СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Палеонтологический музей в Московском метрополитене

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подготовлен и защищен в рамках открытой городской конференции " Территория познания".

Просмотр содержимого документа
«Палеонтологический музей в Московском метрополитене»



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа №1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»
(ГБОУ Школа №1601)



Открытая проектно-исследовательская конференция обучающихся школ города Москвы

«Территория познания»





Проект

Палеонтологический музей в метро Москвы











Участник конференции

Куряева Ангелина

Руководитель проекта

Могилевская С.Г.













Москва, 2018



Содержание



Введение ........................................................................................................................................... 3

1.Мрамор-полезное ископаемое ......................................................................................................4

1.1.Понятие, геологическое происхождение, классификация по декоративности мраморов………………………………………………....................................................................4

1.2 Месторождения мрамора в России, СНГ………………………………...................................6

1.3 Метро- палеонтологический музей (виды окаменелостей в мраморе)…...............................8

2. Использование мрамора в облицовке метро других стран мира...............................................9

3. Экскурсия по палеонтологическому музею метро для школьников 6-8 классов..................13

Заключение........................................................................................................................................20

Словарь..............................................................................................................................................21

Литература........................................................................................................................................22































Введение

Метрополитен, без сомнения, самый востребованный в условиях нашего города вид  общественного транспорта. Сегодня представить эффективную комплексную сеть городского пассажирского транспорта в Москве без метрополитена просто невозможно.     Поскольку с каждым годом количество наземного транспорта  возрастает, приоритетная роль метрополитена в общей системе функционирования столичного транспортного комплекса заключается в уменьшении  нагрузок на основные магистрали. Метро — самый большой геологический памятник Москвы, а заодно — и хранилище ископаемых животных. Представители юрского периода ежедневно наблюдают за жизнью пассажиров столичной подземки. В столичном метро есть современные поезда, Wi-Fi и… окаменевшие остатки наутилусов, аммонитов, белемнитов и других представителей юрского периода. Надо только повнимательнее присмотреться.

Всё дело в облицовке станций метрополитена, выполненной из мрамора, мраморовидного известняка, гранита, лабрадорита, габбро и гнейса. Эти материалы использовались при строительстве метро в 1935—1970 годах. Позже станции стали облицовывать керамической плиткой, декоративным металлом. И лишь в последнее десятилетие вновь вернулись к природным материалам.

Актуальность исследования

Тема работы выбрана не случайно. Станции метрополитена — бесценный музей цветного камня, с образцами которого не может соперничать ни один геологический музей в мире. Московский метрополитен — грандиозный архитек­турный ансамбль, а каждая его станция — достижение советской архитектуры. Непременной частью декоратив­ного оформления любой станции служит каменная облицовка. Зеркально блестящий, красивый камень стен, пило­нов и полов вместе с нарядной глазурованной плиткой, яркими мозаичными картинами и узорами, цветными витражами, скульптурами, бронзой люстр, светильни­ков, торшеров и вентиляционных решеток, в меру яркий мягкий свет создают великолепное впечатле­ние от этих настоящих подземных дворцов. В этой богатейшей коллекции декоративных камней мы встречаем разнообразные мраморы, граниты, лабрадорит, кварцит, мраморный оникс, родонит и др. Больше всего в метро мрамора. Для облицовки станций московского метро в основном использовался мрамор и мраморизированный известняк. Это породы исходно морского происхождения, они образовались из раковин древних морских обитателей - предпочтительно юрского происхождения. Удивительно богата цветовая палитра мрамора. К сожалению не все население Московского региона владеют этой информацией. Необходимо донести эту информацию до школьников.

Проблема: Попробуем предложить, как можно использовать мраморные интерьеры метро для экскурсий школьников в юрском периоде с привлечением свидетелей древних времен.

Цель исследования: знакомство с разнообразием отделочного природного материала- мрамора и о возможных способах проведения экскурсии на территории Московского метрополитена для школьников.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

-Познакомиться с понятием, происхождением и видами природного камня-мрамора.

-Составить картосхему месторождений мрамора, использованного в отделке метрополитена.

-Изучить литературу по видам полезных ископаемых в отделке метро разных странах мира.

-Предложить вариант экскурсии.


Гипотеза: Московский метрополитен своеобразный геолого-палеонтологический музей- достопримечательность столицы.

Объект исследования: природный камень-мрамор

Предмет исследования: мрамор как природный камень с элементами животного мира в стенах и колоннах метро города Москвы

Методы исследования:

сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет), анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.



