МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЕИКОРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_________ /Н. Е. Бунина/
Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа
пришкольного лагеря труда и отдыха
«Весёлые друзья»
с дневным пребыванием
на базе МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»
«Лето солнышком согрето!»
с. Средний Икорец
2015 год
Пояснительная записка
Цель программы: создание условий для полноценного труда, отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.
Задачи реализации программы:
о
здоровление детей и сплочение различных детских коллективов в единый дружный коллектив;
создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности;
о
здоровление детей и профилактика детских заболеваний;
з
акрепление общеразвивающих гимнастических упражнений;
закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
р
азвитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
р
азвитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
р
азвитие у детей чувства единства и сплочения детского коллектива;
р
азвитие познавательной активности и интересов;
р
азвитие интересов к игровой деятельности;
п
овышение самооценки;
повышение уровня знаний детей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
п
рофилактика правонарушений;
п
ривитие навыков здорового образа жизни;
с
нижение эмоционального напряжения детей;
в
оспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
в
оспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости;
в
оспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;
в
оспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Актуальность программы:
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые трудовые и социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют наши исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне села, выехать из села к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Цель открытия пришкольного лагеря труда и отдыха при МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» с. Средний Икорец - охватить как можно больше детей «группы риска» полноценным оздоровлением и занятостью с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
Учитывая эти факторы, нами создана программа организации летнего отдыха «Лето солнышком согрето!».
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Паспорт программы
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
Автор программы: воспитатели пришкольного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей.
Руководитель программы: директор школы Бунина Нина Евгеньевна.
Адрес учреждения: 369700 Воронежская область, Лискинский район, с. Средний Икорец, ул. 50 лет Победы, 1.
Телефон: (8-47-32) 99-1-96
Форма реализации программы: пришкольный летний лагерь труда и отдыха «Весёлые друзья» с дневным пребыванием детей.
Сроки реализации программы: с 01.06.15 по 25.06.15г.
Место реализации программы:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Среднеикорецкая средняя общеобразовательная школа»
с. Средний Икорец.
Основания для разработки программы:
закон РФ “Об образовании”;
Конвенция о правах ребенка;
постановления правительства Воронежской области;
распоряжение Главы администрации Лискинского муниципального района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период 2015 года»;
приказ по школе «Об организации летнего отдыха в летний период 2015 года»;
Устав МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» с. Средний Икорец.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
- Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;
- Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.
- Оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
- Улучшение социально-психологического климата пришкольного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием;
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Кадровое обеспечение:
начальник пришкольного лагеря труда и отдыха «Весёлые друзья» с дневным пребыванием детей – Суродина О.Н.
социальный педагог пришкольного лагеря труда и отдыха «Весёлые друзья» с дневным пребыванием детей – Рудакова Ю. Г.
воспитатели пришкольного лагеря труда и отдыха «Весёлые друзья» с дневным пребыванием детей – Труфанова Е.А., Волошина Е.Г.
инструктор по физической культуре – Филин М.Ю.;
повара – Скоркина Е.А.; Иванникова М.А.;
медсестра – Смолина Е.Е;
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется директором школы Буниной Н.Е. и начальником лагеря Суродиной О.Н.
Концепция программы
Детство – счастливейшие годы жизни.
(Д.Пашков)
Детский лагерь труда и отдыха – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в трудовую и творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и трудовая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из села.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование летнего отдыха при МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу,
Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский,
Ш. Амонашвили).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев,
И. Блонский, Л.С. Выготский)
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанки отдыхающих.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»
Пришкольный лагерь труда и отдыха «Весёлые друзья» с дневным пребыванием на базе
МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»
Детские газеты и журналы, телевидение, Интернет
Спортивная многофункциональная площадка при школе
Среднеикорецкая сельская библиотека
Хореографическая, музыкальная студии
Школьная библиотека
Детская поликлиника
Отдел социальной защиты населения
Отдел
образования
Детский парк
Школьный музей
Большой спортивный, гимнастический, тренажерный залы, бассейн
Координационно – педагогический компонент
в работе развивающей программы
Материально-техническая база
Принципы программы
Программа летнего лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием при МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» детей и подростков «Лето солнышком согрето!» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего лагеря труда и отдыха предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
с учётом интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего лагеря труда и отдыха начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей и подростков «Лето солнышком согрето!»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, знакомство;
запуск программы «Лето солнышком согрето!»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в трудовую деятельность;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Источники финансирования Программы
Финансирование осуществляется из:
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление уголка;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
закаливание;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
экскурсии;
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских;
экскурсии в библиотеку;
конкурсы;
викторины.
Патриотический модуль
Формы работы:
посещение музея;
мероприятия;
просмотр видеофильмов;
беседы.
