СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пакет КИМов для итоговой аттестации учащихся 8 класса по русскому языку в формате ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа построена на основе книги И.П. Цыбулько и направлена на проверку знаний учащихся за курс 8 класса в формате ОГЭ (тестовые задания и сочинения)

Просмотр содержимого документа
«Пакет КИМов для итоговой аттестации учащихся 8 класса по русскому языку в формате ОГЭ»

Пояснительная записка к переводной аттестации по русскому языку за курс 8 класса

Контрольная работа составлена на основе УМК по русскому языку М.М.Разумовской.

  1. учебник : Русский язык. 8кл.: учебник для ОУ/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014

количество часов - 140

Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:

предметных:

  • знания: за курс 8 класса ( по теме "Предложение. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения"," "Обособленные члены предложения", "Слова, грамматически не связанные с членами предложения")


  • умения:

- анализировать художественный текст, выделяя проблему и идею

- анализировать художественный текст с точки зрения его связи с предлагаемым морально - эстетическим понятием.

-формулировать определение морально - эстетического термина, соотносить его с прочитанным текстом и личным опытом

- правильно, последовательно излагать свои мысли

метапредметных:

познавательных:

-использовать знаково-символические средства для решения заданий

- самостоятельно создавать алгоритмы для решения заданий

-подводить под правило различные типы заданий

-анализировать и синтезировать задания

-осуществлять смысловое чтение и выбирать вид чтения

регулятивных:

-использовать установленные правила в контроле способа решения

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Характеристика контрольной работы.

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 (задания 1–13) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

Часть 2 (альтернативное задание 13) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Характеристика контрольной работы.

Форма контроля: _контрольная работа в формате ОГЭ.

Количество вариантов - 4.

Количество заданий в каждом варианте -12.

Распределение заданий по уровню сложности:

- заданий базового уровня - __3__ (35% от общего количества баллов);

- заданий повышенного уровня - __7__ (50% от общего количества баллов);

- заданий высокого уровня - __1__ (15 % от общего количества баллов)

Структура КИМа. В контрольную работу включены задания по основным разделам русского языка:

  1. орфография: 3,4

  2. морфология –3,4

  3. лексика -5

  4. синтаксис и пунктуация – 6-11

  5. речеведение –1,2, 13


Система оценивания контрольной работы:

за часть 1 - 11 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Критерии оценивания задания 12.1

Ответ на задание 12.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.2)

Баллы

С1К1

Понимание смысла фрагмента текста



Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но

допустил одну ошибку в его интерпретации

1


Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или

экзаменуемый допустил две или более ошибок при интерпретации

содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента. котоБые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3


Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент. который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2



Окончание таблицы

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.3)

Баллы


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего

содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

0

С1КЗ

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

  • в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки, и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибок в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1—С1К4

9



Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1-С2К4; ГК1-ГК4, ФК1).

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 5).

Критерии оценивания задания 12.2

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.3)

Баллы

С2К1

Толкование значения слова



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2



Окончание таблицы

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал

определение,

но

не прокомментировал его

1


Экзаменуемый дал неверное определение или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта, или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С2КЗ

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

  • в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки, и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1—СЯК4

9








Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 3).

Таблица 3

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1


Допущено четыре и более ошибок

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГКЗ

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибок

0

ГК4

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2


Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1


Допущено две и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4

10



При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём сочинения.

Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негру­бая ошибка;

ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГКЗ — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в сочинении в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.


Максимальное количество баллов за всю работу : 30.

Система оценивания:


29-30 баллов- оценка "5" (отлично). При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критери­ям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

23-28 баллов - оценка "4" (хорошо) При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

15-23 баллов - оценка 3 (удовлетворительно)

0- 14 баллов - оценка "2" (неудовлетворительно)


Время, необходимое для выполнение работы, - 2 часа 30 минут (180 минут)



Вариант 1.

Часть 1. Прочитайте текст и выполните задания .

1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)0н уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.

  • (З)Рассаживайтесь! — сказал хозяин комнаты.

  • (4)Пушкин, — спросил полный, неповоротливый мальчик, — ты сочинил новые стихи?

  • (5)Да, Виленька, — ответил хозяин комнаты.

  • (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! — воскликнул гость.

  1. В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.

  1. Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

  2. Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

  1. Болыне всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить... (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

  1. Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

  1. Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

  1. Все бросились тормошить Виленьку. (ЗО)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

  • (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. —

(ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)0, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.

  • (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!

  • (42)Я тебя прощу, если ты...

