Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями
Выполнила: Демченко Мария Дмитриевна
Ознакомление с комнатными растениями
– это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.
Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, с помощью которого возможно решать задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
При общении с растениями обогащается кругозор дошкольников, они получают представления о богатстве мира природы. Развивается интерес детей к природе, наблюдательность,
любознательность, речь.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Комнатное растение должно быть типичным, чтобы познакомить детей с основными чертами, характерными для данного типа растений.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают комнатные растения неприхотливые к уходу за ними.
3.Комнатные растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида комнатных растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и
индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости растений.
5. Необходимо учитывать возможность
нормальной жизнедеятельности, роста и развития
комнатных растений в условиях помещения детского учреждения.
Комнатные растения, разрешенные в детском саду
Список относительно безопасных для детей растений : аралия, аир, алоэ, бальзамин, бамбук, бегония, гвоздика, гибискус, драцены, хризантема, колеус, алоэ, толстянки, пеперомии, аукуба японская и другие.
Выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться
сезонными простудными заболеваниями : хлорофитум хохлатый.
Поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для
помещений с большим количеством людей : фуксия, бегония,
азалия.
У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья.
Благодаря этому малыши могут изучить их строение : геогенантус,
гастения.
У этих многолетников крупные листья и дети могут их протирать и
поливать : каланхоэ, китайская роза, глоксинии, крассула, колеус, каладиум двухцветный, гипестес с разноцветными листьями.
В садиках нельзя содержать следующие виды растений:
- Фикус, диффенбахия - прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.
- Все виды кактусов - растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
- Олеандр, лилии - при контакте ребенка с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах
вполне может вызвать сильную головную боль.
- Герань - способно спровоцировать приступ астмы
или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.
Основная цель ознакомления с комнатными
растениями – развитие у детей активного
познавательного интереса к миру комнатных
растений.
Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.
Задачи:
- Познакомить детей с комнатными растениями
- Учить различать части растений.
- Формировать представления детей о том, что для их роста нужны земля, вода, воздух.
- Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой природе.
При ознакомлении детей с миром комнатных растений можно выделить следующие типы занятий:
- первично-ознакомительные – эти занятия посвящаются ознакомлению детей с растениями.
Пояснение, короткий эмоциональный рассказ воспитателя. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий – эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает
им повторять то, что произносит сам.
- Углубленно-познавательные – занятия, которые строятся на рассказе воспитателя и наблюдений за растениями в уголке природы. На каждом последующем занятии воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.
Содержание занятий по ознакомлению с природными зависимостями направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями и внешней средой. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста
растений от факторов внешней среды (света, влаги,
тепла, питательной почвы).
- Обобщающие занятия – проводится с целью формирования обобщенных представлений о комнатных растениях.
Большую роль в закреплении знаний о комнатных растениях могут сыграть разнообразные
дидактические игры.
Дети младшей группы на занятиях должны усвоить :
- названия комнатных растений (3-4);
- знать части растений : выделять стебли:
воспитатель вводит слово стебель в
активный словарь детей постепенно,
заменяя его вначале словом «ветка»;
- уметь описать листья: -круглые,
длинные – овальной формы (как огурчик);
-окраску (зеленая);
-величину (большие и маленькие).
- поверхность ( гладкий, негладкий);
- уметь рассказать о цветах : название окраски в пределах основных цветов, количество цветов на цветоножке (один, много)
Формы и методы по ознакомлению с комнатными растениями
Дидактические игры
- « Найди такой же»
- «Волшебный горшочек»
- «Скажи наоборот»
- « Вопрос- ответ»
Сюжетно-дидактические игры:
- « Магазин цветов»
- « День рождения»
Игры-рисунки о растениях:
- « Поиграй с растением» (игровизор)
- Рисуем на песке, манке
- « Дорисуй картинку»
Настольно- печатные игры:
- Лото
- Найди пару
- Собери растение (разрезные картинки)
- Угадай-ка (чудесный мешочек)
Список литературы:
- Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание. -2003.№7
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004 г., 128 с.
- Николаева С. Н., Лункевич Н. В. Экологическое воспитание дошкольников. 2008, 621с.
- Охапкина Г.М., Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: Система работы. Изд-во: Скрипторий 2003. - 2008 г., 72 с.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!