Приложение № ___
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом ФКП
протокол № __ от _____________ образовательного учреждения № 98
от _________________№____
П О Л О Ж Е Н И Е
о фонде оценочных средств
в ФКП образовательном учреждении № 98
Курск
2024
2
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение о фонде оценочных средств (далее - ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ФКП образовательном учреждении № 98 (далее - учреждение). Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами, типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования», «Положением об учебной и производственной практике в Учреждении», «Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся в Учреждении», «Положением об итоговой аттестации обучающихся в Учреждении», Уставом федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 98.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям (текущая и промежуточная аттестация) соответствующей основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) создаются оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
ФОС для текущей и промежуточной аттестации разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно, а для государственной аттестации разрабатывается и утверждаются Учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
ФОС по каждой дисциплине и по ОПОП в целом определяет организацию, планирование результатов самостоятельной работы обучающихся и оценку качества освоения компетенций.
Задачи и условия формирования фонда оценочных средств
ФОС, включающий многокомпонентные системы оценки качества освоения ОПОП обучающихся, соответствующих новой программе стандартизации образовательных программ СПО, решает следующие задачи:
контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и практического опыта, определенных во ФГОС по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик;
контроль (с помощью набора оценочных средств, и управления (с помощью элементов обратной связи) достижением целей реализации данной ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Методическими основами формирования оценочных средств являются:
структурные макеты формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
максимальное приближение системы оценивания и контроля
3
компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;
участие в оценке компетенций обучающихся внешних экспертов (работодателей, преподавателей, читающих смежные дисциплины); использование традиционных видов и форм контроля.
Типы, виды, традиционные формы контроля, критерии оценивания
Типы контроля успешности освоения ОПОП обучающимися:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация; итоговая государственная аттестация.
Текущий контроль успеваемости - это проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении всего срока обучения.
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) - это оценка совокупности знаний, умений, практического опыта в целом и/или по разделам ОПОП.
Итоговая аттестация служит для проверки результатов освоения ОПОП в целом с участием внешних экспертов.
К традиционным формам контроля относятся:
собеседование;
зачет (дифференцированный зачет);
экзамен (по дисциплине, квалификационный экзамен, итоговый государственный экзамен);
тест;
контрольная работа;
эссе и иные творческие работы;
выпускная квалификационная работа.
К видам контроля относятся:
письменные формы контроля;
устные формы контроля;
контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные работы, эссе, отчеты по практикам, (деловой/ролевой игре, тренингу) и др. К каждой работе должны быть указаны критерии оценки в процентах и/или в баллах.
Тест - форма контроля, направленная на проверку уровня освоения контролируемого теоретического и практического материала по дидактическим единицам дисциплины (терминологический аппарат, основные методы, информационные технологии, приемы, документы, компьютерные программы, используемые в изучаемой области и др.).
Контрольная работа - форма контроля для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам всех циклов. Контрольная работа включает средние по трудности теоретические вопросы из изученного материала, типовые задачи, задания, упражнения, документы - решение выполнение, заполнение которых предусмотрено в программе дисциплины.
Эссе - форма контроля, универсальная при формировании общих компетенций обучающегося, при развитии навыков самостоятельного мышления
4
и письменного изложения собственных умозаключений, на основе изученного или прочитанного материала.
Отчеты по практикам - форма контроля, позволяющая обучающемуся продемонстрировать обобщенные знания, умения и практический опыт, приобретенные за время прохождения учебной и производственной практик. Отчеты по практикам позволяют контролировать в целом усвоение общих и профессиональных компетенций обозначенных в ОПОП.
Цель каждого отчета - осознать и зафиксировать общие и профессиональные компетенции, приобретенные в процессе обучения.
3.4. Устные формы контроля
Устный контроль осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Цель устного индивидуального контроля - выявление знаний, умений и навыков отдельных обучающихся. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают проблемы при выставлении отметки.
Устный групповой контроль (опрос) — требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При групповом опросе от обучающихся преподаватель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени.
3.4.1. Собеседование - это интервью, цель которого выявить навыки, способности и все детали, которые интересуют обе стороны собеседования.
3.5. Публичная защита выполненной работы.
Контролируемые компетенции:
способность к публичной коммуникации;
навыки ведения дискуссии на профессиональные темы;
владение профессиональной терминологией.
При оценке компетенций должно приниматься во внимание формирование профессионального мировоззрения, определенного уровня культуры, этические навыки, другие значимые профессиональные и личные качества.
Контрольно-оценочные средства
Контрольно-оценочные средства (далее - КОС) - пакет материалов, ориентированный на проверку сформированных компетенций обучающихся.
КОС формируются преподавателем мастером и/или рабочей группой, назначенной директором ОУ и используются для оценки уровня освоения учебной дисциплины, профессионального модуля (далее - ПМ) и/или для оценки уровня освоения ПМ в целом.
Основой для проектирования КОС служит:
структура требований ФГОС СПО и квалификационных требований к профессиональной деятельности выпускника;
структура видов и задач профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки;
5
структура и содержание оценочных средств, виды и формы оценки по учебной дисциплине и ПМ, используемые преподавателями и мастерами.
Построение комплекса оценочных средств включает два этапа. На предварительном этапе осуществляется идентификация требований, определяется количество учебных дисциплин, включаемых в оценочный комплекс, происходит их ранжирование по значимости. Второй этап предполагает непосредственное формирование КОС для решения «задачи соответствия» результатов обучения по учебным дисциплинам и ПМ в соответствии с матрицей компетенций (по окончании освоения ПМ - подготовка к итоговой государственной аттестации).
КОС включает вопросы из дисциплин всех циклов, предусмотренных учебным планом. В комплекс должен быть включены ситуационные профессиональные вопросы, задания практического характера, имеющие отношения к профессиональной деятельности.
КОС позволяет выявить у обучающегося (выпускника) освоение общих и профессиональных компетенций.
Основные требования к структуре ФОС и системы оценивания
В структуру фонда оценочных средств входят:
План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения.
Модель компетенций.
Паспорт контрольно-оценочных средств.
Совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированных компетенций на определенных этапах обучения.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания на всех этапах проверки.
Требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения процедур оценивания.
Технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций.
Рекомендации по интерпретации результатов и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися, банк статистической информации и программы мониторинга достижений.
Материалы к промежуточному и итоговому контролю для обучающихся.
Методические материалы, определяющие требования, процедуру защиты и критерии оценки письменной экзаменационной работы на основе требований ФГОС СПО.
Рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменение процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).
6
Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:
валидность, объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
надежность, использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;
справедливость, обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха;
эффективность.
Ответственность за разработку и хранение ФОС
Ответственность за создание ФОС по отдельным дисциплинам и ПМ несет преподаватель и мастер производственного обученияосуществляющий образовательный процесс.
Координация действий преподавателей и мастеров по созданию ФОС в целом по образовательной программе возлагается на председателя методической комиссии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.