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
экскурсии в природу;
беседы о нравственности;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
7. Трудовой модуль
Формы работы:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
День | Мероприятия |
1 день. Д ень великого переселения. | 1.Организационное мероприятие « Здравствуй, Солнечный город!»: 2.Операция «Уют». 3.Час общения «Познакомимся поближе». 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». |
2 день. Я рмарочный балаган. | 1. Минутки здоровья. Советы Домового «Береги свою жизнь». 2. Ярмарочный балаган (выборы вождей, обсуждение плана проведения праздника, посвященного открытию лагеря). 3. Подготовка к открытию лагеря. 4. Славянские игры. «Чехарда» |
3 день. О бщеславянский сход. | 1. Минутки здоровья. Советы Водяного. «Закаливание». 2. Общеславянский сход «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» (открытие лагерной смены). 3. Славянские игры. Играем в «Лапту». |
4 день. У мники и умницы. | 1. Минутки здоровья. « Как поднять настроение?». 2. Интеллектуальный марафон «Славянская мифология». 3. Советы Лешего «Береги природу!». 4. Игра «Здоров будешь – всё добудешь!» |
5 день. Магический круг. | 1. Минутки здоровья. «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». 2. Инсценировка сказок и легенд «Магический круг». 3. Конкурс рисунков на асфальте «Древнее божество». 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». |
6 день. Д ень народных забав. | 1. Минутки здоровья. «Гигиена тела». 2.Народные забавы. Приключенческая игра «Ключ старого леса». 3. Подвижные игры «Славянские игрища». |
7 день. П осидим, поокаем! | 1. Минутки здоровья. «Точечный массаж». 2. Посидим, поокаем! «Музыкальная гамма». 3. Занятия по интересам в кружках, секциях. |
8 день. День развлечений. | 1. Минутки здоровья. «Разговор о правильном питании». Советы Домового. 2. Развлекательная программа «Мисс Баба-Яга». 3. Шахматно – шашечный турнир. |
9 день. Банные с ражения. | 1. Минутки здоровья. «Основы правильного дыхания». 2. Спортивно – развлекательная программа «Племена на охоте». 3. Банные сражения. 4. Славянские игры. |
10 день. Кто во что горазд. | 1. Минутки здоровья. «Путешествие в страну Витаминию». 2. Смотр – конкурс «Алло! Мы ищем таланты». 3. Игровое занятие «Солнечный зайчик» |
11 день. З оологические забеги. | 1. Минутки здоровья. «Осанка - основа красивой походки». 2. Спортивные соревнования «Зоологические забеги». 3. Конкурс рисунков «Огонь – наш друг» |
12 день. П раздник Ивана Купалы. | 1. Минутки здоровья. «Берегите глаза». 2. Праздник Ивана Купалы. 3. Советы Лешего. «Изучаем лекарственные растения». |
13 день. Б огатырские сражения. | 1. Минутки здоровья. «Как снять усталость ног». 2. Спортивные эстафеты «Богатырские сражения». 3. Час творчества «мастеровые люди» 4. Познавательная викторина «Древняя Русь». |
14 день. Школа выживания. | 1. Минутки здоровья. «Как избежать простудных заболеваний». 2. Спортивная игра «Школа выживания». 3. Литературно – музыкальная композиция «Дадим шар земной детям» |
1 5 день. Вода, вода, кругом вода! | 1. Минутки здоровья. «Правила поведения на воде». Советы Водяного. 2. Купание в бассейне. 3. Игра «Сладкое дерево» |
16 день. Д ень переписки. | 1. Минутки здоровья. «Первая помощь при ушибах и вывихах». 2. Спортивное развлечение «Сварожий круг». 3. Рисуночное письмо «Послание на бересте». |
17 день. Одолеем нечистые силы! | 1. Минутки здоровья. «Закаливание». 2. Спартакиада «Одолеем нечистые силы». 3. Советы Домового «Если ты один дома». 4. Славянские игры. |
18 день. Н е отстанем от жизни! | Минутка здоровья: «Как поднять настроение» Работа компьютерного кружка «Компьютерлэнд» Подготовка к конкурсу «10 заповедей человечности» Подвижные игры на свежем воздухе |
19 день. День здоровья. | Минутки здоровья. «Закаливание». Спортивные развлечения. Экскурсия в парк. Занятия по интересам в кружках, секциях. |
20 день. Д обрый день. | Минутка здоровья: «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» Акция «Дерево Добра», «Добрые слова» Конкурс плакатов с цитатами о добре. Подвижные игры на свежем воздухе |
21 день. З акрытие лагерной смены. | 1. Минутки здоровья. «Если хочешь быть здоров». 2. Игра «День зелёных пяток» 3. Закрытие лагерной смены. Линейка «До новых встреч, славяне!» 4. Дискотека «Расстаются друзья». . |
Ожидаемые результаты реализации Программы
- оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Список литературы, использованной при разработке программы
Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) - Волгоград: издательство « Учитель», 2006
Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2010 г.
Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2009 г.
Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2010 г.
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2011 г.
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2009 г.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2008 г.
Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2010 г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2009 г.