Оздоровительные игры для учащихся начальной школы
и среднего звена.
Пояснительная записка.
Данные игры можно использовать на уроках, во время занятий в группе продленного дня, во время летнего отдыха в оздоровительном лагере.
Помогают поддерживать двигательный режим ребят, хорошую осанку.
Проводить можно как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. Каждую игру можно разнообразить, внести новые элементы.
1. « Тик – так»
В положении скрестив ноги , ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу покачивает головой вперед и назад, вправо и влево, произнося « тик – так». Учитель контролирует осанку ребенка.
2. « Ласточка»
Учащийся стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Учитель держит ребенка за обе руки ( в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, а затем опорная нога меняется.
3. « Перекатывание шаров»
Дети перекатывают шары или мячи один к другому или к учителю. Путь перекатывания постепенно увеличивается.
4. «Переложи мяч»
Ребенок сидит на полу, опираясь руками сзади. Мяч положен у ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево.
5. « Спрыгни в кружок»
Около пня ( скамейки) чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька в кружок. Выигрывает тот, кто точнее прицелится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать нужно мягко, пружиня на носках.
6. « Воздушные шары»
Дети перебрасывают через веревку надутые воздушные шары. Играют в парах.
7. « Между кеглями»
Расставить кегли. Ребенок обходит змейкой поставленные в ряд кегли. Выигрывает тот, кто не собьет ни одной кегли. Можно пройти между кеглями с закрытыми глазами. Можно проползти по - пластунски между
кеглями, не задев их. То же на четвереньках. Можно играть командами.
8. «Чей прыжок красивее?»
Соревнования могут проходить между двумя детьми или несколькими парами. Может играть и один ребенок, проверяя себя на качество выполнения прыжка. Прыгать можно стоя на месте, обеими ногами, на ходу, на бегу, на левой, на правой ноге, прыгать вдвоем, лицом и затылком друг к другу. Учитель в соответствии с состоянием детей дозирует нагрузку. Отмечая качество выполнения движения учитель говорит: « Чей красивее прыжок? Кто красивей прыгнуть смог?» Контроль правильной осанки.
9. « Послушный мяч»
Лежа, вытянувшись на спине, зажать мяч между ногами. Повернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4 – 6 раз.
Вот какой послушный мяч!
Между ног его запряч.
Повернись и оглянись!
Мячик, на пол не катись!
10. «Кто устойчивее?»
На расстоянии 50 см друг от друга рисуют два круга диаметром примерно
25 см. Два игрока становятся на левую ногу в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот. Кто не устоял и правой ногой коснулся пола.
11. « Ловкие ребята»
Дети стоят или сидят. В эту игру можно играть двум – трем учащимся, соревнующимся в ловкости ( кто подлезет под веревку или быстро перелезет через нее, не задев.) В игру можно играть командами.
12. « Танцуем казачок»
Ребенок в присядке выбрасывает одну ногу вперед и ставит ее на пятку. Потом меняет положение ног. В дальнейшем с помощью взрослого или опираясь на стул, подскоком плавно меняет положение ног.
13. « Великан»
Ходить, поднимаясь на носках как можно выше. ( 4 – 5 минут)
14. « Карлик»
Ходить, поднимаясь на носках, согнуть ноги в коленях. ( 5 – 7 минут)
15. « Лошадь»
Двигаться по кругу, подражая ходу лошади в различных темпах: шагом, рысью, галопом ( 4 – 5 минут).
16. « Перелет птиц»
Дети бегут друг за другом и , помахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу учителя или ведущего « ветер, буря» они поднимаются на гимнастическую стенку. По сигналу « хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала « ветер, буря» снова ищут себе место на гимнастической стенке. Тот, кто по первому сигналу занял место на гимнастической стенке, по второму сигналу должен найти себе новое место. Игра повторяется несколько раз. В заключение все дети должны принять правильную осанку. А учитель контролирует качество выполнения упражнения.
17. « Контроль осанки»
По предложению учителя ребенок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямо, шея вертикально, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как у елочки иголочки, напряжены. В позе « куклы» отойти на 3 - 4 шага от стены
( поза напряжена), затем руку свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо, пройти 1 -2 шага по залу, сохранив правильную осанку. Дети, сумевшие сделать все задание по «контролю осанки» лучше, отмечаются.
18. « Вытянулся – свернулся»
В положении лежа на спине ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями. Повторить 2 – 6 раз. Между каждыми повторениями отдохнуть, полежать, как тряпичная кукла, расслабиться.
19. « Мой веселый звонкий мяч…»
Дети сидят или стоят на на расстоянии 1 метра друг от друга. Им раздают маленькие мячи. Вместе с учителем или ведущим дети ударяют мячом об пол и ловят одной рукой под стихотворение :
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач?
Красный, желтый, голубой.
Не угнаться за тобой.
Затем перекидывают друг другу по очереди. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные дети начинают игру заново. Играют 2 – 3 раза. Учитель контролирует правильность осанки.
20. « Карусель»
Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и обруч товарища. Получается большой замкнутый круг. По сигналу « поехали!» все начинают двигаться шагом; по сигналу « бегом!» все бегут, по сигналу
« прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге ( т.е. приставным галопом). На слова « Тише, тише, не спешите. Карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда воспитатель произносит « отдохнем!» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны, подальше от лежащих обручей. Услышав сигнал
« карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их и игра повторяется.
21. « Качни»
Дети лежат или сидят на полу, ноги вытянуты. По сигналу учителя раскачивают ступни ног в стороны ( вправо и влево). Сгибают их и разгибают. Повторяют 2 – 6 раз.
22. « Школа мяча»
1) Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.
2) Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
3) Бросить мяч вверх. Сесть, скрестив ноги. И поймать мяч.
4) Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.
5) Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцевдо носков ног, выпрямиться и поймать мяч.
6) Ударить мяч о землю или об пол так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться. Дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.
7) Сильно ударить мяч перед собой о землю или пол, повернуться кругом и поймать мяч.
8) Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой о землю или пол так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч правой рукой.
9) Начертить на земле круг, оббежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки ( то правой, то левой).
23. « Мостик через речку»
Сесть на пол, ноги вытянуть, опереться на ладони за туловищем. Прогибаясь вперед и вверх поднять таз, опираясь на пятки и кисти рук (сделать мостик).
Вернуться в и.п., встать на четвереньки, пробежать 5 метров. Повторить
4 – 6 раз.
Мостик, мостик через речку –
Это я занял местечко.
Стал мостом через реку,
Скоро речкой побегу
Игра может быть командной. Между командами можно провести соревнования на качество и скорость выполнения.
24. « Рыбки»
Играющие стоят. Очерчивается пруд –площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: « Рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку - « сети» и пытаются окрутить и поймать «рыбок». « Рыбки» увертываются. Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется с новыми «рыбками», которыми назначаются самые ловкие дети.
Оздоровительные игры для учащихся начальной школы и среднего звена
составлены учителем физической культуры, преподавателем – организатором ОБЖ Шавриным В.В.по материалам публикаций разных лет. Использованы также личные материалы.