Практическая значимость…Стены и колонны станций Метро не только "тихая школа" эстетического образования, но также и школа, которая могла обеспечить основы минералогии и петрографии в пределах захватывающей историческо-архитектурной структуры. Работу можно использовать на уроках географии в 6-8 классах, а также во внеурочной деятельности.

  1. Мрамор-полезное ископаемое


1.1 Понятие, геологическое происхождение, классификация по декоративности мраморов

Мрамор (с греч. μάρμαρο — «сияющий камень») – распространенная метаморфическая горная порода, обычно состоящая из одного минерала, кальцита. Мраморами называют продукты метаморфизации изестняков — кальцитовый мрамор; и продукты метаморфизации доломитов — доломитовые мраморы.

Процесс, благодаря которому получается этот природный материал, называется метаморфизмом. С течением времени структура известняка под воздействием определённых химических и физических факторов меняется. Из известняка в конечном итоге получается мрамор.

В зависимости от состава и наличия тех или иных минеральных примесей, у мрамора могут быть разные физические свойства и уровни декоративности. От примесей зависит и окрас этого материала. Чаще всего у мрамора полосатая окраска, чуть реже – полосчатая. Давайте рассмотрим, как какие цвета дают различные примеси в мраморе.

1. Красный цвет камню придаёт оксид железа.
2. Бурые и желтые тона – марганец или карбонат железа.
3. Сине-чёрный сульфид железа.
4. Зелёный–силикаты.
5. Голубые расцветки – битум и графит.

Как видите, по цвету мрамора можно догадаться о том, какие примеси преобладают в этом материале.

От количества доломита зависит твёрдость «блестящего камня». Известно, что доломит имеет зернистую кристаллическую структуру. В зависимости от количества таких зёрен, различают мрамор:

  • грубозернистый;

  • среднезернистый;

  • мелкозернистый.



Строение крупнозернистая, среднезернистая, мелкозернистая, тонкозернистая. Состоит из кальцита. Бурно вскипает при действии разбавленной соляной кислоты. Не оставляет царапины на стекле. Поверхности зерен ровные (спайность совершенная). Удельный вес 2,7 г/см3. Твердость по шкале Мооса 3-4.

Мрамор имеет различный цвет. Нередко он пестро окрашен и имеет затейливый рисунок. Порода поражает неповторимыми рисунками, расцветками. Черный цвет мрамора обусловлен примесью графита, зеленый – хлорита, красный и желтый – окислов и гидроокислов железа.

Отличительные признакиДля мрамора характерны зернистое строение, содержание кальцита, небольшая твердость (не оставляет царапины на стекле), ровные поверхности зерен (спайность совершенная), реакция при действии разбавленной соляной кислоты. Мрамор можно спутать с более твердыми породами – кварцитом и яшмой. Отличие – кварцит и яшма не реагируют с разбавленной соляной кислотой. Кроме того, мрамор не царапает стекло.

Структура известняков и доломитов под действием определенных геологических условий (давление, температура) претерпевает изменения, в результате которых и образуется мрамор.

Если классифицировать мрамор по декоративной ценности, то можно выделить белый, серый и цветной «сияющий камень».

Белый мрамор самый нежный в плане прочности. Его используют для создания скульптур. Для более серьёзных строительных работ он чаще всего не подходит, так как очень чувствителен к атмосферным процессам.

Серый вид мрамора применяют для изготовления памятников. Он практически не подвержен влиянию дождя, ветра или снега. Отличительная черта – слоистая структура.

Цветной мрамор применяют для отделки помещений.









    1. Месторождения мрамора в России, СНГ.


Мрамор для отделки метро поступал из разных уголков страны, более чем из 40 месторожде­ний. Всего в облицовке станций московского метрополитена используется около 20 видов мрамора из месторождений Армении, Украины, Узбекистана, Грузии, Урала и Алтая.

Белый мрамор добывали на Полевском, Прохорово-Баландинском, Коелгинском (Урал), Пуштулимском (Алтай) и Агамзалинском (Армения) месторожде­ниях. Прекрасный полевской мрамор — чистый белый или с телесным оттенком, просвечивающий — мы видим в облицовках станций «Площадь Свердлова» и «Бота­нический сад». Плитками белого с зелеными или кра­сными прожилками пуштулимского мрамора выложены стены верхнего вестибюля станции «Парк культуры» на кольцевой линии(5).