  • (43)Ну?

(44)Если ты...

  • (45)Ну, говори!

  • (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин...

(48)И Виленька обнял друга.

  • (49)Ах, Пушкин! — повторял он. — (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья... (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(По Ю. Олеше)*

  • Олеша Юрий Карлович (1899-1960) — русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

Ответами к заданиям 1—11 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворениями?»

  1. В своих стихах Пушкин едко высмеивал недостатки друзей.

  2. Друзья Пушкина понимали, что его стихи намного талантливее их стихотворных опытов.

  3. Стихи Пушкина были очень смешными.

  4. Стихотворения Пушкина содержали критику важных общественных по­роков.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк- другой.

  2. Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

  3. Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выгово­рить...

  4. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.

3. Из предложений 30-34 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением).

4. Из предложений 14-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением).

5. Замените книжное выражение «превратился в слух» в предложении 25 стилисти­чески нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе согласо­вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получив­шееся словосочетание.

7






. Выпишите грамматическую основу предложения 55.

8. Среди предложений 29-36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

А если судишь меня строго/1* то ведь это потому/2* что ты знаешь/3* как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья... А что я перед тобой? Ну/4* прочти/5* прочти ещё раз! Тебя можно слушать вечно/6* Пушкин!

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите циф­рой. .

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред­ложения, связанными сочинительной связью.

Больше всех восхищался тот/1* кого называли Виленькой. Поэзию он счи­тал призванием своей жизни/2* и вместе с тем ничего не было для него труднее/3* как написать стихотворную строчку.

Часть 2.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 12.1 или 12.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 12.1, 12.2.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключи­тельных предложений текста: «— Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те­зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Вариант 2.

Часть 1. Прочитайте текст и выполните задания .

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)3десь он познакомился с Машей. (3)0на была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

  1. На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (Ю)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

(И)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно.

  1. Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

  1. 0ни быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

  2. Потом она вышла замуж и уехала.

  3. «Я не могу взять тебя с собой, — сказала она. — (23)Ты понимаешь?

  1. Я очень хотела бы, но не могу».

  2. При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд — неправда.

  1. Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

  1. Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки. Всё кончилось. (Зб)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41) Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда.

(По Т. Устиновой)*

  • Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.)российская писательница, работающая в детективном жанре.

Ответами к заданиям 1—11 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк?»

  1. В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».

  2. Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.

  3. Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.

  4. Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.Ответ:

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

  1. Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

  2. Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

  3. Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

  4. Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

3. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание согласной в при­ставке не зависит от последующего согласного звука.

4. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с

помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н».

5.Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

8. Среди предложений 27-34 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Когда ему было лет девять/1* он часто приходил в зоопарк/2* где знал/3* казалось/4* каждую дырку в деревянном заборе/5* каждый закоулок между клетками.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Поесть не очень стыдно/1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет/2* он будет с ней дружить/3* а подачек ему не надо.

Часть 2.

Используя прочитанный текст из части 1, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 12.1 или 12.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 12.1 или 12.2.



12.1. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

12.2 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Вариант 3.

Часть 1. Прочитайте текст и выполните задания .



  1. Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

  2. 0днажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

  1. Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с де­рева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

  1. Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувство­вала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(Ю)Корм добывать становилось всё трудней. (И)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, ра­достная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать — закричала бы.

  1. К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и на­шла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

  1. На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом.

  1. На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

  • (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

  1. Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае

и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили.

  1. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

  • (29)Э, подох один...

  1. В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

  2. Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогруд­ка стала появляться у домов даже днём — её выследили и ранили из ружья.

(ЗЗ)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не зна­ла, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные маль­чишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

  • (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, — и выпустил зверька на волю.

  1. До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре, белки, лисы, разные птицы и зве­рушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

(По В. Астафьеву)*

  • Астафьев Виктор Петрович (19242001) — русский писатель. В его твор- честве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы

  • военная и деревенская.

Ответами к заданиям 1-11 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Белогрудка разбойничала в селе?»

  1. Велогрудке нужно было добывать много дичи, чтобы кормить детёнышей.

  2. Велогрудке легче было охотиться на домашнюю птицу, чем на дикую.

  3. Вблизи гнезда дичи уже не было, и Белогрудка стала охотиться в селе.

  4. Белогрудка мстила людям за то, что они погубили её детёнышей.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

  1. Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

  2. Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрыт­ных зверушек — белогрудая куница.

  3. На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

  4. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

3. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в при­ставке не зависит от последующего согласного звука.

