СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"П.И.Чайковский. Детский альбом"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с историей создания "Детского альбома".

Просмотр содержимого документа
«"П.И.Чайковский. Детский альбом"»

П.И.Чайковский. «Детский альбом»


Возраст: 7-9 лет

Цель урока: Познакомить с фортепианным циклом П.И.Чайковского "Детский альбом"

Задачи:

  • познакомить с историей создания "Детского альбома";

  • прослушать ряд пьес из "Детского альбома";

  • исполнить программные пьесы в инструментальном, вокальном и оркестровом вари антах;

  • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

  • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

  • прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

Используемые современные образовательные технологии:

  • Здоровьеформирующие технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии

Ход урока

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Мысль о посвящении Володе Давыдову , сыну А.И.Давыдовой,"Детского альбома", очевидно возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом". Еще позже 12/24 декабря 1878 года из Флоренции он писал Л.В.Давыдову, мужу своей сестры: "Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр. Меня только немало смущает, что Митюк, пожалуй, обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, - можно целые симфонии посвящать".



"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. детей". (слайд 1)

Открываем альбом. На первом листе написано: "Зимнее утро". Представьте себе картину зимнего морозного утра. Прослушайте эту пьесу в исполнении Анастасии Гир.(слайд 2)

Звучит пьеса "Зимнее утро"в исполнении Гир Анастасии

- Что вы представили, слушая музыку?

Композитор много наблюдал за играми своих племянников. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы". (слайд3)

Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?

Звучит пьеса "Болезнь куклы"в исполнении Паршиной Екатерины

- Что композитор хотел выразить этой музыкой?

У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки.

А мальчики любят играть в солдатиков (слайд 4) . Солдаты четко маршируют.

Сейчас мы этот марш попробуем сыграть .

Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" в исполнении Смирновой Татьяны

Следующую пьесы Чайковский посвятил маме.

Звучит пьеса "Мама"в исполнении Чугурович Божены (слайд 5)

- Какие интонации слышатся в музыке?

(нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то)

Есть в "Детском альбоме" пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, которую исполнит Мартынова Анна.

Звучит "Баба Яга" в исполнении Ростиловой Елизаветы

Какие интонации передаёт эта музыка? (коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)

Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?

(слайд6 )

Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо.

Звучит "Полька" в исполнении Мартыновой Анны (слайд7 )

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

"Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка". Послушайте, мы с Ростиловой Лизой вам её исполним.

Звучит "Старинная французская песенка"в исполнении Чугурович Божены

(слайд 8)

"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Звучит "Неаполитанская песенка" в исполнении Ростиловой Елизаветы

(слайд 9)

":Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

(слайд 10)

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: ":Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ". Послушайте "Камаринскую " в исполнении Чугурович Божены.

(слайд 11)

Сегодня мы познакомились с детским альбомом П.И.Чайковского. Какие пьесы вам больше всего понравились и почему? Давайте к следующему занятию мы нарисуем рисунки к наиболее понравившимся пьесам. Спасибо за внимание!