Серый мрамор поступал из Уфалейского, Шабровского (Урал) и Лопотского (Грузия) месторождений. Когда смотришь на сменяющие друг друга серо-голубые и темно-серые полосы уфалейского мрамора, перед глазами встает море, равномерно катящее свои валы. Уфалейский мрамор очень широко использован в отдел­ке станций метро — в колоннах станций «Дзержин­ская», «Кировская» и «Речной вокзал», в стенах вести­бюля и аванзале станции «Павелецкая», в стенах путе­вого зала станции «Курская», колоннах эскалаторного зала станции «Сокольники». Трудно оторвать взор от плит облачного голубовато-белого с нежно-зелеными и серо-фиолетовыми пятнами лопотского мрамора. Он использован в оформлении станций кольцевой линии, пилонов на станции «Парк культуры» и верхнего вестибюля станции «Киевская». Уникален по окраске тонкокристаллический много­цветный мрамор месторождения Газган (Узбекистан). В пределах одной плиты он может быть белым, розовым, серым, оранжевым и даже черным. По многообразию расцветки и декоративности газганский мрамор не имеет себе равного. Он использован в облицовке многих станций метрополитена, но особенно эффектно выглядит на станции «Кузнецкий мост». На последних ступеньках эскалатора кажется, что в конце станционного зала разгорается заря. Это впечатление возникает потому, что в облицовке строго выдержан постепенный переход от холодных оттенков к теплым. Когда же в конце зала устремишь взор назад, то кажется, что даль теря­ется в туманной дымке. Газганский мрамор в каждой плите облицовки выглядит по-особому. И потому нам особенно нравится станция «Добрынинская», сплошь облицованная газганским мрамором. Светло-розоватый, голубовато-серый, телесный камень словно живой, магически впи­тывает в себя свет. Нередко в камне можно без труда увидеть пейзажи и портреты. На станции метро «Куз­нецкий мост» в одной из плит колонны природа изобра­зила реку, вырвавшуюся из льда. Черный мрамор, создающий торжественное настрое­ние, привезен из месторождений Давалу, Хорвираб (Армения), Садахло (Грузия) и Карказино (Урал). Давалинским мрамором с золотистыми и красноватыми жилками украшены ниши пилонов станции «Белорус­ская», цоколи пилонов станции «Площадь Революции», основание путевых стен «Электрозаводской» Приме­нен он также на станциях «Киевская» и «Аэропорт».

Многообразны красные мраморы. Получены они из месторождений Нижнего Тагила (Урал), Шроши, Салиэти и Молита (Грузия). На полированной поверхности нижнетагильского мрамора в причудливых сочетаниях разбросаны пятна и полосы красно-коричневого цвета. Есть здесь и белые прожилки и включения. В слож­ном рисунке мрамора отчетливо проступают раковины брахиопод и кораллы. Эти морские животные жили около 300 млн. лет назад Знатоки считают, что нижне­тагильский мрамор напоминает знаменитый «колбас­ный» мрамор Бельгии, но отличается более сочным и ярким тоном. Им украшены станции «Белорусская», «Ботанический сад», облицованы пилоны станции «Динамо». Своеобразен шрошинский мраморовидный извест­няк темно-красного цвета с белыми кальцитовыми пятнами. Его мы видим в облицовках станций «Пло­щадь Революции», «Комсомольская» (кольцевая) и др.

Чрезвычайно декоративен красновато-коричневый из­вестняк месторождения Молита с выделениями каль­цита причудливой формы. Очертания минеральных обособлений напоминают контуры озер в том виде, как их показывают на топографических картах. Края узоров черные, внутренняя часть скоплений слоистая розового и белого цвета, как у агата Молитским извест­няком облицованы колонны станции «Речной вокзал». Нарядны розовато-серые мраморы месторождений Ороктой (Алтай), Биракан (Дальний Восток) и Агверан (Армения). У ороктойского мрамора на сиреневом фоне выделяется сетчатый узор гематитовых жилок — следы тектонических трещин, «залеченных» этим руд­ным минералом. Красив розовый с фиолетовыми жил­ками бираканскнй мрамор, украсивший пилоны стан­ции «Белорусская», залы станций «Аэропорт» и «Сокол».

