Оздоровительные минутки для младших школьников на каждом уроке.
Понедельник
1.Самомассаж ушных раковин
При выполнении массажа каждый прием повторить 3-4 раза.
разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движения и ладони вперед назад.
разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей.
подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны.
разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед-назад.
1. Игра "Запрещенное движение"
Содержание: во время ходьбы по одному в колонне учитель (он идет первым) меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного -— руки, на пояс. Это движение — запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время объявляется запрещенным другое движение.
3. Физкультминутка
Скачет лягушонок, (хлопок в ладоши)
Ква-ква-ква! (прыжки на месте)
Плавает утенок, (хлопок в ладоши)
Кря-кря-кря! (руки к груди и в стороны)
Прыгает козленок, (хлопок в ладоши)
Ме-ме-ме! (руки на поясе, наклон вперед)
А за ним ягненок, (хлопок в ладоши)
Бе-бе-бе! (приседание),
Вот мы на зарядке, (хлопок в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Утром на площадке, (хлопок в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Все вокруг стараются, (хлопок в ладоши)
Спортом занимаются! (ходьба на месте)
Повторить 2-3 раза.
Упражнения для глаз
Широко раскрыть и закрыть глаза 3 раза.
Крепко зажмуриться и открыть глаза 3 раза.
Легко поморгать глазами 6 раз.
Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке.
Повторить против часовой стрелки.
Последние 2 упражнения повторить с закрытыми глазами.
С закрытыми глазами написать носом круг в воздухе по часовой стрелке и. обратно.
Легко поморгать глазами 6 раз.
Вторник
Комплекс упражнений
И. п. - сидя за партой, руки за голову. 1-2 руки вверх, потянуться; 3-4 и. п.
И. П. - сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1 - 2 - наклон вправо; 3-4 - и.п. То же влево.
И. п. - сидя за партой. 1-2 встать, выпрямиться; 3 — 4 — и. п.
И. п. - сидя за партой. 1- 2 - встать, руки к плечам. 3-4 - руки вверх, 5-6 - и. п.
Игра "Кто в саду"
Содержание: ученики, взявшись за руки, образуют круг. А 4-5 учеников образуют внутри большого — маленький круг — это пчелки. Дважды все произносят слова: Кто в саду? Кто в саду? Пчелка в розовом саду. Ученики, стоящие в большом круге, идут в одну сторону, а в маленьком —- в другую. Все произносят слова: Ползай, пчелка, с веточки на веточку, С веточки на веточку, с листочка на листок. Наружный круг останавливается. Ученики, не отпуская рук, поднимают их вверх. Стоящие в маленьком круге (пчелки) расцепляют руки и идут "змейкой" в воротца, т.е. под поднятыми руками игроков наружного круга. По окончании слов пчелки становятся каждая за одним из участников игры, находящимся в большом круге. Эти пары меняются. Игра повторяется. Продолжительность 7-10 минут.
Кинезиологическое упражнение
"Кулак - ребро - ладонь"
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз.
«Встретились Бяка и Бука» (Шагаем на месте)
Никто не издал ни звука. (Руки в стороны)
Никто не подал и знака (руки на пояс)
Молчали (повороты туловища влево-вправо)
Бяка и Бука. (Наклоны туловища влево-вправо)
И Бука думал со скукой: (наклон туловища вперед)
Чего он так смотрит — букой? (Руки в стороны)
И Бяка думал: (руки на пояс)
Однако (наклон туловища вперед)
Какой он ужасный (руки вверх)
Бяка..." (руки опустили)
Среда
Комплекс упражнений
И. п. - сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1-2 — поворот туловища вправо, руки вверх; 3-4 - и. п.
И. п. - сидя за партой, руки за голову. 1-2 - поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3-4 - и. п.
И. п. - стоя за партой, руки на парту. 1-2 - сесть за парту; 3-4 - и.п. И. п. - стоя за партой, руки на пояс; 1 — руки в стороны; 2 - руки вверх, потянуться; 3 -руки в стороны; 4 - и. п.
Точечный массаж
для повышения иммунитета
Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.
Есть волшебная точка у нас,
Будем крутить ее каждый час.
От простуды помогает,
От инфекции спасает.
От безделья, лени - тоже
ХЭ-ГУ-точка всем поможет.
Стало скучно, не грустите –
ХЭ-ГУ-точку покрутите.
Утром, днем и перед сном
Дружно с точкой мы живем.
Игра "Отгадай, чей голосок?"
Содержание: все играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель показывает на того, кто будет говорить слова: "Скок, скок, скок!". Все участники игры идут по кругу и поют: "Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! (все поворачиваются вокруг себя), а как скажем —- скок, скок, скок — отгадай, чей голосок?". Стоящий в центре открывает глаза и пытается отгадать, кто сказал слова "скок, скок, скок". Угаданный игрок идет в середину, водящий — в круг. Если водящий не отгадал, он продолжает стоять в середине круга.
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руками разведём
И побежим кругом.
Четверг
Комплекс упражнений
И. п. - сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1-4 - поочередное продвижение
вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
И. п. - основная стойка у парты, руки к плечам. 1-4 - одновременные круговые
движения вперед; 5-8 - назад; пауза. Повторить 3 раза.
Игра "Добрые слова"
Содержание: участники игры становятся в круг, в центре — ведущий с мячом. Он читает стихотворение.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу —
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! — кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Ведущий бросает мяч любому из игроков, который говорит одно из добрых слов и возвращает мяч ведущему.
Дыхательные упражнения
«Чудо-нос»
После слов "задержу дыхание" дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание...
Раз, два, три, четыре —
Снова дышим: Глубже, шире.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох; Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает, (считают пальчиком) –
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладошки)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц ... (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять, (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками - крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считают пальчиком)
Пятница
Кинезиологическое упражнение
"Перекрестные движения"
Выполняются перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать это же левой рукой и правой ногой.
Дыхательное упражнение "Паровоз".
Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит:
"Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!"
А колеса стучат,
А колеса говорят:
"Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!"
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»).
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и душевного равновесия