Приложение № ___
Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом ФКП
протокол № __ от _____________ образовательного учреждения № 98
от _________________№____
П О Л О Ж Е Н И Е
об учебно-методическом комплексе
учебной дисциплины, профессионального модуля
в ФКП образовательном учреждении № 98
Курск
2024
2
Общие положения
Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, профессионального модуля федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 98 Федеральной службы исполнения наказаний (далее учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессиям, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464, в редакции от 28.08.2020).
Учебно-методический комплекс (далее УМК) - комплекс нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессиям.
Основной целью разработки УМК является создание условий для реализации требований ФГОС СПО посредством предоставления обучающимся полного комплекта учебно – методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной части ППКРС.
Основными задачами при разработке УМК являются:
систематизация нормативных, методических, стандартореализующих документов, обеспечивающих подготовку обучающихся по профессиям;
оптимизация подготовки и проведения занятий, улучшение качества образовательного процесса;
методическое обеспечение самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся;
обеспечение единства требований к результатам освоения знаний, умений и практического опыта обучающихся и системы контроля качества обучения;
совершенствование профессионализма преподавателей и передача педагогического опыта;
создание условий для внедрения современных компетентностно - ориентированных образовательных технологий;
оптимальное использование ресурсов учреждения для качественной подготовки квалифицированных рабочих.
3
УМК создаются отдельно по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю и рассматриваются на заседании методической комиссии. Разработка УМК является обязательной частью учебно-методической работы преподавателя (мастера производственного обучения).
Все структурные элементы УМК должны быть скомплектованы в отдельной папке в печатном варианте, храниться у преподавателя, а также должны быть продублированы в электронном виде.
УМК должны быть доступны каждому преподавателю, широко использоваться в учебном процессе, регулярно обсуждаться на заседаниях методической комиссии, постоянно обновляться и совершенствоваться. В планах работы методической комиссии должен быть предусмотрен пересмотр УМК не реже 1 раза в 3 года и обновление отдельных его документов. Рабочая программа дисциплины, профессионального модуля пересматривается ежегодно в обязательном порядке.
Структура и состав учебно-методического комплекса
Структура и состав УМК определяется требованиями к учебнометодическому обеспечению учебного процесса ФГОС по соответствующим направлениям подготовки, реализующимся в учреждении, лицензионными требованиями к условиям ведения образовательного процесса.
Структура и состав учебно-методического комплекса может меняться в связи с новыми требованиями к организации учебного процесса, внедрением инновационных технологий, системы качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Методическая комиссия имеют право дополнять УМК методическими документами, отражающими особенности преподавания учебной дисциплины, профессионального модуля, оптимизирующими учебный процесс.
4
2.3. Структура УМК:
2.3.1. Структура УМК по учебной дисциплине (УД)
№ | Наименование разделов и элементов УМК |
1 | Нормативный раздел |
1.1 | ФГОС (выписка) |
1.2. | Выписка из учебного плана |
1.3. | Рабочая программа |
1.4 | Аннотация к рабочей программе |
2. | Теоретический и практический раздел |
2.1 | Планы учебных занятий (теоретических) |
2.2 | Курс лекций |
2.3 | Планы практических занятий |
2.4 | Планы лабораторных занятий |
3. | Информационный раздел |
3.1 | Ссылки на источники информационного сопровождения -учебная и техническая литература; |
4. | Методический раздел |
4.1 | Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся |
4.2 | Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических заданий |
4.3 | Методические разработки открытых уроков |
5. | Раздел контроля |
5.1 | Комплект контрольно-измерительных материалов для текущей и итоговой аттестации |
5.1.1 | Контрольная работа (тексты нескольких вариантов), с эталонами ответов |
5.2 | Комплект измерительных материалов по УД для промежуточной аттестации |
5.2.1 | Перечень вопросов к экзаменам |
5.2.2 | Перечень вопросов к зачету (дифференцированному зачету) |
5.2.3 | Перечень индивидуальных заданий |
5.2.4 | Задачи к экзаменационным билетам |
5.2.5 | Комплект контрольно-оценочных материалов к экзамену |
5.2.6 | Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине |
6 | Другие материалы |
5
2.3.2. Структура УМК по профессиональному модулю (ПМ)
№ | Наименование блоков и элементов УМК |
1 | Нормативный раздел |
1.1. | ФГОС (выписка) |
1.2. | Выписка из учебного плана |
1.3. | Рабочая программа |
1.4 | Аннотация к рабочей программе |
1.5 | Перспективно - тематический план по МДК |
1.6. | Перспективно - тематический план по учебной практике |
2. | Теоретический и практический раздел |
2.1. | Планы учебных занятий |
2.2. | Курс лекций |
2.3. | Планы практических занятий с указаниями по выполнению практических заданий |
2.4. | Планы лабораторных занятий с указаниями по выполнению лабораторных работ |
3. | Информационный раздел |
3.1 | Ссылки на источники информационного сопровождения -учебная и техническая литература; |
4. | Методический раздел |
4.1 | Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся |
4.2 | Контрольная работа (тексты нескольких вариантов) с эталонами ответов |
4.3 | Методические разработки открытых уроков |
5. | Раздел контроля |
5.1 | Комплект измерительных материалов |
5.1.1 | Контрольная работа (тексты нескольких вариантов), с эталонами ответов |
5.2 | Комплект измерительных материалов по МДК для промежуточной аттестации |
5.2.1 | Перечень заданий к экзаменам |
5.2.2 | Перечень вопросов к зачету (дифференцированному зачету) |
5.2.3 | Перечень индивидуальных заданий |
5.2.4 | Задачи к экзаменационным билетам |
5.2.5 | Комплект контрольно-оценочных материалов к экзамену |
5.2.6 | Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, допускаемых к использованию при проведении экзаменов по МДК |
6
№ | Наименование блоков и элементов УМК |
5.3 | Комплект измерительных материалов по УП и ПП для промежуточной аттестации |
5.2.1 | Перечень практических заданий к дифференцированному зачету |
5.2.2 | Перечень индивидуальных заданий |
6.3 | Комплект контрольно-оценочных средств для квалификационного экзамена |
6.3.1 | Квалификационная характеристика |
7 | Другие материалы |
Требования к учебно-методическому комплексу
Все методические материалы, входящие в УМК, должны соответствовать требованиям оформления.
Все методические материалы, подготовленные преподавателями и мастерами п/о, должны пройти внешнюю или внутреннюю экспертизу, рассмотрены на методической комиссии учреждения.
IV. Организация контроля содержания и качества разработки УМК
Система контроля разработки УМК носит поэтапный характер и предполагает:
Ответственность за разработку УМК по учебным дисциплинам, профессиональным модулям возлагается на педагогов, реализующих данные дисциплины и модули.
Контроль содержания и качества подготовки документации УМК по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, контроль обеспеченности всех дисциплин учебного плана профессии учебно - методическими комплексами осуществляется заместителем директора по УПР, председателем методической комиссии. Результаты представляются педагогами, реализующими учебные дисциплины, профессиональные модули на заседание методической комиссии. По результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки обучающихся по профессиям, даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМК
Контроль содержания и качества УМК по учебным дисциплинам и профессиональным модулям ППКРС возлагается на заместителя директора по УПР.
Методическая комиссия учреждения осуществляет контроль содержания и качества подготовки рабочих программ по дисциплинам, профессиональным модулям, не имеющих примерных, входящих в учебные планы подготовки обучающихся по профессиям.