьба. Каждый игрок старается одержать победу над противников, т.е. пригнуть кисть его руки к опоре.
Бороться следует одной рукой, другую заложить за спину.
Отрывать локти от ковра во время борьбы не разрешается.
Выигрывает команда, игроки которой сумели одержать большее число побед.
5. Задача: закреплять навык ведения единоборств в соревновательной обстановке.
Участники команд, выстроившись в шеренги, входят в контакт, кладут руки один другому на плечи и оставляют для упора одну ногу назад.
По сигналу начинается борьба. Каждый участник старается, упираясь в плечи соперника, вытолкнуть его за линию или ограниченную площадку (мат, круг и т.д.).
Победителем является участник, которому удалось вытолкнуть соперника за линиюю Командная победа определяется по сумме побед участников.
6. Задачи: совершенствовать силовые качества, ловкость.
Игроки одной команды, взявшись за руки, образуют круг. Их соперники располагаются внутри круга. По сигналу игроки в круге парами идут «на прорыв». Затем команды меняются ролями.
В образовавшийся прорыв не может пройти больше одной пары.
Побеждает команда, участники которой за определенное время имели больше выходов из круга.
7. Задачи: развивать силовые качества, ловкость, быстроту реакции.
Игроки каждой команды образуют круг.
Один игрок стоит в центре, вытянув руки вдоль туловища. Все остальные усаживаются, поджав ноги, вплотную вокруг него и протягивают к нему руки. Игрок падает на вытянутые руки сидящих игроков, те должны отталкивать его от себя.
Игрок, не сумевший оттолкнуть игрока от себя, меняется с ним местами.
8. Задача: развивать основные физические качества в соревновательной обстановке.
Играющие парами стоят в круге диаметром 2-4 м друг против друга на одной ноге, другая нога согнута в колене и поддерживается за носок рукой.
Каждый из игроков, прыгая на одной ноге и толкая другого плечом, старается заставить своего партнера потерять равновесие и стать на вторую ногу.
Победители образуют новые пары до истечения определенного времени.
Прыгать можно только в пределах круга. Игроки должны толкать друг друга только плечом.
Побеждает игрок, который вытолкнет своего партнера из круга или заставит прикоснуться к татами второй ногой.
9. Задачи: формировать навыки ведения борьбы; развивать ловкость, силу, координацию движений.
Участники команд лежат друг возле друга на спине, головами в разные стороны, сцепившись полусогнутыми руками. По сигналу игроки поднимают ноги, сцепляют их и стараются силой нажима вынудить друг друга перевернуться через голову назад.
10. Задачи: развивать ловкость, координацию движений, скоростную выносливость.
Участники делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих». «Ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются поодиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные « игроки выбывают из игры.
Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.
11. Задачи: развивать скоростные качества, ловкость, координицию движений.
Все участники игры выстраиваются в колонну по одному. Каждый игрок берется за пояс впередистоящего. Первый игрок- это «голова», последний - «хвост». По сигналу тренера «голова» старается догнать «хвост».
Через определенное время команды меняются местами.
Выводы:
В общей системе образовательной деятельности определенное место занимает игра. Сохранить в педагогическом процессе игру - значит закрепить за ребенком право на активное выражение чувства свободного выбора, без которого не возможно становление личности.Использование упражнений, направленных на совершенствование функции равновесия в процессе игр, эстафет, игровых заданий, способствует улучшению регуляторных механизмов нервных процессов центральной нервной системы, увеличивая их силу и подвижность, а также возрастанию точности дифференцировок и пластичности функциональной деятельности. Кроме того, использование соревновательного метода предполагает у занимающихся появление эмоционального подъема и повышает их активность.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Акцентировать внимание на начальном этапе на развитии основных координационных способностей и применять соответствующие возрасту и этапу подготовки объёмы общеразвивающих, специальных и игровых упражнений.
Рекомендуем тренерам- преподавателям умело использовать в двигательном развитии детей сенситивных периодов, т.е. периодов самой большой восприимчивости к влиянию раздражителей (упражнений). Использование большого количества новых и незнакомых упражнений в игре даёт возможность более интенсивно развивать различные координационные способности, тогда накопленный двигательный потенциал ускорит овладение сложными упражнениями и облегчит достижение спортивных успехов в будущем.
Приложение
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ.
Я.К. Коблев, кандидат педагогических наук,
К.Д. Чермит, мастер спорта, М.Н. Рубанов,
кандидат педагогических наук, Майкоп
    Подвижные игры |
   Координацион-ные игры | Кондиционные игры | Сопряженные игры |
   Игры в касание | Регби на коленях | «Гладиаторы» |
   Игры с атакующими захватами | «Тяни в круг» | «Похитить чучело» |
   Игры на срыв захватов | Футбол с набивным мячом | «Один за другим» |
   Игры в дебюты | Передай мяч | «Не сойди с ковра» |
    Игры на теснение | Эстафеты для развития физических качеств | «Борьба за пояса» |
| | Эстафеты с элементами техники |
 | | Простейшие виды борьбы |