4. Из предложений 30-33 выпишите слово, в котором правописание суффикса опре­деляется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в при­лагательном, от которого оно образовано».

5. Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтраль­ным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 40.

8. Среди предложений 15 найдите предложение с обособленным приложением. На­пишите номер этого предложения.

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Она ещё/1) конечно/2) не знала/3) что взрослые велели детям отнести ку­пят обратно в гнездо/4) но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу/5) бросили малышей возле леса и ушли.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред­ложения, связанными сочинительной связью.

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур/1) а в крайних домах/2) расположенных ближе к лесу/3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе/4) кто это разбойничает ночами.

Часть 2.

Используя прочитанный текст из части 1, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 12.1 или 12.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 12.1 или 12.2.



12.1.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­тирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



12.2. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокоммен­тируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументи­руя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рас­суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает­ся нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





Вариант 4.

Часть 1.

  1. 0днажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст: в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон.

  1. Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.

(б)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, был я молод и находился в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.

  • (11)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — ре­шил я.

  1. Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.

  • (13)Ага! — заорал он. — (14)Иностранец! (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя! — (17)Он приготовился наброситься на меня.

  1. 3а какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крик­нул: «Эй!». (19)Мы уставились на маленького пожилого японца. (20)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентльмен сидел в своём безукоризненно чи­стом кимоно*. (21)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучи­лось навстречу работяге, словно у него был какой-то очень важный секрет, кото­рым он собирался, видимо, с ним поделиться.

  • (22)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. —

  1. Иди сюда и поговори со мной.

  2. Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

  • (25)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

(26)Старик продолжал лучезарно улыбаться.

  • (27)Ты едешь домой? — спросил он, и его глаза засветились любопытством.

  • (28)Тебя это не касается! — прорычал тот в ответ.

  • (29)0, это прекрасно, — ответил старик. — (ЗО)Каждый вечер мы с женой (ей семьдесят шесть) идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (31)Мы на­блюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (32)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспоко­ится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (ЗЗ)Однако наше дерево пере­несло всё даже лучше, чем я ожидал. (34)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь! — (35)Он взгля­нул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

(Зб)Когда мужчина вслушался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.

  • (37)Да, — сказал он. — (38)Я тоже люблю хурму... — (39)Его голос стих.

(40)Понимаю, — сказал старик, — и я уверен, что у тебя прекрасная жена.

  • (41)Нет, — ответил трудяга. — (42)Моя жена умерла. — (43)Тихо покачива­ясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. — (44)У меня нет жены, у меня нет дома, у меня нет работы. (45)Мне так горько и стыдно за себя, — по его щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.

  • (46)Да, — говорил старик, — ты действительно оказался в тяжёлом положе­нии. (47)Присядь сюда и расскажи мне всё.

  1. Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (49)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами.

(По Т. Добсону)*

  • Кимоно — традиционная мужская и женская одежда японцев.

  • Добсон Терри (1937-1992)американский специалист-практик айкидо, на­писал несколько книг, посвящённых этому искусству.

  • Ответами к заданиям 1—12 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Старику японцу уда­лось успокоить грубияна, потому что...»?

  1. он заговорил с ним

  2. он поделился с этим человеком каким-то секретом

  3. оказалось, что оба они любят хурму

  4. он проявил чуткость и сострадание к этому человеку

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мета­фора.

  1. Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

  2. Наш вагон был относительно пуств нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

  3. Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать.

  4. Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

3.

И




з предложений 1-17 выпишите слово, в котором правописание приставки опреде­ляется её значением — «расположение вблизи».

4. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса опреде­ляется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пи­шется Н».

5. Замените разговорное выражение «с какой стати» в предложении 25 стилистиче­ски нейтральным синонимом. Напишите это слово.

6. Замените словосочетание «деревянная скамейка», построенное на основе согласова­ния, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получивше­еся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

8.Среди предложений 6-10 найдите предложение с обособленным приложением. На­пишите номер этого предложения.

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он не обратил никакого внимания на меня/1* но его лицо лучилось на­встречу работяге/2* словно у него был какой-то очень важный секрет/3* которым он собирался/4* видимо/5* с ним поделиться.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред­ложения, связанными сочинительной связью.

Поезд тронулся/1* и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. Я почувствовал/2* что люди в опасности/3* и встал. Тогда/4* двадцать лет назад/5* был я молод и находился в хорошей спортивной форме.

Часть 2.

Используя прочитанный текст из части 1, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 12.1 или 12.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 12.1 или 12.2.