П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».
Тема урока «К заветным сокровищам души… »
Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.
Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализа текста, выделение лучших качеств в характере литературного героя.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа. Постановка цели урока
Учитель: Добрый день, сегодня у нас необычный урок, урок открытый, на котором присутствуют гости. Надеюсь, что сегодня мы получим не только новые знания, но и удовольствие.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. «К заветным сокровищам души… »…
- Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?
- А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)
Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.
У вас на партах лежат ожерелья. В каждый драгоценный камень вы напишете хорошие качества того или иного героя, , и в конце урока у каждого из вас в тетради должно получиться ожерелье лучших душевных качеств.
Дома вам было задано познакомиться с текстом одного из произведений Павла Бажова «Медной горы хозяйка». Если обратиться к теме урока и связать ее с произведением, как вам кажется, какие цели мы перед собой поставим? Что мы должны знать прежде, чем обратиться к произведению?
- знать биография автора
-определить жанр произведения и его особенности
-посмотреть историю возникновения произведения
-увидеть особенности языка Бажова
-охарактеризовать героев, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота.
3. Историческая справка.
Прежде, чем приступить к работе над текстом, давайте узнаем, кто такой Павел Петрович Бажов. О нем нам расскажет Ученик 1. Запиши те, пожалуйста, основную информацию.(Первый ученик рассказывает, подготовленную дома информацию, ребята записывают основную информацию в тетради)
-где родился Бажов?
-кто были его родители?
-какое образование получил?
-что легло в основу Бажовских рассказов?
-как выглядел Бажов?
4. Знакомство с жанром сказа. Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова. Заметили ли вы его отличие от сказки? В чём оно? (Ответы детей)
На доске записаны признаки, определите, какие относятся к сказке, а какие к сказу??
сказка | сказ |
Волшебные герои - добрые или злые. Нет рассказчика. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. Не имеют реальной основы. | Герои - люди обыкновенные. Фольклорная первооснова. Присутствие рассказчика - человека из народа. Волшебство и таинственность - неотъемлемая часть повествования. |
Действие сказа происходит на Урале. Сейчас мы обратимся к географии и посмотрим, где находится этот край. Может быть кто-то знает?
Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими частями света. Урал называют «Каменным поясом». Как думаете, почему? Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районовКазахстана на юге. (как пояс)
Принято считать, что название горы связано с тюркским «арал» (остров) или с «уралмак» (опоясывать, огораживать). «Урал» по-башкирски — пояс.
Существует башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
Уже с первой страницы видно, что Бажов обращается к географическим названиям.
Об этих географических точках расскажет Ученик 2. (Второй ученик рассказывает подготовленный дома материал)
Учитель: У меня в руках маленькая шкатулка. И в ней сегодня ни дорогие женские украшения, а драгоценные слова, сокровища народной речи, услышанные писателем из уст старых рабочих горных мастеровых людей. Слова эти необычные, сегодня не употребляемые и значения многих их них нам уже не понятны. Познакомимся с ними, сейчас мы их встретим в тексте.
Давайте посмотри, какие слова есть в этом списке. Это пример чистейшего фольклора, который сегодня имеет большую значимость и является БОГАТСТВОМ русского языка, истории и литературы.
Богатый край! А чем богат Урал? А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень. Кто знает, какие породы добываются на Урале?
Ученик 2 расскажет, какими драгоценностями богат этот край. (Второй ученик рассказывает материал, подготовленный дома).
5. Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» и его герои. Характеристика мастера Степана.
Учитель: Давайте обратимся к тексту и начнем заполнять наше ожерелье.
- Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? Кто он по профессии? Каков его труд? Вольный Степан ил зависим от чьей-то воли? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжели что Степан – человек крепостной.)
- Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)
- Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)
- Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Какие качества здесь проявляет Степан? Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)
- Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)
На ваших столах лежит «ожерелье», составленное из кружочков, запишите на трех любых кружочках, какими качествами обладает Степан. (ребята заполняют фигурку определениями).
6 Характеристика Хозяйки Медной горы.
А теперь поговорим о Хозяйке Медной горы. Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы?
(Ребята не только восхищаются ее могуществом, но еще испытывают к ней жалость.)
(Всегда находятся ученики, которые понимают, что Хозяйка во всей своей красоте и величии обречена на одиночество)
Итак, ребята, какие лучшие качества души Хозяйки мы можем выделить? (Ребята отмечают, что это справедливость, благородство, милосердие.) Запишите три этих качества в кружочках «ожерелья».
7. Характеристика Насти.
Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. На трех кружочках записываем лучшие качества Насти. (Это верность, трудолюбие, забота).
8. Рефлексия.
В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа.
- Какими бы качествами хотели обладать вы?
- И теперь ребята, в заключение, скажите, в чем смысл эпиграфа, который написан на доске.
- Чему нас может научить сказ?
- (Ребята говорят, что некоторые сказы заставляют задуматься о чем-то и переосмыслить свою жизнь, другие демонстрируют нравственные ценности жизни, а третьи ведут нас к свету и добру, заставляя становиться лучше.) Чем он отличается от сказки?
9. Домашнее задание.
Дополнить ожерелье своими качествами, подготовить устный рассказ, как вы проявляете эти качества в жизни.