СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Озеро Байкал - жемчужина России (коментарии к презентации)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю приизучении темы "Озёра России" в 8 кл или при изучении темы "Гидросфера " в 6 кл.

Просмотр содержимого документа
«Озеро Байкал - жемчужина России (коментарии к презентации)»

Справка

Урок рекомендован к проведению в 6 классе в разделе «Гидросфера», в теме «Озёра». На мой взгляд, подобный урок можно провести в 8 классе, при изучении раздела «Моря и внутренние воды» в теме «Озёра и болота». Некоторые моменты сценария урока можно не включать в 6 классе, а более детально остановиться на них в 8 классе.

Коментарии к слайдам презентации

«Чудо России и славное море» Озеро Байкал

Слайд №1 - титульный

Слайд № 2

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо – чаша

В окруженье диких скал

Это – озеро Байкал!

Слайд №3

Внимание на экран! (просмотр видеоролика )Какое озеро представлено на слайд – фильме?(если затрудняются) Подсказка: озеро находится на юге нашей страны. (пауза) Точнее на юге Сибири.

Слайд №4

Ребята, просмотрев видеофрагмент, определите тему нашего урока (учащиеся предлагают разные варианты)

(Тема урока «Озеро Байкал – жемчужина России»)

Слайд №5

Попытайтесь поставить к уроку цель

(Выявить уникальные свойства озера Байкал)

Слайд №6

Реализовывать данную цель мы будем сообща, работая в группах. Каждая группа получает своё задание. Работу в группе организует командир. Время для работы – 10 минут. Регламент выступления – до 2 мин.

1 группа – географы

Задача? Определить географическое положение озера Байкал

2 группа – геологи

Задача? Выяснить происхождение озера Байкал

3 группа- биологи –(ботаники)

Задача? Познакомиться с растительным миром Байкала

4 группа- биологи (зоологи)

Задача? Познакомиться с животным миром Байкала

5 группа - экологи

Задача? Оценить экологическую обстановку озера

Слайд №7

Сейчас я предлагаю группам посмотреть видео о красоте и уникальности озера Байкал. По ходу просмотра фильма приветствуются записи по теме вашего исследования. Внимание на экран!

Слайд №8

Отчёт групп о проделанной работе

1 группа – ГЕОГРАФЫ (предположительный ответ группы)

Байкал находится в центре Азии, в России,  на границе Иркутской области и Республики Бурятия

Озеро протянулось с севера на юго- запад на 636 км в виде гигантского полумесяца

Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км

Площадь водной поверхности составляет 31 722 км²

Максимальная глубина -1 642 м. Это  самое глубокое  озеро планеты Земля!

По объёму запасов воды Байкал занимает 2 место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю

В Байкал впадает 336 рек  и ручьёв. Самые крупные из них -  Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. 

Из озера вытекает одна река — Ангара.

На Байкале 27 островов, самый крупный из них  Ольхон (730 км²);  крупнейший полуостров — Святой Нос

Слайд №9

2 группа – ГЕОЛОГИ (предположительный ответ группы)

Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера 25—35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом ( так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10—15 тысяч лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются).

Озеро расположено в рифтовой впадине  и по строению схоже с бассейном  Мёртвого моря. Исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне трансформного разлома (в результате действия тектонических сил).

Толщина донных отложений Байкала говорит о том, что на его месте были горы высотой более 7 тысячи метров. Сейсмичность Байкала повышена.

Преобразование Байкала продолжается до сих пор — в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения. Озеро увеличивается со скоростью 2 см в год, что характерно для океанов. 

Слайд №10

3 группа – БИОЛОГИ – Ботаники (предположительный ответ группы)

Флора о.Байкал уникальна и неповторима! Здесь произрастают представители самых древних растений, которые относятся к отделу Плауновидных и Хвощевидных. На территории Байкала их насчитывается около 25 видов. Байкал, одно из немногих мест, где произрастает редкое, лекарственное растение Плаун-баранец.

Также данный регион славится разнообразием растений, которые относятся к папоротниковидным.

Среди деревьев здесь преобладают кедровый стланик, знаменитая сибирская лиственница и, конечно же, всем известная сибирская кедровая сосна. Все эти растения принадлежат к отряду голосеменных, и на территории озера Байкал их количество не превышает 10 видов.

Так же здесь произрастают представители класса Покрытосеменные, их здесь самое большее количество. Тут же можно встретить редчайшее растение рододендрон даурский.

Этот кустарник очень часто путают с багульником, но это очень большая ошибка. Рододендрон очень красивое растение, у которого очень красивые розовые цветы. Диаметр их нередко достигает 7 см.