Крымские горы дали метрополитену желтовато-коричневые и желто-розовые мраморизованные извест­няки месторождений Биюк-Янкой, Кадыковка и Чор-гунь. В них нежно и гармонично сочетаются желтые, коричневые и розоватые тона, сменяющиеся светлыми раковинами моллюсков и кораллов. В стыках соседних участков — угловатые полупрозрачные выделения кальцита, похожие на тело медузы Биюк-янкойский камень использовался в облицовках станций «Площадь Революции», «Аэропорт» и др. Светло-желтый кадыковский мраморизованный известняк украсил колонны станций «Парк культуры», «Библиотека имени Ленина», «Комсомольская» и др. Желтовато-розовый чоргуньский мраморизованный известняк — то однородный, то слоистый — придал нарядность колоннам станции «Комсомольская». В последние годы видное место в облицовке метро занял крупнозернистый розовый мрамор с южного побережья Байкала. Особенно он привлекателен во внутреннем убранстве станций «Баррикадная», «Улица 1905 года», перехода между станциями «Дзержинская» и «Кузнецкий мост». Нельзя не задержаться у пропус­кающих свет на глубину плит розового камня с зелено­ватыми полосами и пятнами.

На основании данного описания месторождений мраморов нами составлена картосхема месторождений, материалы которых были использованы в облицовке Московского метрополитена. Картосхема (Приложение№1).

1.3 Метро-палеонтологический музей (виды окаменелостей в мраморе)


Благородный камень для облицовки метро поступал из разных уголков страны, более чем из 40 месторожде­ний. Всего в облицовке станций московского метрополитена используется около 20 видов мрамора из месторождений Армении, Украины, Узбекистана, Грузии, Урала и Алтая. Его можно видеть на путевых стенах и колоннах станций, иногда — в отделке пола. Практически все станции метро, в отделке которых использованы природные камни, имеют палеонтологическую ценность.

Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски. Их можно встретить на тридцати станциях, выложенных мрамором. Звездочки, спирали, круги хорошо видны на мраморе метро. Это следы доисторических обитателей первобытных морей. Большинство из них жили в теплом океане во времена динозавров. 
В мраморе станции “Площадь Ильича”, которую по праву следовало бы переименовать в “Палеонтологическую”, застыл доисторический наутилус. Таких наутилусов на ней не меньше тридцати. Кроме них, можно увидеть остатки морских лилий. Огромную раковину моллюска, проще говоря, улитки, можно увидеть в переходе со станции метро “Библиотека им. Ленина” на станцию “Боровицкую”. А раковину кальмара — на станции “Парк Победы”.

О данной ценности пассажиры не все знают, потому что они не бросаются в глаза. Люди воспринимают их как узор на мраморе и не догадываются, что на самом деле это остатки организмов, которым 200 и более миллионов лет. Более того, далеко не все сотрудники метрополитена знают об этом кладе.

В их облицовке обнаружено большое количество древнейших окаменелостей. Наиболее часто они встречаются в цветном мраморе, добытом в карьерах Крыма и Кавказа. Большинство окаменелостей в московском метро относятся к юрскому (185 млн лет назад) и меловому (132 млн лет назад) периодам мезозойской эры. Однако встречаются и более древние экземпляры — каменноугольного (360—286 млн лет назад) и даже кембрийского периодов (570—500 млн лет назад). Всего в метрополитене встречаются 10 видов окаменелостей: аммониты, наутилусы, брахиоподы, гастропоиды, белемниты, криноидеи (морские лилии), морские ежи, двустворчатые моллюски, кораллы, губки. Всё это морские животные (Приложение №2).

Огромное количество аммонитов обнаружено на станции «Парк Победы», некоторые достигают 10—15 см, и самый крупный аммонит имеет диаметр 70 см. В целом же аммонитов в метро не так много, присутствуют они в основном в природном камне юрского и мелового периодов. А вот наутилусы (также — головоногие моллюски) очень распространены в столичном метро. Самые красивые экземпляры обнаружены на станциях «Добрынинская» и «Комсомольская» (2). Самые красивые экземпляры гастропоид (брюхоногих моллюсков) найдены в жёлто-бежевом крымском мраморовидном известняке на станции «Библиотека имени Ленина» и в переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар».

Наиболее же распространены в подземных дворцах Москвы морские лилии и криноидеи — донные животные с сидячим образом жизни. Стебли морских лилий обнаружены даже в белом кристаллизованном мраморе, хотя другие окаменелости, как указывает автор исследования, в нём не встречаются.



  1. Использование мрамора в облицовке метро других стран мира.



