Ознакомление детей старшей группы (6-7 лет)
с некоторыми единицами длины, объема, массы
Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Величина» старшая группа 6-7 лет (см уч. пр-му ДО)
Методика ознакомления с единицами длины
Ознакомление детей мерой измерения объема жидкостей - литром
Методика ознакомления с единицей массы - кг
2.
Обучение измерению условными мерками позволяет подвести детей к осознанию значения общепринятых мер.
Методика ознакомления с единицей длины – метр
В работе с детьми дошкольного возраста целесообразнее введение единиц длины — начинать с метра, т.к. метр — более крупная единица измерения, чем сантиметр, поэтому процесс измерения становится более «зримым» для детей.
Последовательность ознакомления
1. экскурсия в промтоварный магазин:
наблюдение за действиями продавца по отмериванию покупателям нужного числа метров ткани;
рассматривание линейки длиной 1 м (метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения) ;
демонстрация продавцом способа измерения ткани метром («Вот смотрите, дети, какой длины кусок ткани я отмерила. В нем 6 метров»);
сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверку результатов метровой линейкой (ширина шелка меньше метра, а ширина - шерсти больше метра);
покупка ткани (2 м), ленты (3 м), тесьмы (4 м) на платья куклам.
беседа после экскурсии (Что видели в магазине? Что и когда покупали их родители или они сами? Где еще применяется измерение с помощью метра? Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр?
Рассматривание линейки-метра:
Как называется эта мерка?
Почему?
Где вы ее видели?
Людям каких профессий она нужна?
Практическая деятельность:
обследование метровой линейки;
сравнение разных по виду метров (складной, деревянный, металлический) путем наложения;
упражнение детей в измерении метром (измерить длину дорожки, длину и ширину грядки в огороде и т. д.)
Методика ознакомления с единицей длины – сантиметром
подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);
продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);
обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);
показать линейку с сантиметровой шкалой без цифр, предложить наложить сантиметровые полоски (модели сантиметра) на шкалу линейки, подсчитать их количество;
упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;
предложить для удобства расставить цифры («Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;
рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.
Правила пользования линейкой:
Выбрать точку отсчета.
Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.
Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).
Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколько): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».
Ошибки детей:
Начинают измерение не от нуля, а от начала линейки.
При неплотном накладывании линейка смещается.
Вместо термина «сантиметр» говорят «мерка» и др.
3.
Ознакомление детей с мерой измерения объема жидкостей — литром
Прежде чем сообщать детям знания об общепринятом способе измерения жидкостей и мерах объема, следует поупражнять их в измерении условными (объемными) мерками:
1) заполнить литровую банку водой, измерив ее равными условными мерками;
2) заполнить литровую банку водой, измерив ее разными по объему условными мерками;
3) налить в литровые банки указанное количество воды, измерив ее разными по объему мерками; сравнить, как заполнились банки.
В процессе выполнения этих заданий закрепляются умения измерять объемы жидкостей условной меркой; представление о зависимости результата измерения от величины мерки.
Последовательность знакомства с литром как единицей объема:
воспитатель предлагает детям назвать, какие они знают жидкие вещества;
демонстрируется мерная кружка, даются пояснения, что жидкие вещества измеряют меркой, которая называется «литр», в мерную кружку вмещается 1 л воды (мерная кружка заполняется водой);
определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки;
выясняется, где и почему требуется измерение литром;
упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отмеривании нужного объема воды.
Методика ознакомления с единицами массы
В средней, старшей группах дети определяли массу предметов «взвешивая» их на ладонях.
В старшей группе (6-7 лет) знакомят со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с килограммом.
этап Знакомство с простейшими весами (типа «аптечных» или «уточек»). Проверка правильности «взвешивания» на руках.
Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз.
Упражнения:
Из равных по массе кусков пластилина лепим разные формы (шарик, колбаску, морковку и др.) и выясняем, что масса не меняется.
Сравниваем предметы одинакового объема, но разной массы; разного объема, но одинаковой массы.
этап Определение массы предмета на весах с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и др.).
Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются.
Упражнения:
Взвешивание одного предмета разными мерками.
Сравнение масс предметов при помощи измерения на весах.
этап Знакомство с килограммом. Измерение масс на чашечных весах с помощью килограммовых гирь.
Упражнения:
Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг.
Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.
Правила измерения масс:
Уравновешиваются весы.
Кладется объект на левую чашу весов, а на правую - последовательно грузики (условные мерки) до тех пор, пока весы не уравновесятся.
Подсчитывается количество грузиков.
Проговаривается, что чем измеряли и каков результат.
Аналогично измеряется масса другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод.
Для ознакомления с общепринятыми мерами измерения следует шире использовать повседневную жизнь и опыт детей дошкольного возраста.
Литература
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004.
Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ сост. В.В. Данилова. М.Просвещение 1987 – 175с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников М., Воронеж 2005