Флора озера представлена огромным количеством лекарственных растений (родиола розовая, толокнянка, солодка, бадан, брусника, ромашка и мн. др.)

На берегах озера огромное количество цветов и кустарников. Не стоит забывать о флоре самого озера. Она представлена различными видами водорослей. Растения озера находятся под тщательной защитой и охраной

Слайд№11

В Байкале обитает около 2600 видов и подвидов водных животных, более половины которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме.

На большой глубине здесь произрастают пресноводные губки

Один из эндемиков, рачок эпишура, составляет до 80 %  биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её.

Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль,  хариус, сиг, байкальский осётр, налим, таймень, щука и другие. Наиболее интересна в Байкале  живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира.

Единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская

(дополнительная информация – если позволит время)

Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период.Численность ее в настоящее время около 60 тыс. голов. Живет нерпа более 50 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей.Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежнем логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детенышиимеют мех белого цвета - это их охранительная окраска. С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3-х месячных, буро-коричневый - у более старших. Молодого нерпенка называют хубунком, впервые перелинявшего зверя называют куматканом. Зверобойный промысел идет преимущественно на куматканов.

Средний вес нерпы - 50 кг, максимальный до 110 кг.. Длина 1,3-1,7 м. Может развивать скорость до 25 км/ч, погружаться способна до глубины 200 м. По наблюдениям, нерпа спит в воде, пока хватает кислорода в крови. Зимует она в логовищах под снегом, часто в торосистых участках Байкала. Во льду вокруг логовища нерпа делает продухи когтями передних конечностей, основные продухи в диаметре 40-50 см, вспомогательные - 10-15 см. В сутки нерпе нужно до 5 кг рыбы. Основная пища - голомянки и бычки.   Охотятся на нерпу весной, в апреле охота начинается и продолжается в период весеннего ледохода с лодок. Местные жители считают мясо и особенно жир нерпы целебными. Особенно нежное мясо у хубунков, оно почти лишено запаха рыбы, в отличие от мяса взрослой нерпы. Шкуры взрослой нерпы используют для изготовления унтов, подбивки охотничьих лыж. Наиболее красивый, прочный и дорогой мех 3-4-х месячных нерпят, серебристо-серого цвета, он высоко ценится на международных пушных аукционах. Местные мастера изготавливают из него замечательные мужские и женские головные уборы, которые можно купить только у нас в Северобайкалье.

Слайд №12

5 группа – ЭКОЛОГИ

Человек издавна пользовался природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал кедровый орех, ягоды, лекарственные травы. У Байкала сейчас множество проблем:

Понижение уровня водного зеркала

Загрязнение вод нефтепродуктами от водного транспорта

Уменьшение количества отдельных видов животных и растений

Промышленные предприятия – загрязнители

Интенсивная вырубка лесов

Слив хозяйственно – бытовых отходов

Туризм

Браконьерство

Учитель: Проблем, как видим, не мало! Предложите свои пути решения этих проблем (учитель корректирует предложения учащихся)



Слайд №13



  • Закрыть предприятия ЦБК

  • Контролировать охоту

  • Уменьшение сплава древесины в водах Байкала;

  • Запрет лесных заготовок

  • Усовершенствование обработки сточных вод

  •  Развитие туризма под  жестким контролем 

  • Обеспечить своевременный вывоз бытового мусора из зон отдыха

  • Улучшить работу заповедников и заказников

Слайд №14

5 декабря 1996 года, на 20 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, Байкал был внесён в список всемирного наследия ЮНЭСКО

Слайд №15

Задание группам

Каждая группа, применяя технику ПОПС или Синквейн обобщает полученную информацию на уроке.

(Группы озвучивают результаты своей работы)

Учитель: Ребята как вы считаете, в чём уникальность о. Байкал? (дети отвечают)

Значит, озеро Байкал можно считать жемчужиной нашей страны? Хотели бы вы побывать на этом уникальном озере? Возможно, кому то из вас посчастливится побывать на Байкале. И вы воочию убедитесь в красотах озера, побывав не на виртуальной, а на реальной экскурсии.

Слайд №16

Время нескончаемо бежит вперёд. Близится к завершению урок. Я заканчиваю наше знакомство с Байкалом словами Сергея Карпеева

Чудо России и славное море!
Нету предела твоим берегам!
Ветер ликует в бескрайнем просторе,
Слуды возносятся по островам.

Волны ласкают беспечные камни,
Дремлет веками забытый вулкан.
В дымке бесплотной лесными хребтами
Тянется цепью Хамар-Дабан.

Слайд №17

Если останется время – просмотр видеоролика «Мой Байкал»

Слайд №18

Список источников основного содержания

Слайд №19

Список источников иллюстраций