Метрополитен это не обязательно крысы, мусор, шум и грязь. В мире есть такие станции метро, которые отличаются прекрасной архитектурой и необычайно художественным интерьером. Эти подземные пространства впечатляют ёще больше, если учесть, что архитекторам и дизайнерам приходится принимать в расчёт структурную целостность стен, циркуляцию воздуха, повышенную влажность и массу других особенностей. Наше метро не случайно самое красивое в мире. Обычно все проще и дешевле в интерьерах зарубежного метро. Есть ли ископаемые в метрополитенах других стран? Используют ли там мрамор для облицовки? Метро в Париже открылось в 1900 году и стало третьим на территории Европы, первым был Лондон, а потом Будапешт. Но именно метро Парижа дало название самой системе, ведь «метрополитен» — это сокращение французского словосочетания «столичная железная дорога».  Метрополитен столицы Франции – нечто уникальное в плане дизайна. Большая часть станций оформляется в соответствии с веяниями уличного искусства. Почти всю линию метро Праги отличает единое оформление. Стены подземного города оформлены блестящими квадратами с вогнутыми и выпуклыми полушариями. Отличает станции лишь цвет этой высокотехнологичной уникальной плитки, он везде разный. Метро в Стокгольме представляет собой настоящее произведение искусства. Иными словами, это самая длинная художественная галерея в мире, над оформлением которой трудилось более 100 художников. Здесь регулярно проводятся выставки современного искусства. Уникальной комбинацией цифр запомнилось миру метро Дубаи, одно из самых молодых в мире. Его открытие состоялось 9 сентября в 2009 году в 9 часов 9 минут 9 секунд. Несмотря на свою новизну, строится метро здесь очень быстро, с размахом, как и положено ОАЭ. Так, только за первых два года было открыто 46 станций, входы которых выполнены в виде хай-тек ракушек, а внутреннее оформление потрясает не меньше.

Первая очередь Алматинского метрополитена, сдана в эксплуатацию 1 декабря 2011 года. Старт запуска метро дал Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Подземка строительство, которой пережило кризисные времена молодой Республики, стала гордостью всех казахстанцев и одним из достопримечательных мест города Алматы (Приложение №3.1-3.3). Длина пути -7 станций, это: «Райымбек», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Театр им. Ауэзова» и «Алатау». Архитектурно-художественное    оформление    всех    станций выдержано преимущественно в этническом стиле, с элементами хай-тэк. Станция «Жибек жолы» - глубокого заложения. Расположена в районе пересечения улиц Панфилова и Гоголя. Входы и выходы в подземный вестибюль расположены на юго-восточном пересечении улиц Гоголя и Панфилова.​ Станция глубокого заложения (глубина 30 м) пилонного типа с междупутьем 25 м. Архитектурно-художественное решение интерьера основано на традиционных приемах декоративно-прикладного искусства казахского народа. Стены облицованы мраморной мозаикой бежевого цвета, украшены декоративными элементами, изготовленными из искусственного камня. Арки проходов и плинтус — мрамор коричневого цвета. Пол выложен гранитными плитками с изображенным на них национальным орнаментом. На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Египетские пирамиды, Римский Колизей, Афинский Парфенон, Монастырь Эд-Дейр в Иордании. Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути. Основным технологическим материалом исполнения является керамика в виде глазурированной рельефной основы, покрытой ручной росписью в сочетании со скульптурными барельефами.

Станция «Алмалы» - глубокого заложения. Расположена в районе пересечения улиц Карасай батыра и Панфилова. Входы и выходы расположены по восточной стороне ул. Панфилова, севернее ул. Карасай батыра. Стены станции облицованы мраморной мозаикой, рисунок которой образует национальный орнамент. Источниками освещения являются декоративные люстры и светильники, расположенные над карнизами из нержавеющей стали. Арки проходов и плинтусы — мрамор коричневого цвета. Полы выложены гранитными плитками. В торце платформы расположено художественно-тематическое витражное панно с искусственной подсветкой. В панно заложена идея древнего города и цветущего сада.

Станция «Алатау» - мелкого заложения. Расположена южнее пр. Абая, между ул. Жарокова и пр. Гагарина. За основу идеи проекта интерьера взято название станции — «Алатау», а также древнейшая символика народов, живших на территории Казахстана. Стены отделаны белым и зелёным мрамором. Полы из серого гранита с простым графическим рисунком из светло-коричневого гранита.

