СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников. Принципы и формы коррекционной работы с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей о том, что такое мониторинг, его цель, задачи, компоненты, основные этапы мониторинга.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников. Принципы и формы коррекционной работы с детьми.»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников. Принципы и формы коррекционной работы с детьми»

Старший воспитатель: Бобкова Александра Александровна

Управление качеством образования – это важнейшее направление деятельности в целостной системе управления образовательным учреждением. Качество образования является главной характеристикой результатов образовательной деятельности и важнейшим показателем успеха образовательного учреждения. Основным инструментом качества образования является мониторинг, позволяющий осуществлять сбор информации об образовательной деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения, планировать работу по преобразованию дошкольного учреждения на основе полученных результатов, принимать эффективные управленческие решения.

Оценить успешность или неуспешность результатов образовательного процесса позволяет педагогический мониторинг, который является важным звеном в системе мониторинга качества образования. Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования

  Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Задачи педагогического мониторинга:

1. Выявление зоны актуального развития воспитанников, определение динамики их развития;

2. Установление причин, влияющих на качество организации образовательного процесса;

3. Поиск эффективных технологий и методов, позволяющих скорректировать педагогический процесс;

4. Совершенствование условий образовательного процесса и развивающей среды детского сада с учетом полученной в процессе педагогического мониторинга информации.

При организации мониторинга учитывается два компонентамониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развитияМониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

- Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

-Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

- Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

- Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

- Принятие решения об изменении деятельности.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 Для проведения педагогического мониторинга были разработаны

          1.  индивидуальная карта развития ребенка для каждого возраста в соответствии с ФГОС ДО;

        2.  диагностический инструментарий оценки уровня развития, в том числе на основе выявления динамики формирования у воспитанников социально – нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка. Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно.

         В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к которым предлагаются диагностические карты для педагогической диагностики на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как знания умения, навыки.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует следующие методы:

  • метод наблюдения,

  • проведение диагностических заданий,

  • беседы,

  • создание диагностических игровых, образовательных ситуаций,

  • анализа продуктов детской деятельности.

 Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке. Ведущим методом проведения образовательного мониторинга в детском саду является наблюдение.

Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.                                                                                                                          Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для педагогов, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.

            Периодичность педагогического мониторинга: 2 раза в год (ноябрь - апрель)

В начале учебного года по результатам мониторинга составляются индивидуальные маршруты развития для детей, имеющих затруднения в освоении программного материала. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!