СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомление детей старшей группы (6-7 лет) с единицами измерения длины, объема, массы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление детей старшей группы (6-7 лет) с единицами измерения длины, объема, массы»

Ознакомление детей старшей группы (6-7 лет)

с некоторыми единицами длины, объема, массы


  1. Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» компонента «Величина» старшая группа 6-7 лет (см уч. пр-му ДО)

  2. Методика ознакомления с единицами длины

  3. Ознакомление детей мерой измерения объема жидкостей - литром

  4. Методика ознакомления с единицей массы - кг

2.

Обучение измерению условными мерками позволяет подвести детей к осознанию значения общепринятых мер.

Методика ознакомления с единицей длины – метр

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразнее введение единиц длины — начинать с метра, т.к. метр — более крупная единица измерения, чем сантиметр, поэтому процесс измерения становится более «зримым» для детей.

Последовательность ознакомления

1. экскурсия в промтоварный магазин:

  • наблюдение за действиями продавца по отмериванию покупателям нужного числа метров ткани;

  • рассматривание линейки длиной 1 м (метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения) ;

  • демонстрация продавцом способа измерения ткани метром («Вот смотрите, дети, какой длины кусок ткани я отмерила. В нем 6 метров»);

  • сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверку результатов метровой линейкой (ширина шелка меньше метра, а ширина - шерсти больше метра);

  • покупка ткани (2 м), ленты (3 м), тесьмы (4 м) на платья куклам.

  1. беседа после экскурсии (Что видели в магазине? Что и когда покупали их родители или они сами? Где еще применяется измерение с помощью метра? Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр?

  2. Рассматривание линейки-метра:

  • Как называется эта мерка?

  • Почему?

  • Где вы ее видели?

  • Людям каких профессий она нужна?

  1. Практическая деятельность:

  • обследование метровой линейки;

  • сравнение разных по виду метров (складной, деревянный, металлический) путем наложения;

  • упражнение детей в измерении метром (измерить длину дорожки, длину и ширину грядки в огороде и т. д.)


Методика ознакомления с единицей длины – сантиметром

  1. подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром (например, мелкие предметы);

  2. продемонстрировать модель сантиметра (полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая на­зывается «сантиметр» («Что можно измерить сантиметром?»);

  3. обследовать новую мерку (взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);

  4. показать линейку с сантиметровой шкалой без цифр, предложить наложить сантиметровые полоски (модели сантиметра) на шкалу линейки, подсчитать их количество;

  5. упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя под­счет количества отрезков;

  6. предложить для удобства расставить цифры («Считать де­ления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозна­чить цифрами») и измерить отрезки;

  7. рассмотреть фабричную линейку и сформулировать прави­ла пользования линейкой при измерении.


Правила пользования линейкой:

  1. Выбрать точку отсчета.

  2. Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой вели­чины.

  3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяжен­ности (обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).

  4. Сформулировать результат измерения (что, в чем и сколь­ко): «Длина коробки (карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».

Ошибки детей:

  1. Начинают измерение не от нуля, а от начала линейки.

  2. При неплотном накладывании линейка смещается.

  3. Вместо термина «сантиметр» говорят «мерка» и др.


3.

Ознакомление детей с мерой измерения объема жидкостей — литром

Прежде чем сообщать детям знания об общепринятом способе измерения жидкостей и мерах объема, следует поупражнять их в измерении условными (объемными) мерками:

1) заполнить литровую банку водой, измерив ее равными условными мерками;

2) заполнить литровую банку водой, измерив ее разными по объему условными мерками;

3) налить в литровые банки указанное количество воды, измерив ее разными по объему мерками; сравнить, как заполнились банки.

В процессе выполнения этих заданий закрепляются умения измерять объемы жидкостей условной меркой; представление о зависимости результата измерения от величины мерки.

Последовательность знакомства с литром как единицей объема:

  1. воспитатель предлагает детям назвать, какие они знают жидкие вещества;

  2. демонстрируется мерная кружка, даются пояснения, что жидкие вещества измеряют меркой, которая называется «литр», в мерную кружку вмещается 1 л воды (мерная кружка заполняется водой);

  3. определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки;

  4. выясняется, где и почему требуется измерение литром;

  5. упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отме­ривании нужного объема воды.

Методика ознакомления с единицами массы


В средней, старшей группах дети определяли массу предметов «взвешивая» их на ладонях.

В старшей группе (6-7 лет) знакомят со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с кило­граммом.

  1. этап Знакомство с простейшими весами (типа «аптеч­ных» или «уточек»). Проверка правильности «взвешивания» на руках.

Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз.

Упражнения:

Из равных по массе кусков пластилина лепим разные фор­мы (шарик, колбаску, морковку и др.) и выясняем, что масса не меняется.

Сравниваем предметы одинакового объема, но разной мас­сы; разного объема, но одинаковой массы.

  1. этап Определение массы предмета на весах с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и др.).

Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются.

Упражнения:

Взвешивание одного предмета разными мерками.

Сравнение масс предметов при помощи измерения на весах.

  1. этап Знакомство с килограммом. Измерение масс на чашечных весах с помощью килограммовых гирь.

Упражнения:

Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг.

Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.


Правила измерения масс:

  1. Уравновешиваются весы.

  2. Кладется объект на левую чашу весов, а на правую - последовательно грузики (условные мерки) до тех пор, пока весы не уравновесятся.

  3. Подсчитывается количество грузиков.

  4. Проговаривается, что чем измеряли и каков результат.

  5. Аналогично измеряется масса другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод.

Для ознакомления с общепринятыми мерами измерения следует шире использовать повседневную жизнь и опыт детей дошкольного возраста.


Литература

  1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004.

  2. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ сост. В.В. Данилова. М.Просвещение 1987 – 175с.

  3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

  4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников М., Воронеж 2005