Метро Еревана (Приложение 3.4-3.5). Строительство началось в 1972 году, причем изначально планировалось построить подземный трамвай, а закончилось 7 марта 1981 года (4). Сегодня метро насчитывает 10 действующий станций. Каждая станция не имеет архитектурных аналогов, отделана ценными породами гранита, мрамора, туфа, базальта, габбро, травертина, прибывших сюда из многих районов Советского Союза. Барельефы и декоративные панно, украшающие станции, повествуют о многовековой истории армянского народа. В художественной отделке и оформлении станций принимали активное участие мастера из Москвы, а также с Украины, Удмуртии, Бурятии. Одна из станций при открытии называлась «Сараланджи» — как и улица, на которой она расположена. В 1983 году улица и станция метро были переименованы в честь маршала Ивана Христофоровича Баграмяна (выдающегося советского военачальника, дважды Героя СССР, скончавшегося в 1982 году). Своды перронного зала станции опираются на квадратные колонны, облицованные белым мрамором с желтыми прожилками.  Путевые стены облицованы мрамором светло-серых оттенков. Пол выложен темно-серым гранитом. «Барекамутюн» («Дружба») — конечная станция. Открыта 7 марта 1981 года в составе участка «Барекамутюн». «Дружба» (Барекамутюн). Соединяет станции Маршал Баграмян, Еритасардакан и Сасунци Давид (главный железнодорожный вокзал). Стены данной станции покрыты белым мрамором, а в одном из барельефных рисунков изображена память дружбы армянского и русского народов.

Проектное название станции — «Киевян». В подземном вестибюле находится кольцевой зал, облицованный белым мрамором. Облицованные белым мрамором колонны держат сводчатые потолки основного зала. Места соединения колонн с потолком на протяжении всей длины станции украшены декоративной чеканкой, на которой крепятся люминесцентные светильники. В поперечном разрезе колонны имеют близкую к крестообразной форму. Путевые стены станции облицованы белым мрамором, пол — серым гранитом. В противоположном выходу торце зала установлено декоративное панно «Дружба», на котором русская девушка в национальном наряде протягивает армянке хлеб и соль, а армянка угощает русскую виноградом и фруктами. С помощью освещения панно визуально отделено от основной части станции. Площадь республики- следующая станция. Вход на станцию начинается с вымощенной красным вулканическим туфом «крыши подземного дворика», чуть выступающей над уровнем проезжей части, в центре которой расположено отверстие диаметром 30 метров, выполненное в форме восьмилепестковой розетки. Вход на станцию начинается с вымощенной красным вулканическим туфом «крыши подземного дворика», чуть выступающей над уровнем проезжей части, в центре которой расположено отверстие диаметром 30 метров, выполненное в форме восьмилепестковой розетки. Вход на станцию начинается с вымощенной красным вулканическим туфом «крыши подземного дворика», чуть выступающей над уровнем проезжей части, в центре которой расположено отверстие диаметром 30 метров, выполненное в форме восьмилепестковой розетки.  Молодежная-Станция отличается оригинальностью архитектуры наземного вестибюля: из здания, продолжая наклон эскалатора, в небо выходит «труба» огромного диаметра, облицованная снаружи ребристыми алюминиевыми панелями, «срез» которой застеклен. Поднимаясь по эскалатору, пассажиры видят вверху солнечный свет и небо. Вестибюль выстроен из монолитного бетона, снаружи покрыт базальтовыми и травертиновыми плитами, внутри — мрамором и гранитом.

Ташкентский метрополитен это единственный действующий метрополитен, устойчиво работающий в зоне высокой сейсмичности, а специальные устройства, очищая и увлажняя подаваемый воздух, создают и поддерживают благоприятные условия для пассажиров даже в самое жаркое время года ( Приложение 3.3). Метрополитен столицы Узбекистана города Ташкента – рекордсмен по многим показателям. Он является не только единственным в Центральной Азии, но и одним из самых красивых в мире.  Станции узбекского метрополитена – только подземные. Все они отличаются разнообразной художественной отделкой. Каждая из них неповторима и уникальна и украшена панно и барельефами, гранитными и мраморными мозаиками и колоннами.

Таким образом, изучив интерьеры метрополитенов различных стран, мы определили, что не везде в отделке использовался мрамор. Мрамор нашли в описании метрополитенов Казахстана, Армении, Узбекистана.



  1. Экскурсия по палеонтологическому музею метро для школьников 6-8 классов

Общественный тpaнспoрт тоже может завораживать, yдивлять и привлекать не только своим функционалом, но и потрясающей красотой и необычностью станций, переxодов и наземных выходов. Если подходить к строительству или реконструкции метрополитена с фантазией и вдохновением, то могут получиться шедевры подземной архитектуры, которые станут жемчужиной города и гордостью всех его жителей, что и произошло в Московском метрополитене. В таком метро и ездить на работу приятно, и просто спуститься на экскурсию будет интересно. Это не просто транспорт, привычная серость и непритязательность. Многие метрополитены из этого списка можно считать филиалами музеев или художественных выставок. Вы только представьте, насколько великолепным и потрясающим может быть метро!

С Московский метрополитеном связано огромное количество тайн и секретов. Узнать некоторые из них вам поможет маршрут-экскурсия под названием « Москва Подземная-парк Юрского периода».

Количество участников: от 1 до 10.

Возрастные ограничения: от 12-14 лет.

Во время экскурсии вы увидите: достопримечательности станций метрополитена.

Средняя продолжительность по времени: 1,5–2 часа.

Уровень сложности: простой.

Можно ли продолжить в другой день: да.

Передвигаясь от станции к станции, ища ориентиры и переходя от одного объекта к другому, вы узнаете много нового об истории метро и увидите знакомые станции в новом свете. Не отказывайте себе в удовольствии полюбоваться красивой колонной или сфотографироваться с памятником, а может и со свидетелем юрского периода.

Особенности маршрута

Составленный маршрут даст вам возможность увидеть самые интересные места метрополитена. Вы будете отгадывать занимательные загадки, а также путешествовать между разными локациями. Вам понадобится около двух часов, чтобы полностью пройти маршрут. Двигайтесь по маршруту вместе со своими друзьями и близкими. Чаше всего группа состоит из нескольких человек. Участники маршрута смогут насладиться особой романтикой древних жителей подземки.

Выведайте тайны столичного метрополитена, пройдя экскурсию по метро « Москва Подземная-парк Юрского периода»!

Собирайте друзей и отправляйтесь в увлекательное подземное путешествие. Наш путь начнётся самой родной станции метрополитена — Савеловская.

Пройдя экскурсию с нами «Москва Подземная - парк Юрского периода», вы узнаете:

- какие материалы использовались в отделке станций;

- где под землёй обитают моллюск наутилус, аммониты, брохиоподы, гастроподы, брюхоногие;

- откройте тайны подземного мира, и поездки в метро больше не покажутся вам скучными!

Не разу не встречали таких? Не может быть! Вы просто невнимательны. Если выкроите несколько минут на самостоятельные палеонтологические исследования, то знакомство из серии "удивительное рядом" не заставит себя ждать.

Обратите внимание на стены станций и, почти обязательно, обнаружите на срезах облицовки следы древних животных в виде панцирей и раковинок.

Наш маршрут экскурсии охватывает следующие станции метро:

Трубная-Цветной бульвар-Площадь Ильича- Электрозаводская- Красносельская- Комсомольская.

Трубная-Преодолейте ступеньки перехода со ст. Цветной бульвар на ст. Трубную. Увидите полированные плиты коричневого цвета. Приглядитесь, они просто кишат приветами из прошлого: раковинки брахиопод и гастропод, кораллы и останки двустворчатых моллюсков.

Площадь Ильича

Поверхности колонн на этой станции отделаны мрамором красного цвета. На каждом шагу можно обнаружить раковины моллюсков. Здесь и наутилусы, и гастроподы, и брахиоподы. Реже - белемниты и аммониты.

Если встать лицом к бюсту вождя пролетариата, то на первой к нему колонне справа в красном мраморе можно сразу разглядеть небольшого наутилуса, несколько морских лилий и брюхоногих моллюсков.

Возраст: 145–200 миллионов лет

Наутилусы, гастроподы, кораллы, губки, двустворчатые моллюски и морские лилии

В колоннах этой станции окаменелости встречаются часто. Как и многие, она облицована красным мраморизованным известняком, в котором, помимо наутилусов, кораллов и губок, расположились гастроподы и морские лилии (иглокожие).

Гастроподы (брюхоногие моллюски) — это огромный класс, к которому относятся как вымершие виды, так и современные. У этих моллюсков тело делится на туловище, голову и ногу. Часто гастропод называют улитками; это единственный вид, который можно встретить на суше. Самая крупная закрученная раковина находится на «Площади Ильича», а самые красивые раковины — в желто-бежевом крымском известняке на станции «Библиотека имени Ленина». Больше всего гастропод в стенах перехода между «Цветным бульваром» и «Трубной».

В известняке станции видны и остатки морских лилий — иглокожих, родственных морским ежам и звездам. На «Площади Ильича» также можно увидеть удачное сечение раковины двустворчатого моллюска. Эти животные вели малоподвижный образ жизни, из-за чего полностью утратили голову. Самые древние двустворчатые были обнаружены в залежах раннего кембрия — около 540 миллионов лет назад. Их можно встретить также на станции «Красносельская».

















Электрозаводская

Эту станцию можно назвать коралловым рифом в центре Москвы. В полу желтовато-белого мрамора палеозойской эры можно заметить отпечатки кораллов аж пяти видов. А если ехать из центра в последнем вагоне, то в стене видны иглы морского ежа. На стене у последнего вагона в центр - наутилус и губки мезозойской эры, у первого вагона - неплохой наутилус и брахиоподы.

Возраст: 145–200 миллионов лет

Наутилусы

Наутилусы — красивейшие головоногие моллюски, дальние родственники осьминогов, кальмаров и каракатиц. Группе наутилоидей, к которой относится их род, около 500 миллионов лет. Современные наутилусы обитают в Тихом и Индийском океанах, но изредка встречаются и в других местах. Крупные и красивые наутилусы есть на станциях «Электрозаводская» и «Площадь Ильича».



Красносельская

Возраст: 145–163 миллиона лет

Кораллы

Граненые колонны станции облицованы крымским мраморизованным известняком «биюк-янкой». Основной тип находящихся в нем окаменелостей — одиночные и колониальные кораллы. Шестилучевые кораллы встречаются в разных разрезах, так что их можно изучить со всех сторон, а на одной из колонн находится целый риф, который из-за своих размеров даже не поместился на грань. Шестилучевые кораллы существуют до сих пор, а вот четырехлучевые вымерли около 250 миллионов лет назад, в конце палеозойской эры. Подобные ископаемые также есть на станциях «Арбатская» и «Аэропорт».

Комсомольская «Комсомольская» - кольцевая
Через два метра от начала перехода, ведущего к Ярославскому вокзалу, справа, на высоте примерно метра от пола, в стене очень четкий наутилус. Если пройти дальше три метра - еще один наутилус.
«Комсомольская» - радиальная. В колоннах, облицованных желтоватым мрамором, много игл и пластин морских ежей.




Заключение

В результате проведенной работы была достигнута цель-мы получили представления о мраморе и его разнообразии, составили картосхему месторождений мрамора, использованного в отделке метрополитена, изучили литературу по видам полезных ископаемых в отделке метро разных странах мира, предложили собственный вариант экскурсии для школьников 6-8 классов.

В ходе изучения темы была подтверждена гипотеза о том, что Московский метрополитен своеобразный геолого-палеонтологический музей- достопримечательность столицы.

































Словарь

Палеонтоло́гия (от др.-греч. παλαιοντολογία) — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

Минералогия (от минерал и греч. λόγος  - логос, слово, учение / англ. Mineralogy; нем. Mineralogie; фр. Minйralogie; ит. Mineralogнe) - наука о минералах. Изучает состав, свойства, морфологию, особенности структуры, процессы образования и изменения минералов, закономерности их совместного нахождения в природе, а также условия и методы искусственного получения (синтеза) и практического

Пилоны - что это такое в строительстве? Это довольно массивные ж/бетонные колонны. Их с успехом применяют в строительстве в качестве основной поддерживающей компоненты для плит перекрытий.































Литература:



1. Зимина Т., к.х.н. «Подземный музей под Москвой». «Наука и жизнь» № 9, 2008

2. Мироненко А.. «Наука и жизнь» (№ 5, 2004 г.)

3. Окаменелости в метро: на каких станциях искать ископаемые юрского периода// официальный сайт мэра Москвы. 4.06.17

4. Шкулев А. П. Брошюра «Ереванский метрополитен», 1983





































Приложение 1. Картосхема месторождений мраморов в России и СНГ.













Приложение №2







Приложение №3.1 Станция «Жибек жолы»

Приложение №3.2 Станция «Алмалы»

Приложение №3.3 Станция «Алатау» 

Приложение 3.4 Ереван. Станция «Маршал Баграмян»




Приложение 3.5 Ереван. Станция Дружбы











Приложение 3.6 Ташкент.